Общественные слушания на тему:

«Безопасность граждан. Место и роль негосударственной сферы безопасности (НСБ) в системе безопасности Российской Федерации»

12 марта 2012г. 

г.Москва

Организаторы: Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, Общероссийский профсоюз негосударственной сферы безопасности, Оргкомитет по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых празднованию 20-летия НСБ.

РЕЗОЛЮЦИЯ

Заслушав и обсудив вопрос «Безопасность граждан. Место и роль негосударственной сферы безопасности (НСБ) в системе безопасности Российской Федерации», участники слушаний в Общественной палате Российской Федерации отмечают, что для эффективного решения данного вопроса необходимо принять комплекс мер правового, экономического и организационного характера. При этом были отмечены следующие моменты:

Действующее охранное законодательство в значительной мере однобоко и не уделяет должного внимания созданию благоприятных условий для развития рынка охранно-детективных услуг в РФ. Нередки случаи, когда государственные структуры выступают конкурентами в борьбе за рынок охранных услуг и используют в своих интересах административный ресурс.

Статья 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» возлагает на охранника обязанность по взаимодействию с правоохранительными органами в профилактике правонарушений и обеспечении правопорядка. Однако сегодня отсутствует эффективный механизм взаимодействия. Постоянно занижается роль профессиональных и общественных объединений НСБ. Необходимо создание Единого координирующего органа на государственном уровне.

Одним из недостатков регулирования в негосударственной сфере безопасности является то, что не выработана единая государственная политика в сфере обеспечения безопасности бизнеса, действующее законодательство в сфере охранной деятельности имеет много отсылочных норм и т.д. Нет единой Концепции охранной деятельности в Российской Федерации. В ней, прежде всего, должны быть определены перспективы развития различных видов охраны (государственной и частной), очерчен круг субъектов рынка охранных услуг и их полномочия, четко сформулированы критерии разграничения объектов, подлежащих государственной, ведомственной и негосударственной охране.

Сегодня недостаточен профессиональный уровень частных охранников и детективов, специалистов экономической безопасности, техников и инженеров. Во многом это обусловлено низкой ценой на охранные услуги, которая иногда недотягивает даже до уровня рентабельности. Не способствует повышению профессионального уровня и качество подготовки в образовательных учреждениях (отсутствие квалифицированных преподавателей, необходимой материальной базы, продажа документов, подтверждающих прохождение обучения), а также формальное проведение органами внутренних дел приема квалификационного экзамена, периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

Отсутствие стандарта качества охранных услуг ведет к размытости в рыночных отношениях, позволяет одерживать победу в тендерах демпингующим организациям. В течение пяти лет не принимается Технический регламент, определяющий антикриминальную и антитеррористическую защиту объектов охраны, что позволяетзаказчикам услуг «экономить» на безопасности, не обеспечивая достаточной технической оснащенности объектов, сдаваемых под охрану.

Сегодня необходимо активизировать работу по совершенствованию законодательства в сфере негосударственной (частной) охранной и сыскной деятельности. Назрела необходимость формирования законодательства о безопасности бизнеса, правовом закреплении вопросов по совершенствованию социальной защиты работников негосударственной сферы безопасности, предоставлении возможности использования служебного оружия при оказании охранной услуги по защите жизни и здоровья граждан.

Учитывая важность указанных проблем, на основе Концепции развития Российской Федерации до 2020г., Концепции национальной безопасности РФ необходимо разработать Концепцию развития негосударственной сферы безопасности до 2020г.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СЛУШАНИЙ УЧАСТНИКИ ПОЛАГАЮТ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ ВНЕСТИ СЛЕДУЮЩИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1. Создать при Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органоврабочую группу по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы функционирования негосударственной сферы безопасности.

2. Комиссии, совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, проработать вопрос о модернизацииправовой базы исполнения конституционного права гражданРоссии по обеспечению вооруженной защиты личности и защиты бизнеса на основе равноправия различных форм собственности. Включить в число субъектов, обеспечивающих правопорядок, частные охранные организации и детективов.

