Вниманию читателей предлагается выступление Валерия Борисовича Макарова на X Юбилейной конференции НСБ 14 февраля 2012 г.
Коллеги!
Мы отмечаем с Вами двадцатилетие существования частной детективной и охранной деятельности в стране. К сожалению - существования, - потому что за 20 лет мы не стали ни бизнесом, ни отраслью, ни индустрией. Хотя и позиционировали себя с этими определениями все время. Мы с Вами остались частной деятельностью. Не столько мы не стали, насколько нам не дали состояться.
За 20 лет государство не проявило интереса к силе, которой за рубежом доверяется решение важнейших задач, с которой спрашивается по полной программе, на которую правительствами тратятся серьезнейшие деньги и, наконец, которая признана полноправным участником экономики стран. Я не зря употребил слово сила. Создав механизм ее применения, можно получить дополнительную движущую силу в развитии страны, в решении социальных и ряда других задач, эта сила требует внимания к себе, управления ею, контроля за ней, в конечном счете, проявления заботы.
Что в западных странах и сделано, а если что и не доведено до ума, то правительства знают что надо делать, и делают это. Наше правительство нормировало правила поведения юридических и физических лиц в области частной детективной и охранной деятельности и определило порядок контроля за их работой. Организацией контроля за нашей деятельностью государство исчерпало свое участие в дальнейшем развитии этого направления.
После известных законодательных новаций нас стало меньше, деятельность стала заметно "серее", качество услуги ниже, произошел массовый переход на "вахту", нормой стало игнорирование трудового законодательства, завершилось деление юридических лиц на своих и нейтральных. Если ничего не менять и оставить все как есть, то мы с Вами пойдем по пути деградации, и нашей перспективой является вырождение.
Однако, в планах этого года долгожданное вступление России в ВТО. Всемирная Торговая Организация - сложный механизм, в ней существуют договоренности каждого ее члена с каждым. Есть положения о переходном периоде, после которого запрещается лоббировать отрасли, дотировать, к примеру, сельское хозяйство. А потом следует «нет» с последствиями дисквалификации.
Говорят, не пустим иностранный капитал в частную охрану, если это не прописано межправительственными документами. А последние возникнут с учетом интересов западного капитала. Незащищенность «рынка» охранных услуг очевидна. К тому же часть материалов переговоров одной стороны с другой является закрытой. Нет уверенности, что, к примеру, со шведами или датчанами не оговорена возможность прихода их охранных структур на рынок в Россию.
Вступим в ВТО и откроется данная позиция, после чего «махать руками» бесполезно. О чем договаривались МИД и МЭР - неизвестно. Например, Роспатент подстраховался и в преддверии вступления в ВТО переработал Патентный закон. Переработал не под себя, а под страну, под автора, под патентообладателя. Государственный подход.
ФЗ № 272 реставрировал Закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" № 2487-1, но не в интересах охранного сообщества, не в интересах Заказчика, а "в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной и детективной деятельности". Ведомственный подход.
Со вступлением России в ВТО мы вынуждены будем официально открыть свой рынок мировой безопасности, не имея по сути никаких конкурентных преимуществ. И хорошо известные нам шведская Группа "Securitas" и Датская компания «Group 4 Falck» безусловно, приступят на территории России к осуществлению корпоративного контроля в отрасли. Во-первых, это мировые лидеры, во-вторых, самые крупные и, в-третьих, они идут по пути глобализации.
Они уже сегодня имеют свои представительства и организации в России, Украине, Азербайджане, Казахстане. Стоило только инвестициям в развитие частного охранного бизнеса Индии начать увеличиваться и Группа «Securitas» начала работать в Индии наравне с местными охранными компаниями. И не случайно вся частная охрана Прибалтики была скуплена в одночасье «Securitas». Купили, да и все. Аналогичное событие может произойти и в России. Поэтому второй перспективой для нас является возможность продать варягам то, что имеем.
Но парадокс заключается в том, что продавать-то оказывается нечего. У нас с Вами сегодня нет оружия, в большинстве своем мы с Вами не имеем недвижимости, основные средства минимальны, производственных мощностей нет, кредитная история зависит от личных знакомств. У нас с Вами нет бизнеса, у нас есть административный ресурс. У каждого свой, большой или малый, за счет него и живем. Вспомните, когда у Предприятия-Заказчика меняется руководитель, и Вы теряете контракт, то к Вашему сменщику переходят не только денежные потоки, но и люди. И мы еще радуемся, когда вслед за ушедшими без юридических последствий людьми, новый подрядчик предлагает купить у нас оборудование на объектах. Утрачивая административный ресурс, мы в одночасье теряем все.
Наши Перспективы при соблюдении сегодняшнего статус-кво понятны. А как в мире? К чему стремиться?
