В последние годы в нашей стране велась активная работа по развитию общественного контроля. Одним из стимулов этому послужил Указ Президента РФ "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции», опубликованный еще в 2010 году, и продолжающий его Указ от 13 марта 2012 года.  

28 марта в рамках реализации данного Указа Межкомиссионная рабочая группа по развитию системы общественного контроля и противодействию коррупции, Комиссия по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов Российской Федерации провели общественные слушания по подготовке проекта федерального закона об общественном контроле.  

Сегодня в зале Совета присутствовали члены Общественной палаты, эксперты Рабочей группы, члены общественных советов при органах государственной власти, правозащитники, председатели общественных и предпринимательских организаций – все те, кто напрямую заинтересован в нормальном функционировании системы общественного участия в жизни страны.  

Председательствовал первый заместитель секретаря Общественной Палаты РФ Островский Михаил Владимирович.  

В зале заседания

 Открывший заседание председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и прав человека, один из инициаторов и активный участник разработки закона Федотов Михаил Александрович подчеркнул важность создания новой формы законодательства, которое уже было опробовано в создании Закона «Об учреждениях и органах, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы». «Главным в общественном контроле является то, что каждый участник процесса реагирования нацелен на достижение общего блага, а не частного интереса. Что и представляет собой новые формы демократии» - считает Михаил Александрович.  

Выступает председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и прав человека Федотов М.А.

  

Основным проблемным моментом является то, что подобная ситуация порождает своеобразную конкуренцию между государством и гражданским обществом в сфере защиты общественных интересов, провоцируя латентные формы конфликтов. Тем самым, конечно, общественный контроль представляет собой одну из самых чувствительных сфер законодательства, работа над которой осложняется поиском консенсуса между огромным количеством факторов. Первоочередными задачами, которые решает обсуждаемый Закон, являются формирование понятийного аппарата, установление единой системы принципов общественного контроля, определение полномочий институтов гражданского общества в осуществлении этого контроля. 

Практическая значимость проекта очевидна в свете последних событий, считает и председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ Иосиф Евгеньевич Дискин.  

Поскольку любые меры, принимаемые государством без участия гражданского общества – не воспринимаются россиянами как легитимные, по принципу «что сделано без нас – не для нас», поддержка законом и институциализация форм контроля общества поможет превратить гражданское общество и государство в равноправных партнеров.  

Выступления Кабанова Кирилла Викторовича – председателя Общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет», Пожигайло Павла Анатольевича – председателя Комиссии Палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия, Федорова Георгия Владимировича – члена Общественной Палаты, Гефтера Валентина Михайловича - эксперта Рабочей Группы, Коротченко Игоря Юрьевича – председателя Общественного Совета при Министерстве обороны РФ были посвящены наиболее актуальным вопросам, беспокоящим экспертное сообщество. А именно: конкретизации субъектов и объектов общественного контроля и прав контролирующих организаций, антикоррупционной составляющей, четкому юридическому определению некоторых формулировок, понятийному аппарату.  

Слово имеет председатель Общественного Совета при Министерстве обороны РФ Коротченко И.Ю.

 В свою очередь Дмитрий Галочкин от лица Общероссийского Профсоюза негосударственной сферы безопасности полностью поддержал разработку законопроекта, видя в нем, при корректном составлении и исполнении, эффективный инструмент защиты прав профсоюзного сообщества в сферах взаимодействия с органами министерства внутренних дел, в частности – лицензионно-разрешительной системой, органами местного самоуправления.  

Выступает член Комиссии ОП РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Галочкин Д.Е.