Министерство экономического развития проанализировало, каким образом борются с коррупцией чиновников в разных странах. Выяснилось, что секретов превращения жуликов в честных служащих всего два: проверять сведения, которые чиновники указывают в декларациях о доходах, и жестко противодействовать легализации «грязных», коррупционных денег. По мнению экспертов, сейчас в России с грехом пополам работает лишь первая мера. 

К Международному дню борьбы с коррупцией, отмечавшемуся 9 декабря, Минэкономразвития решило обобщить мировой опыт решения проблемы. В пятницу подготовленный в министерстве обзор был рассмотрен на семинаре в Высшей школе экономики.  

Методы ловли взяточников во многом схожи. В Скандинавии, лидирующей (то есть имеющей наименьшие показатели коррупции) в рейтинге «Восприятие коррупции» международной организации Transparency International, нет особой разницы между декларациями доходов чиновников и обычных граждан. В Дании и Норвегии госслужащие обязаны подавать такие же декларации, как и работники частного сектора. В Швеции обходятся и вовсе без деклараций. Но при этом в Дании информация о других источниках дохода граждан (сбережения, пенсионные вклады, акции и облигации, недвижимость) поступает в налоговую службу. Например, приобретение недвижимости фиксируется регистрационной конторой городского (поселкового) совета, и данная информация автоматически передается налоговикам. А в Швеции существует отработанная система финансового контроля, охватывающая всю банковскую и платежную систему страны. 

В Канаде также все граждане, получающие регулярный доход от своей трудовой деятельности, и вне зависимости от своей профессиональной принадлежности к госслужбе представляют единый документ (декларацию о доходах). В более коррумпированной Италии контроль за чиновниками чуть жестче. Специальное налоговое агентство предусматривает проведение «оценки покупательской способности» конкретного физического лица. Правда, по итогам такой оценки, даже если у человека находятся вещи, которые он никак не мог купить, не следует применение каких-либо санкций. Но и бесследно для граждан такая проверка не проходит. Как правило, она служит в последующем для углубленного изучения декларации о доходах. 

В Китае, как известно, за коррупцию расстреливают. Но для начала все государственные служащие и приравненные к ним лица ежегодно представляют в налоговые органы декларацию о доходах. Там указывается информация об имеющейся у чиновника недвижимости, банковских вкладах и т д. Сотрудник государственного органа КНР заполняет декларацию на себя, а также на ближайших родственников. 

Изучив правила в этих и других странах, специалисты Минэкономразвития пришли к выводу, что предотвратить незаконное обогащение чиновников можно двумя способами.  

Во-первых, проверять сведения о доходах госслужащих, а во-вторых, противодействовать легализации денежных средств, полученных преступным путем. При этом в самом ведомстве отмечают, что первый пункт российским законодательством и так предусмотрен. Эксперты заявляют, что в России существует неплохое антикоррупционное законодательство, например закон «О противодействии коррупции». В нем содержится требование для высокопоставленных госслужащих представлять сведения о доходах и имуществе.  

С 2010 года справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера чиновника, а также его супруги и несовершеннолетних детей должны публиковаться в открытом доступе. При непредставлении справок в срок до 30 апреля без уважительной причины ситуация рассматривается на комиссиях федеральных государственных органов по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. 

Но, по мнению руководителя направления по административной реформе Центра стратегических разработок Владимира Южакова, в российском законодательстве не хватает требования раскрывать расходы чиновников. «По крайней мере, такие справки должны представлять чиновники из особых «групп риска», которые есть в каждом госоргане. Иначе декларации о доходах лежат мертвым грузом», — говорит Южаков.  

В России идею контроля за расходами чиновников еще три года назад поддержал президент Медведев, но он же недавно назвал ее реализацию преждевременной. По мнению президента, в нынешних условиях попытка контролировать расходы только усилит коррупцию. 

И еще одно правило, которое необходимо соблюдать, — это необратимость наказания, говорит директор российского Transparency International Елена Панфилова.  

«Необходимо, чтобы в случаях, когда траты чиновников не совпадают с их реальными доходами, к ним были применены все санкции. Иначе ни один, даже самый лучший закон не будет работать», - соглашается Южаков.  

 

Печатается с сокращениями.  

Газета «Московские новости», декабрь 2011