Странная история происходит вокруг ещё не принятого, но уже порядком нашумевшего законопроекта - о безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий. Дискуссии вокруг него выявили неприятную очевидность - все, кто приходит на стадион, в той или иной степени ассоциируются с фанатами. 

Мне довелось поговорить с несколькими болельщиками со стажем, которые с недавнего времени отказались ходить на футбольные матчи. Один из них мечтал посещать игры всей семьёй, но надоело подвергать домочадцев долгим ожиданиям в очередях при досмотре у входа на стадион и повторной подобной «экзекуции» в милицейских коридорах уже после матча. Да ещё к тому же есть серьёзная опасность оказаться в эпицентре конфликта между ОМОНом и подгулявшими любителями отнюдь не футбола (он им, пожалуй, мало или вообще неинтересен). Потому спортивный праздник, в который, по идее, должен превращаться семейный поход на стадион, мой знакомый теперь предпочитает устраивать дома. 

Другой мой собеседник, крепкий парень, сказал, что забыл дорогу на трибуны после того, как его, несмотря на отсутствие необходимой в таких случаях амуниции, перепутали с фанатом одного московского клуба. Перепутали его дважды за вечер - сначала представители органов охраны правопорядка, а потом - уже фанаты. И в том и в другом случае парню пришлось вспоминать все навыки самозащиты. Серьёзных травм удалось избежать, но желание ходить на матчи у него отпало напрочь. 

И дальнейшее общение с другими людьми, которые из завсегдатаев стадионов превратились в телезрителей или, в лучшем случае, болельщиков из спорт-баров, подтвердило, что сюжетов, отваживающих нормальных людей от стадиона, более чем достаточно. Ну а те, кто всё-таки идут на стадион, словно растворяются на фоне фанатских группировок, которые определяют, по сути, «правила игры» для всех,  

И вот с одной стороны - болельщики, настоящие любители спорта, с другой - фанаты. Именно в отсутствии чёткого, если хотите, правового разделения этих понятий видится причина организационной несуразицы с безопасностью на наших стадионах. Законопроект, призванный её регулировать, в быту получил название «закон о болельщиках». Корневое слово «безопасность», как видим, улетучилось. И выгодно это по большому счёту фанатам, а не самим болельщикам.  

Фанаты много раз доказывали: стремление поддержать команду почти неизменно трансформируется у них в безудержное, дикое самовыражение - вырывание кресел, кидание файеров и других посторонних предметов на поле. Апофеозом становятся массовые побоища - как вне стадиона, так и прямо на трибунах…  

Безусловно, что к обсуждению закона о безопасности на стадионах надо привлекать болельщиков. Но в том-то и дело, что лицом трибун сегодня принято считать фанатов. Хотя бы потому, что они лучше организованы. Отметим, что президент Всероссийского объединения болельщиков Александр Шпрыгин начинал как лидер фанатской группировки. Сегодня же он является рупором инициатив, которые ассоциируются с мнением всех футбольных болельщиков. Складывается парадоксальная ситуация - люди, которые всегда демонстрировали свою, мягко говоря, неготовность поддерживать порядок на стадионе, выступают чуть ли не экспертами в вопросах обеспечения безопасности!  

В свою очередь, в МВД, которое фаны постоянно обвиняют в излишней суровости и считают главным провокатором собственных бесчинств, заявили, что никакого заигрывания с фанатами не будет. Того же мнения придерживаются и некоторые законодатели. В частности, член Совета Федерации Вячеслав Фетисов не раз заявлял, что клубам нельзя «прикармливать» льготными поездками на выездные матчи всех болельщиков без разбора.  

При этом фанаты, раз за разом устраивая погромы на стадионах, файер-шоу, вызывают штрафные санкции, которые приходится выплачивать клубам. А в международных играх и вовсе ставят их на грань технического поражения - УЕФА не раз предупреждал об этом клубы из России, которой предстоит принимать чемпионат мира - 2018.  

Последний эпизод случился на матче «Зенит» - АПОЭЛ в Лиге чемпионов. После него руководство питерского клуба официально заявило - существует практика лишения абонементов нарушителей правил посещения стадиона, и несколько десятков нарушителей уже испытали на себе эту меру. «Сотрудниками службы безопасности «Зенита» и полиции под контролем представителей УЕФА и РФС будет проведено расследование и разработаны более жёсткие правила предматчевого досмотра при входе на фанатский вираж», - сообщает официальный сайт «Зенита». 

Интересен в этом плане опыт, например, профессиональных спортивных лиг США и Канады, где залы и трибуны на 90 процентов заполняются за счёт абонементов, передающихся... по наследству! И если кто-то проштрафился, то заветный пропуск, скажем, на хоккейные матчи, который, к слову, обойдётся в кругленькую сумму, приобрести повторно невозможно. Это - один из механизмов, который помогает делать безопасность на стадионах системой. Но мера, конечно, заработает только тогда, когда болельщики, а не фанаты, будут действительно дорожить местом на стадионе. 

Есть и другие инициативы, способные вывести спортивное боление из особой зоны, где закон слеп к нарушениям, которые в повседневной жизни сурово карает. Если наше законодательство прозреет, в том числе с помощью нового закона о безопасности на стадионах, то и особо ретивым стражам порядка будет уже не так просто равнять всех зрителей под одну фанатскую гребёнку, а санкции к реальным нарушителям ужесточатся.  

Ну а те, кто сегодня справедливо опасается ходить на стадион, смогут вернуться на него всей семьёй. И наконец-то ощутить себя болельщиками, а не фанатами.  

 

Печатается с сокращениями. 

«Парламентская газета», 13.01.2012