Общественные слушания, которые состоялись 12 марта этого года в Общественной палате РФ, вполне определенно стали отправной точкой в новом этапе развития отрасли негосударственной сферы безопасности. Резолюция, принятая по итогам этих слушаний, открывает прямую дорогу к созданию целого ряда эффективных механизмов, которые позволят нашей отрасли, обладающей де-факто наибольшими экспертными возможностями для определения путей совершенствования основ своей деятельности, принимать прямое участие в решении своей собственной судьбы.

В этом плане именно Общественная Палата РФ и Комиссия по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов стали той площадкой, где стремление лидеров отрасли НСБ к консолидации охранного сообщества и формированию действующих экспертных групп нашло свое прямое воплощение.

Учитывая роль, полномочия и возможности Общественной палаты в области проведения общественной экспертизы законодательства Российской Федерации можно констатировать реальное начало процесса общественной и отраслевой экспертной оценки нормативно-правовой базы, на которой базируется деятельность частных охранных структур и прочих предприятий негосударственной сферы безопасности.

Одним из таких действий стало появление заключения по результатам общественной экспертизы проекта ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», которое было подготовлено с помощью ведущих экспертов отрасли НСБ и от имени Общественной палаты направлено министру МВД России Нургалиеву.

Предлагаем вашему вниманию текст этого заключения:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» 

Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – законопроект).

Законопроект разработан Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и затрагивает вопросы обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

Законопроект направлен на повышение уровня безопасности в местах массового пребывания граждан, объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов, происшествия на которых могут привести к человеческим жертвам. Внесение изменений в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности) безусловно вызвано тем, что законодатель пытается создать правовые возможности более полного регулирования отношений, а также установить правовые гарантии для всех сторон данных отношений.

Законопроектом предлагается в определенных случаях и порядке, предусмотренных законопроектом, наделить работников частных охранных организаций дополнительными правами при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов, в том числе и по применению физической силы к нарушителям, действия которых повлекли или могут повлечь серьезные последствия.

Общественная палата Российской Федерации отмечает, что до внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации его необходимо доработать:

1. Законопроектом предлагается пункт 7 части третьей статьи 3 изложить в следующей редакции: «охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, в отношении которых установлены обязательные требования по их антитеррористической защищенности, в том числе объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов с массовым пребыванием граждан».

При этом действующее законодательство не определяет классификационные признаки отнесения объектов к категориям:

- которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения;

- в отношении которых установлены обязательные требования по их антитеррористической защищенности, в том числе объектов транспортной инфраструктуры;

- объектов с массовым пребыванием граждан.

Общественная палата Российской Федерации предлагает дополнить статью 1.1. Основные понятия:

п.8 Перечень объектов, имеющих особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, которые являются федеральной собственностью, утверждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, в оперативном управлении которого такие объекты находятся. В перечень не могут быть включены объекты, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охране.

Перечень объектов, имеющих особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, за исключением объектов, являющихся федеральной собственностью, утверждается нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, определение уровня их безопасности, а также формирование перечня указанной категории объектов и транспортных средств осуществляется в порядке, установленном законодательством о транспортной безопасности.

п.9 Объектом с массовым пребыванием людей является объект, где число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений, составляет 50 и более человек.

2. Законопроектом предусмотрено внесение дополнений в статью 12:

а) часть шестую после слов «на охраняемое имущество,» дополнить словами «либо нарушающее пропускной и (или) внутриобъектовый режимы»;

Указанное положение вступает в противоречие с конституционным требованием статьи 2 “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Таким образом, дополнение должно содержать право на задержание правонарушителя, посягающего на жизнь, здоровье, права и свободы человека.

3. Общественная палата Российской Федерации предлагает часть вторую статьи 3 Закона дополнить словами: в случае возникновения на охраняемом объекте обстоятельств, которые могут привести к угрозе жизни и здоровью граждан и иным тяжким последствиям, работники частной охранной организации, выполняющие охранные функции на объекте охраны, могут быть привлечены правоохранительными органами для обеспечения (поддержания) правопорядка.

4. В законопроекте предлагается дополнить Закон статьей 16.1 «Применение физической силы».

Общественная палата Российской Федерации отмечает, что ни в Законе, ни в рассматриваемом законопроекте не содержатся правовые требования, связанные с реализацией предлагаемой нормы.

 

На основании изложенного Общественная палата Российской Федерации считает возможным поддержать проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» при условии его доработки с учетом изложенных предложений и рекомендаций.