Презентация «Технологии будущего: IT-проекты DME», которая в начале февраля прошла в Технологическом центре Digital October на Берсеневской набережной, началась весьма нестандартно. Журналистов и блоггеров (порядка 50 человек) приветствовало голографическое изображение Директора по информационным технологиям Московского аэропорта Домодедово Виктора Пономаренко. Позже он сменил своего голографического партнера и представил интересные IT-проекты аэропорта.

Их большая часть связана с обеспечением безопасности пассажиров, персонала, посетителей. Поэтому постараемся упомянуть об этих проектах более подробно, но в пределах одной статьи. Некоторые из проектов, большинство которых будет реализовано в текущем году, не имеют аналогов не только в России, но и в мире. 

Спикер презентации в свое время окончил Московский авиационный институт и сразу начал работать в аэропорту Домодедово инженером по радиолокации. С прошлого года – директор по информационным технологиям.

«Технологии будущего: IT-проекты DME» является продолжением серии презентаций, на которых крупнейший аэропорт России и Европы знакомит российских и зарубежных журналистов и блоггеров с планами своего развития. Настоящая презентация проходила в динамическом режиме одновременно на трех экранах.

Несколько слов о самом аэропорте Домодедово.

Разрабатывая тот или иной IТ - проект, отметил В.Пономаренко, Московский аэропорт Домодедово принимает во внимание бизнес-требования отрасли, основывается на принципах высокотехнологичности, надежности и клиентоориентированности.

Рассмотрим некоторые из проектов:

1. Сегодня в Домодедово реализуется уникальный для России проект внедрения усовершенствованной аэродромной многопозиционной системы наблюдения за наземным движением (А-SMGCS). Система при любых погодных условиях предоставит диспетчеру информацию об идентификации и местоположении участников движения (например, самолете и автомобиле). Анализируя полученные параметры, система заблаговременно предупреждает диспетчера об опасных сближениях и дает тем самым возможность принять соответствующие меры для изменения траекторий участников движения. Внедрение проекта должно завершиться в первом квартале т.г.

2. Понятно, что невозможно считать систему безопасности целостной без электронных средств контроля периметра аэропорта. Поэтому в конце февраля 2012 года в Московском аэропорту Домодедово завершится реализация проекта Smart Fence (или "Умный забор"). Интегрированная система охраны оснащена датчиками движения и вибрации, противоподкопными датчиками, камерами телевизионного наблюдения и инфракрасной системой дальнего обнаружения. Она позволяет предотвратить скрытое несанкционированное проникновение в контролируемые зоны аэропорта.

При срабатывании одного из датчиков на экран оператора поступает сигнал о месте нарушения, а также видеоизображение с камеры и тепловизора. Аналитическая система идентифицирует нарушителя и предлагает оператору дальнейшие действия в зависимости от степени угрозы.

3. В 2012 году в аэропорту будет полностью модернизирована цифровая система видеонаблюдения высокой четкости. И если по техническим характеристикам и количеству видеоканалов (более 1500) она не будет иметь аналогов в России, то по уровню и объему видеоаналитики нет аналогов в мире. Система позволяет обнаруживать и анализировать критические события, например, пересечения охраняемого периметра, обнаружения оставленных вещей или скопления пассажиров.

При обнаружении скопления пассажиров, скажем, на пограничном контроле, система генерирует заявки на открытие дополнительных кабинок паспортного контроля и информирует о сложившейся ситуации уполномоченное должностное лицо.

Важная составляющая в работе этой системы в том, что в нее заложена возможность анализа сотни сценариев критических и опасных событий.

4. Контроль доступа на перрон является важным элементом системы авиационной безопасности. Для обеспечения надежного контроля разработана интегрированная система управления доступом, которая основана на анализе уникальных биометрических данных (отпечатков пальцев). Это во многом исключает несанкционированное проникновение на перрон. Запланированный срок реализации - октябрь 2012 года.

5. Наличие автоматизированных систем не может исключить необходимости участия человека в обеспечении безопасности. Завершаемый в мае т.г. проект "Киборг" предполагает оснащение сотрудников службы безопасности аэропорта носимыми видеокамерами для объективной фиксации событий. Анализ записанной видео- и аудиоинформации предоставит возможность повысить уровень обслуживания пассажиров и осуществить контроль за работой сотрудников службы безопасности.

Следует заметить, что именно этот проект вызвал большой интерес журналистов электронных и печатных изданий. Так, портал «Лента.ру» разместил материал под названием «На охрану "Домодедово" поставят "киборгов". На следующий день отозвалась «Комсомольская правда» - на «kp.ru» появилась заметка «Домодедово защитят … киборги». Тогда же портал «Cnews.ru» откликнулся статьей «Охранять "Домодедово" будут киборги и умные заборы».

6. Кроме того, В 2012 году завершается создание единого ситуационного центра, консолидирующего информацию из основных баз данных и систем аэропорта.

Ситуационный центр предназначен для информационного сопровождения и управления мероприятиями, предусмотренными Планами действий по сигналам ЧС и диспетчеризации событий и задач смены аэропорта. Данный центр, по заявлению В.Пономаренко, позволит повысить эффективность управленческой деятельности и оперативной координации служб Московского аэропорта Домодедово.

 

Понятно, что эффективная работа систем и средств безопасности будет зависеть от правильного выполнения требований эксплуатации и обслуживания. В ряде случаев уже известна практика нагромождения систем при объединении их в комплекс таким образом, что часть из них перестает эффективно работать и вводит в заблуждение персонал, что приводит к серьезным проблемам при возникновении ЧС. Поэтому одновременно с разработкой необходимо вести обучение пользователей и обслуживающего персонала, а именно эта составляющая и не нашла отражение в презентации. В личной беседе с журналистом Виктор Пономаренко ответил на ряд специализированных вопросов, а также дал пояснения и по этому направлению.

С целью повышения отказо- и катастрофоустойчивости IT-инфраструктуры аэропорта в эксплуатацию вводится новый центр обработки данных, модернизированы два центра маршрутизации, а также телекоммуникационные помещения, которые отвечают за передачу данных. Все эти объекты обеспечиваются по первой особой категории электропитания, что означает подведение двух линий электропередач от независимых подстанций и подключение к автономному источнику электроэнергии (генератору).  

Следует отметить, что общий объем инвестиций аэропорта в IТ – проекты, за последние два года, составил порядка 2 млрд. рублей, и сегодня в Домодедово на стадии реализации находится более 100 проектов.  

Из показанных на презентации проектов IT следует отметить:  

- Систему управления ресурсами RMS;  

- Автоматизацию процессов учета ГСМ и производства бортового питания;  

- Электронную торговую площадку и B2B портал;  

- Корпоративную систему отчетности.  

 

По окончании презентации журналистами были заданы вопросы, на которые Директор по информационным технологиям давал ответы совместно с руководителем пресс-службы аэропорта Домодедово. Они касались особенностей паспортного контроля, внедрения мировых аналогов представленных проектов, организации обратной связи от пассажиров и других важных тем. Было отмечено, что подобные презентации обязательно продолжатся в текущем году.