Пересмотреть нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность охранных структур, с тем, чтобы при сохранении контролирующей роли государства изъять из законодательства положения, препятствующие нормальному экономическому развитию российских негосударственных структур безопасности и ослабляющие их конкурентоспособность в рамках ВТО, для чего создать рабочую группу в составе представителей профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, Министерства внутренних дел, Министерства экономического развития, профессиональных общественных объединений и организаций негосударственной сферы безопасности.

3. Рекомендовать рассмотреть вопрос об организации координационного органа по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при Правительстве РФ. Повысить эффективность обмена информацией между НСБ и уполномоченными органами о происшествиях, криминальной обстановке, лицах, находящихся в розыске, угрозах охраняемому объекту, а также иных сведений, необходимых для осуществления надежной охраны объекта и пресечения посягательств.

4. Рекомендовать уполномоченным ведомствам обеспечить участие представителей Общественной палаты РФ, Общественных палат субъектов РФ, ТПП РФ, территориальных Торгово-промышленных палат, профессиональных союзов и объединений негосударственных структур безопасности в парламентских слушаниях, работе экспертных советов при Правительстве РФ, профильных комитетах Государственной Думы и Совета Федерации. Также предусмотреть участие в работе региональных органов исполнительной и законодательной власти по вопросам разработки и совершенствования нормативно-правовой базы, регулирования негосударственной сферы безопасности.

5. В целях укрепления взаимодействия негосударственных организаций правоохранительной направленности с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать включать представителей общественных объединений, руководителей охранно-сыскных структур, частных детективов, руководителей служб безопасности в состав территориальных общественных советов по обеспечению правопорядка в регионах и привлекать их в качестве экспертов к работе антитеррористических комиссий и комиссий по профилактике правонарушений.

6. С целью разработки единой тарифной политики в отрасли создать инициативную группу по подготовке Отраслевого трехстороннего соглашения на уровне Правительство РФ - Объединение работодателей НСБ – Профсоюзы НСБ. Инициативной группе поручить проработать вопрос о создании Объединения работодателей НСБ на федеральном уровне.

7. Для разработки единых стандартов в области частной охранной и детективной деятельности, определения единых подходов к регулированию НСБ создать инициативную группу по организации саморегулируемой организации НСБ и поручить группе проработать вопрос о подготовке связанных с этим изменений и включении их в нормативно-правовую базу РФ.

8. С целью повышения качества представляемых НСБ услуг проработать вопрос о замене существующей сегодня системы периодических проверок предприятий, руководителей и сотрудников НСБ органами МВД на введение системы обязательной, плановой подготовки и переподготовки с установленной периодичностью для всех категорий должностных лиц частных охранных организаций и детективов. В этом направлении возможно более широкое использование материально-технической базы ДОСААФ.

9. Несмотря на общее снижение ставки страховых взносов с 34% до 30%, а для отдельных плательщиков УСН с 26% до 20%, данная ставка остается выше, чем докризисная – 26% и 14% соответственно. Снижение на продолжительный период (до 2027г.) совокупной ставки страховых взносов до 14% для всех охранных организаций, или, как минимум, для использующих упрощенную схему налогообложения, станет весьма значимым инструментом поддержки предприятий негосударственной сферы безопасности. Снижение тарифов производится за счет страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

В связи с этим предлагаем внести изменения в ст.58 ФЗ 212-ФЗ «Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов» в следующем виде:

Подпункт 8 пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

дополнить подпунктом я.11)

я.11) охранная и детективная деятельность

10. Правительству Российской Федерации, Министерству внутренних дел и Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

- расширить список организаций, имеющих полномочия на охрану объектов различной сложности с проведением дифференциации данных объектов по значимости и защищенности; на основании данного анализа подготовить изменения в приложение №1 постановления Правительства Российской Федерации №578 «Перечь объектов, подлежащих государственной охране», с целью большей дифференциации рынка охраны по категориям и возможности привлечения негосударственных охранных предприятий;

– разработать соответствующие документыпо присвоению кода рабочей профессии «охранник». В рамках НИОКР подготовить пакет регламентирующих документов по охране труда в охранных предприятиях и службах. Рассмотреть вопрос о включении в список профессий, по которым проходят обучение через Центры занятости населения безработные и высвобождаемые по сокращению граждане, профессий «охранник» и «частный детектив» и проводить обучение за счет государства в НОУ.

