Послание Президента 2012 существенно отличается от всех предыдущих краткостью изложения, конкретикой содержания и решимостью достижения поставленных целей. Первое, что следует отметить, это адекватность оценки ситуации в стране: несмотря на определенные успехи, например, рост экономики на фоне всеобщего кризиса, рекордно низкую инфляцию, увеличение продолжительности жизни, которые, кстати, никем не оспариваются, нет иллюзии всеобщего благоденствия. Президент явно не носит розовые очки: «Давайте посмотрим: очевидно, что чем более значительны наши достижения, тем более остро воспринимаются нерешённые проблемы. Чем благополучнее общество в целом, тем более явными становятся проявления бедности, нарушения прав, несправедливости. Люди устали от отсутствия возможности эффективно, в разумные сроки, решать самые острые проблемы. Люди устали от того, что их интересы игнорируют, а порой и просто не замечают. Несправедливо, когда тысячи семей живут, по сути, в варварских условиях, без самых элементарных жилищных и коммунальных услуг, когда дети из отдалённых сёл не могут получить нормального образования, когда у людей нет возможности добраться до места, где им окажут помощь…» В предыдущих посланиях картина представлялась значительно более радужной и невольно провоцировала большую часть армии чиновников «почивать на лаврах», потому что все и так идет неплохо, соответственно и менять ничего не нужно, и модернизация тоже не нужна. В таком послании не бывает случайных фраз, и если Президент включает в него такие оценки, то это говорит о полном понимании существующих проблем, и вывод о том, что «очевидно, что всех нас ждут непростые времена», лишь подтверждает это. Второе, что считаю очень важным - вклад этого послания в формирование политической культуры в нашей стране. Президент давно и последовательно занимается модернизацией политической системы России, и те предложения по её совершенствованию, которые были озвучены, родились не вчера, они уже многократно обсуждались. Но сегодня Президент подчеркивает: «Хотел бы сказать, что я слышу тех, кто говорит о необходимости перемен, и понимаю их. Надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни». Это и есть процесс формирования политической культуры, когда граждане могут цивилизованно и в рамках закона заявить о своих требованиях, а власть слышит их. Слышит и предлагает обществу варианты решения обозначенных проблем. Такой политической культуры очень не хватало нашей стране на протяжении всего ХХ века. В то же время есть принципиальность и твердость: «Мы не дадим провокаторам и экстремистам втянуть общество в свои авантюры, не допустим и вмешательства извне в наши внутренние дела». Нет той зыбкой позиции власти, свойственной эпохе Горбачева. Третьим по счету, но не по важности, считаю предложение по созданию общественного телевидения. Значение такого телевидения для нашей страны трудно переоценить. Именно такое СМИ может стать основной площадкой для политических партий и общественных объединений, сохранив принцип объективности и беспристрастности в подаче новостей и комментариев. Технически и организационно его можно создать на базе одного из существующих федеральных каналов. В этом случае ни один из владельцев такого нового средства массовой информации не должен иметь определяющего влияния на принятие каких-либо решений: ни государство, ни частный владелец. Роль наблюдательного совета общественного телевидения можно возложить на Общественную палату РФ. Это избавит от необходимости создания дополнительного органа, повысит внимание к проблемам и проектам, обсуждаемым в Общественной палате, и позволит соблюдать принцип равноудаленности этого телевидения от всех политических партий. Четвертое - это конечно те реформы политической системы, которые предложил Президент: изменение порядка комплектования Федерального собрания, избирательных комиссий, упрощение регистрации политических партий и выдвижения кандидатов, и многое другое. Эти инициативы, привлекающие наибольшее внимание СМИ и экспертов, безусловно, открывают новые возможности как для политических партий, так и для профсоюзов. Это можно только приветствовать, но я предлагаю дождаться появления проектов законов, для более предметного обсуждения, и уже тогда делать окончательные выводы. Пятое: есть стратегическая линия на переход от построения вертикали власти к её децентрализации, т.е. будут расширяться полномочия регионов, подвергнутся изменениям и межбюджетные отношения с субъектами федерации, полномочия руководителей субъектов федерации, им будет делегироваться комплекс новых полномочий, в том числе общественных, политических и экономических. Это тоже дает больше возможностей для профсоюзных организаций в области переговоров, и должно способствовать улучшению трудовых отношений, хотя бы в отдельных регионах. Шестое: традиционно уделяется внимание военному строительству, и здесь тоже заметен определенный прогресс. Ели раньше основной акцент был на социальные проблемы военнослужащих, то теперь сделаны выводы о необходимости модернизации вооружений, размещения гособоронзаказа на несколько лет вперед. Теперь уделяется внимание обеим составляющим национальной обороны - и военнослужащим, и вооружениям. Меня, как человека связанного с вопросами безопасности, хотя и негосударственной, этот подход очень порадовал. Только таким образом можно обеспечить подлинную безопасность и суверенитет нашего государства в современных условиях Седьмое: блок антикоррупционных мер. Одним из основных лозунгов оппозиции на прошедших выборах был «борьба с коррупцией». То, что эта борьба носила явно вялый характер, одно из главных упущений действующего Президента. Но похоже, что здесь грядут решительные изменения. Предложен целый блок антикоррупционных мер, о которых тоже все эти годы говорили, но дальше разговоров дело не шло. Основным инструментом борьбы с коррупцией будет контроль за расходами, а не декларации о доходах, в соответствии с которыми у чиновников не хватает денег на ботинки или часы, которые они носят. За всеми этими глобальными вопросами не забывают о культуре. Несмотря на то, что происходит перераспределение полномочий, вопросы финансирования учреждений культуры не сбрасываются на баланс региона, и от них не пытаются отделаться, а наоборот - финансирование выделяется на уровне федеральной власти, и это очень важно. Это говорит о том, что наконец-то эти вопросы перестали быть второстепенными, получающими финансирование по остаточному принципу. Для нас, как для профсоюзных активистов или лидеров, очень важно, что за всем этим не пропадает социальная направленность, что Россия продолжает оставаться социальным государством. И все социальные обязательства будут выполнены, несмотря на кризис. Оживление общественно-политической жизни дает больше возможностей, больше пространства профсоюзам, для того, чтобы отстаивать интересы наемных работников. Подводя итоги, хочу сказать, что это послание было наиболее содержательным из тех, что были озвучены в последние годы. Будем надеяться и делать все, что бы эти позитивные инициативы были воплощены в жизнь в ближайшее время.