1. Мировой частный охранный бизнес идет по пути глобализации, осуществляя корпоративный контроль в отрасли. Становится интернациональным, поглощая все большие территории, расширяя сферы своего влияния. Раньше мы говорили о шведской компании "Securitas", сегодня о Международном охранном концерне Группа " Securitas " (более 250 000 человек в более чем 30 странах). Еще более крупной является Датская компания «Group 4 Falck» (более 340 000 человек в 108 странах).
Так как обе компании носят интернациональный характер, представлены своими акциями на мировых фондовых биржах, то о них можно говорить как о представителях большого бизнеса, за которыми стоят и инвесторы, и банки, и страховые компании, и профсоюзы, в конечном счете, и правительства ряда стран. Нам просто нечего им противопоставить.
2. Крупные иностранные компании диверсифицируют свой бизнес, уйдя от чистой физической охраны в коммерческие модели обеспечения безопасности с широкомасштабным применением интегрированных систем безопасности.
Иными словами услуги физической охраны трансформируются в услугу комплексной безопасности. Более того, понимая, что внедрение технических средств не одномоментное, заказчику предлагается коммерческая модель охраны, реализация которой рассчитана на 5-10 лет.
Коммерческие модели охраны объектов успешно действуют в ряде зарубежных стран, в том числе США (с 1974 года), ФРГ (с 1994 года), Израиле (с 1996 года).
3. Развивается специализация бизнеса безопасности. Технологии вторгаются на рынок очень быстро, и приносят с собой массу изменений. И в результате стратегический акцент типовой программы безопасности смещается с традиционного вопроса - как бы сэкономить на количестве охранников на вполне грамотный, как снизить уровень рисков по профилю деятельности обслуживаемой компании? Борьба за большой портфель самых разнопрофильных клиентов, сменяется борьбой за отдельную отрасль производства, сферу услуг. В результате все становится весьма ясным. Отрасль сегодня - прекрасное место, чтобы делать свой бизнес. Это для «Securitas» и ему подобных. А мы с вами еще не подошли и к традиционному вопросу - о сокращении числа охранников за счет внедрения технических средств безопасности.
Мы внедряем демпинг и вахту иногородних.
4. В развитых капиталистических странах частному охранному бизнесу со стороны государства оказывается серьезная поддержка: от предоставления налоговых льгот, поставок электронно-вычислительной техники, передовых средств радиосвязи, современных видов специального оружия до поддержки спецслужбами и предоставления государственных контрактов. От обычных - охрана государственных объектов и расследования в сотрудничестве с полицией, до исключительных - участие в войнах за рубежом.
5. В отдельный пункт выделяю охрану военных объектов и ЧВК (частные военные компании). Руководство ряда стран широко использует практику привлечения частных структур к охране военных объектов, расположенных на национальной территории, а также в зонах военных конфликтов или чрезвычайных ситуаций.
Два года назад Министерством обороны РФ был проявлен интерес к частному охранному бизнесу. Летом 2009 года Министр обороны РФ выразил свое согласие с предложением ГШ ВС РФ создать ОАО как управляющую компанию с целью привлечения частных охранных организаций для охраны объектов Министерства обороны РФ.
Под руководством Начальника ГШ ВС РФ была создана рабочая группа, которая и занималась проработкой данного вопроса вплоть до мая 2010 года. Рабочей группой была изучена вся законодательная база в области обеспечения безопасности в стране, в том числе и подзаконные акты всех силовых министерств, подготовлен полный пакет документов для создания указанного ОАО, рассмотренный на совещании у Министра обороны РФ.
Совещание закончилось решением Министра обороны РФ отказаться от охраны объектов министерства силами частных охранных организаций в силу их слабой вооруженности.
На сегодняшний день вопрос решения поставленной задачи продолжает быть актуальным - военнослужащие срочной службы не освобождены от несвойственных обязанностей и продолжают охранять объекты Министерства обороны.
Но, по большому счету, кому нужно приобретать на рынке услугу далеко не молодого и не спортивной внешности человека с берданкой раскрашенной белыми полосами?
За последние десятилетия в мире сложился глобальный рынок частных военных услуг - частная военная индустрия. Частные военные кампании (далее - ЧВК) предоставляют на этом рынке широкий спектр военных услуг и услуг в сфере безопасности, их нанимают как слабо развивающиеся страны, так и ведущие мировые державы, коммерческие компании для выполнения специфических задач. Наиболее наглядным проявлением этой тенденции стали, ведущиеся с марта 2003 года военные действия в Ираке, которые многие аналитики назвали «первой частной войной», когда каждый десятый, из выполняющих там военные и охранные задачи, являлся сотрудником ЧВК.
Международно-правовой статус сотрудников компаний, действующих в интересах вооруженных сил, закреплен в Гаагской конвенции 1907 года (ст. 13) и Женевской конвенции 1949 года (ст.4).
