Корреспондент медиапортала "Хранитель" встретился с депутатом Государственной думы, председателем подкомитета по антикризисному управлению Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолием Выборным, чтобы задать ему несколько вопросов.

- Анатолий Борисович, как вы считаете, изменилась ли коррупция за прошедшие 20 лет?

- В странах с формирующейся рыночной экономикой, осуществляющих переход от командно-административной системы к рыночной, коррупция, в силу снижения роли государства и ослабления государственного регулирования экономикой, приобретает системный характер.

Основой коррупции является сам тип экономического строя, основанного на частной собственности и возможностях личного обогащения. Соответствующие общественные отношения формируют в обществе культ денег и наживы, девальвируют моральные и нравственные нормы и выступает социокультурным обоснованием коррупции.

За последние 20 лет возможности России как государства в сфере борьбы с коррупцией значительно возросли, так как произошел процесс институционализации политического и экономического строя. Таким образом, коррупция в значительных размерах приобрела характер угрозы национальной безопасности и суверенитету, так как она подменяет правовое регулирование общественной жизни личными корыстными потребностями.

В стратегическом плане объем коррупции в России за последние 20 лет снизился, так как крупный бизнес потерял возможности непосредственно влиять на решения высших должностных лиц государства, что выражалось в 1990-е годы в явлении «олигархия». Однако, коррупция приобрела другие измерения и стала активно развиваться в бытовой сфере, в сфере взаимоотношений власти с мелким и средним бизнесом. Это говорит о том, что системные корни коррупции не уничтожены.

- Как, на ваш взгляд, изменилась Россия за последние 20 лет?

- Российская Федерация образовалась как государство с рыночной экономикой на территории бывшего СССР. Переходный характер общественной системы позволял говорить о России как о «постсоветском» государстве. В последнее время, данный термин утрачивает свою актуальность.

В 1990-е годы существовала зримая перспектива утраты Россией национального суверенитета. Россия могла обрести статус «failed state» - несостоявшегося государства. Перед страной открылись новые возможности только после прихода к власти в 2000 году Президента В.В.Путина, который провел системные мероприятия по институционализации экономического и политического режима. В результате этих мероприятий, к 2010 году Россия стала сформировавшимся государством с рыночной экономикой и демократической политической системой, имеющим авторитет на международной арене, независимым в проведении внутриполитического и внешнеполитического курса.

Россия вошла в число ведущих экономик мира и оказывает мощное влияние на мировую политику. Решение глобальных проблем человечества невозможно без учета мнения России. Вместе с тем, наша страна сталкивается с новыми вызовами, которые сформированы противоречием между существующей системой международных экономических и политических отношений и потребностями дальнейшего развития человечества.

- Помогли ли многочисленные правительственные меры снижению уровня коррупции?

- Вопрос о коррупция не может выделяться в качестве самостоятельной, полностью автономной проблемы из всего контекста социально-экономического, политического и культурного развития страны. В противном случае, невозможно выявить причинно-следственные связи в коррупционных преступлениях.

В России, безусловно, развернута борьба с коррупцией на государственном уровне. Но, несмотря на предпринятые меры, существуют объективные условия, которые порождают коррупцию. Это существующие экономические отношения, социокультурное состояние общества. И в этом плане меры по противодействию коррупции нуждаются в углублении. Необходимо нацелить борьбу с коррупцией на реальные корни этой проблемы. Бороться с причиной, а не со следствием.

В свете правительственных мер по борьбе с коррупцией для коррупционеров создается как минимум неблагоприятная спихологическая атмосфера, в обществе начинает прививаться мнение о недопустимости коррупции. Проблема заключается в том, что участниками коррупции являются и те, кто дает взятку, и тот, кто ее берет. До тех пор, пока наказание за коррупционные правонарушения не будут перевешивать соблазн получить взятку, борьба с коррупцией будет носить верхушечный характер.

- Каков вклад общественных организаций в дело борьбы с коррупцией?

- Общественные организации призваны выступать связующим звеном между властью и обществом. Развитые гражданские ассоциации способны эффективно контролировать и своевременно сообщать о возможностях коррупционных правонарушений. Борьба с коррупцией невозможна лишь усилиями одного государства, без соответствующей общественной заинтересованности. Именно гражданское общество посылает власти импульсы о том, в каком направлении необходимо вести борьбу с коррупцией.

Коррупция – это общественное явление, которое не связано не только с властью, но и в целом с состоянием общества. Следовательно, возлагать всю вину за высокий уровень коррупции на власть некорректно. Коррупция как общественная болезнь должна стать предметом заботы всего общества. Прежде всего, гражданские ассоциации должны не только отслеживать коррупционные посягательства чиновников, но и вести профилактическую работу среди населения, разъяснять основы правового государства, модели поведения при попадании в коррупционногенную ситуацию.

Общественные организации могут сформировать в обществе соответствующий моральный и нравственный климат, который позволит существенно сократить факты коррупции и ее привлекательность. Необходимо помнить, что коррупция процветает на основе корыстного, частнособственнического интереса. Соответственно, пропаганда в обществе идеалов духовности и нравственности, христианских добродетелей, бескорыстия и бессребренничества могут оказать значительное влияние на умы потенциальных коррупционеров.

- Спасибо вам за интервью и успехов в вашей работе.