Приложение

Справка по состоянию отрасли НСБ

За прошедшие два десятилетия со дня принятия Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», создавшего правовые основы формирования индустрии безопасности России, сформировался рынок негосударственных услуг безопасности как сектор реальной экономики с развитой инфраструктурой. В этой связи на рынке охранных услуг все более активную роль в обеспечении экономической безопасности стали играть негосударственные субъекты – частные охранные организации.

По состоянию на 1 января 2012г. в Российской Федерации фактически оказывают охранные услуги 24700 частных охранных организаций. Статус частного охранника имеют 678600 граждан Российской Федерации. Из них около 24% имеет опыт государственной службы: в прошлом являлись сотрудниками органов внутренних дел 96600 человек, внутренних войск МВД России - 10100 человек, органов безопасности – 8400 человек, других правоохранительных органов – 7300 человек, военнослужащих Министерства обороны Российской федерации – 37300 человек.

Частные охранные организации охраняют 542800 объектов различного назначения. В их числе промышленные предприятия, объекты кредитно-финансовой сферы, торговли, высшей и средней школы, дошкольные учреждения, объекты здравоохранения и т.д. Более 32500 охранных организаций заключили с органами внутренних дел соглашения о взаимодействии. В соответствии с соглашениями частные охранные организации взяли на себя обязательства осуществлять контроль территории, прилегающей к охраняемым объектам (25700 соглашений), совместное патрулирование в составе групп быстрого реагирования частных охранных организаций (4700 соглашений). Кроме того частными охранными организациями заключено 1400 договоров с муниципальными органами на оказание содействия в обеспечении общественного порядка. В 2011г. ежесуточно в различной форме к охране общественного порядка привлекалось 82300 частных охранников. В системе единой дислокации органами внутренних дел учтено 200700 объектов с постоянным нахождением сил и средств частной охраны.

В 2011 году частными охранниками задержаны и переданы сотрудникам полиции 233,5 тыс. правонарушителей, в том числе: более 14,2 тыс. по подозрению в совершении преступлений; 104,4 тыс. – в процессе выполнения договорных обязательств. 45 тыс. правонарушителей задержаны при совместном с работниками полиции патрулировании в составе групп быстрого реагирования частных охранных организаций; 68,9 тыс. – в ходе обеспечения общественного порядка.

За добросовестное выполнение служебных обязанностей, активное участие в оказании содействия правоохранительным органам и проявленную при этом смелость 3100 работников частных охранных организаций были в 2011г. поощрены органами внутренних дел, в том числе 600 человек отмечены общественными наградами.

Более 3 миллионов работников российской индустрии безопасности, состоящей из нескольких десятков тысяч разнопрофильных государственных и негосударственных структур – субъектов рынка безопасности, оказывают широкий круг востребованных предпринимателями и гражданами услуг, обеспечивая стабильное развитие экономики страны, упрочение в ней цивилизованных рыночных принципов, улучшение предпринимательского и инвестиционного климата, защищенность бизнес-сообщества от внутренних и внешних угроз.

Положительно зарекомендовали себя негосударственные охранные структуры и при оказании содействия правоохранительным органам в обеспечении порядка в период подготовки и проведения избирательных компаний в 2011-2012гг. Только в Москве и области к обеспечению правопорядка на избирательных участках в последнюю компанию привлекалось 7000 охранников. В течение 2011г. ежесуточно в различной форме к охране общественного порядка участвовали 82300 частных охранников. В системе единой дислокации органами внутренних дел учтено 200700 объектов с постоянным нахождением сил и средств частной охраны.