Примером успешного сотрудничества ЧВК и государства стало их взаимодействие по борьбе с морским пиратством (Украина - есть примеры успешного отражения нападения пиратов специально нанятыми на корабли для выполнения этих задач бывшими военнослужащими морской пехоты), страны бывшей Югославии - где ЧВК по контрактам заключенным с государством ведут работы по разминированию местности после войны, Судан (Дарфур) - по контрактам заключенным с ООН, ЧВК выполняют миротворческие задачи, после землетрясения на Гаити в январе 2010 г. половина личного состава американских сил переброшенных для поддержания порядка в стране - представители ЧВК.
Воюют за границей и наши соотечественники. Но это не организованная миграция. Едут самостоятельно, под видом туристов или наемной рабочей силы. Безо всякого международно-правового статуса, без защиты положениями Гаагской и Женевской конвенций, без ведома и, следовательно, без защиты нашего государства. Повезло, так повезло, а на нет и суда нет. А если и есть суд, то - как над Бутом.
Вооружение наших охранных организаций не позволяет нам рассчитывать на охрану объектов Министерства обороны. По этой же причине нам не грозит, и вырасти в частные военные компании.
О перспективах и наших, и не наших все. Теперь о мерах.
Рынка нет, и в одночасье его не создашь. Охранная и сыскная услуга в нашей стране не рыночный продукт. Порядка 80% проводимых торгов в стране признаются не состоявшимися, а оставшиеся >20% коррумпированы. Государство на "рынке" услуг безопасности выступает в трех ипостасях: законодателя, контролера, поставщика, что не допустимо при отсутствии на это государственной монополии.
Я вижу один вариант противостояния возможной экспансии сильных мировых игроков в Россию. При условии, что она состоится. Если не состоится, то по прошествии времени и при определенных обстоятельствах государство само будет вынуждено думать, что с нами делать, чтобы не противопоставлять порядок беспорядку.
Противостоять крупной иностранной компании в области безопасности может только крупная отечественная компания, созданная под эгидой Правительства страны.
Гарантированным рынком для компании должны стать объекты Военно-промышленного комплекса и Министерства обороны.
ОАО «Холдинговая компания «Росохрана» с общей численностью в 200 000 человек сможет взять под охрану более 7500 объектов. На оплату услуг охраны этого количества объектов в год потребуется 66,5 млрд. рублей.
На 1 этапе "Развертывание"
ОАО «Холдинговая компания «Росохрана», открыв свои филиалы на территориях военных округов, флотов, регионов:
- составляет перечни объектов охраны;
- определяет стоимость охранных услуг в том или ином регионе, военном округе, флоте;
- организует обследование объектов с целью выявления наличия и достаточности технических средств охраны (ТСО), выбора способов охраны и численности персонала;
- осуществляет подбор частных охранных организаций на физическую охрану, предприятий на проектирование, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы технических систем безопасности объектах охраны;
- формирует из подобранных частных охранных организаций и предприятий сеть дочерних и зависимых обществ;
- организует закупки оборудования, материалов, комплектующих для строительства ТСО;
- организует и контролирует работу дочерних и зависимых обществ по физической охране, строймонтажу и пуско-наладке ТСО на объектах охраны;
- принимает наиболее важные объекты под охрану собственными силами.
Для достижения цели по формированию охранной услуги комплексного характера путем дополнения физической охраны современными техническими средствами обеспечения безопасности, ОАО «Холдинговая компания «Росохрана» должна будет развернуть работу по созданию коммерческих структур по производству и внедрению на объектах охраны этих технических средств.
На 2 этапе "Становление"
ОАО «Холдинговая компания «Росохрана» доведя число структурных подразделений до 200-250 (порядка 170 000 - 200 000 рабочих мест), открывает новые направления деятельности - системного интегратора в сфере безопасности с акцентом на интеграцию объектовых систем безопасности, пультовую охрану, сопровождение грузов и инкассацию денежных средств.
Правительство в рамках законодательной инициативы проводит работу по включению в международные договора Российской Федерации соответствующих положений, приводящих деятельность ОАО «Холдинговая компания «Росохрана» в соответствие с законодательством иностранных государств, на территории которых планируется его деятельность.
На 3 этапе "Развитие"
ОАО «Холдинговая компания «Росохрана» открывает дочерние и зависимые хозяйственные общества за пределами территории Российской Федерации.
ОАО «Холдинговая компания «Росохрана» осуществляет за рубежом охрану временных воинских формирований российских Вооруженных Сил, представительств, миссий, экспедиций, предприятий Российской Федерации, совместных предприятий, объектов стран пребывания. По сути - становится частной военной компанией (ЧВК).
ОАО «Холдинговая компания «Росохрана» проводит политику корпоративного контроля отрасли безопасности в странах пребывания, осуществляет территориальную диверсификацию бизнеса. Ведет конкурентную борьбу с мировыми лидерами в области оказания услуг безопасности, в том числе и на территории Российской Федерации при вступлении страны в ВТО.
Спасибо за внимание,
Автор - руководитель Синдиката "Национальная Гвардия"