На вопросы корреспондента медиапортала «Хранитель» продолжает отвечать Клыков И.Б., руководитель Секретариата Координационного совета по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при ГУ МВД РФ по г.Москве.  

Первую часть материала можно найти по ссылке: http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=69359  

- Правовую сферу обеспечения безопасности мы осветили. Давайте обсудим сферу прав и обязанностей наиболее многочисленного состава трудового коллектива ЧОО – частных охранников. Закон о ЧДОД определил их статус. Может ли охранник использовать свой статус для надёжной охраны объектов и персонала охраняемых объектов, в том числе при угрозах совершения террористических актов?  

- Давайте с Вами вместе постараемся ответить на этот вопрос. Правовой статус утверждён законом о ЧДОД. Он предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными действующим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.  

Законом частным охранникам предоставлено только право на защиту объектов охраны и имущества (в общем понимании движимого и недвижимого имущества) от противоправных посягательств с задержанием на месте правонарушения лиц, совершивших противоправные посягательства на охраняемое имущество и незамедлительной передачей в территориальные отделы внутренних дел (полицию). Обратите внимание, задержание может быть проведено только в границах места правонарушения. Уголовный кодекс РФ предусматривает всего 10 составов преступлений против собственности. Основные - кража, мошенничество, грабёж, разбой, умышленное уничтожение или повреждение и иные. Закон не предоставляет охранникам право на задержание при совершении других составов преступлений – краж личного имущества, причинении телесных повреждений, убийстве, террористическом акте, незаконном обороте оружия и наркотиков и многие другие. 

Кроме этого, законом установлены и прямые запреты.Охраннику запрещается использовать методы сыска:устный опрос; наведение справок, изучение предметов и документов; внешний осмотр строений, помещений и других объектов. В буквальном смысле,  охранник должен быть слепым и глухим. Охранник не вправе проверять документы и задерживать нарушителей пропускного режима, поскольку административная ответственность за нарушения пропускного режима на охраняемых частными охранными организациями объектах Кодексом РФ об административных правонарушениях - не предусмотрена. Осуществляя пропускной режим на объекте, охранник вправе проводить внешний осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств только в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях. Если охранник провёл осмотр и не обнаружил противоправных нарушений, фактически - он подлежит ответственности за превышение полномочий.  

 

- Вы хотите сказать, что если бы медиахолдинг охраняло ЧОО, то при нападении на персонал охранник не вправе задержать преступника? 

- Закон суров. В случае оказании услуг по охране объекта и (или) имущества охранник наделён законом полномочиями только на задержание лица, совершившего противоправное посягательство на охраняемое имущество или охраняемый объект.При совершении других преступлений, охранник вправе незамедлительно сообщить руководителю частной охранной организации и в соответствующий правоохранительный орган о ставшей ему известной информации о готовящимся либо совершенном преступлении, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей. Задержание за нападение и преступления в отношении персонала (физических лиц) для охранника (при оказании приведённых оказываемых услуг) законом не предусмотрено. Охранник, задержавший преступника в данном случае, может быть признан «героем» или будет привлечён к ответственности за превышение полномочий и взят под стражу, всё зависит от должностного положения, связей и кошелька задержанного (потенциального потерпевшего). 

 

- Выходит, что у любого гражданина значительно больше прав на противодействие, пресечение преступлений, задержание и доставление лиц, совершивших преступления, чем у имеющего статус частного охранника? 

- Мы с Вами прокомментировали положения закона и давайте этот вопрос переадресуем разработчикам и законодателям, отвечающим за безопасность в стране. Правом на задержание лица, совершившего преступление, обладает любой гражданин России. Это один из основных  необходимых элементов борьбы с преступностью. В ч. 1 ст. 38 УК РФ определено -  не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения пределов необходимых для этого мер. Обратите внимание, законодатель не случайно заявляет о наличии статуса частного охранника только при исполнении им трудовых обязанностей при охране объектов и одновременно сужает его права по пресечению преступлений в данный период времени в сравнении с правами любого гражданина. Из сказанного следует вывод, что охранник наделён правами гражданина на пресечение любых противоправных посягательств только до начала рабочего времени, во время обеда (время принятия пищи не входит в рабочее время) и после окончания работы. При отсутствии официального толкования обсуждать значения терминов можно сколько угодно. Будет более продуктивно, если читатели окажут содействие и представят нам решения судов. Мы постараемся обобщить практику применения положений закона и довести до охранного сообщества города. 

 

- Какие факторы могут повлиять на повышение авторитета профессии частного охранника? 

- Необходимо законодательно внятно определить и прописать права и обязанности частного охранника, повысить зарплату до среднеотраслевого уровня квалифицированных профессий рабочих по региону, не срамить охранников в средствах массовой информации без тщательного анализа ситуации, оценки специалистов и заключения контролирующего за частной охранной организацией полномочного органа о законности действий. 

 

- И последний вопрос. Как охранное сообщество города планирует отметить памятную дату – 20-летие создания негосударственных структур безопасности? 

Действительно, охранное сообщество Москвы прошло 20-летнюю школу самовыживания. Для многих из нас, после прохождения службы в силовых структурах, участие в организации частной охранной деятельности - вторая школа служения интересам людей. Трудовые коллективы являются нашим вторым домом. Координационным Советом при ГУ МВД России по г. Москве разработан план предварительных мероприятий празднования 20-летия НСБ без лишней помпезности. В нём предусмотрено проведение расширенного заседания членов Совета с участием частных охранных организаций и их объединений с приглашением представителей органов власти, правоохранительных органов, депутатов, общественных деятелей и, конечно, средств массовой информации. Прорабатываются вопросы чествования организаций, трудовых коллективов и отдельных работников. Будут организованы и спортивные мероприятия. Приглашаем и Вас для освещения празднования знаменательной даты. 

 

- Спасибо Вам, Игорь Борисович, за интервью и приглашение, надеемся на продолжение диалога, и поздравляем Вас с днем рождения, который отмечался вчера. 

- Вам спасибо за предоставленную трибуну для освещения мнения членов нашего партнёрства. Я практик и прошу читателей извинить меня за возможные правовые субъективные оценки, данные при ответах на вопросы. Вношу предложение охранному сообществу и специалистам - принять участие в разработке корпоративного свода положений, направленных на организацию охранной деятельности, защиту прав и интересов частных охранных организаций и членов трудовых коллективов. Ваши предложения и материалы прошу направлять на электронный адрес КС при ГУ МВД России по г. Москве (ks-guvd-moscow.ru) для разработки проекта Методических рекомендаций по применению нормативных правовых актов в сфере охранной деятельности, основанных на положениях законов, административных регламентах, решениях судов. После разработки Методические рекомендации будут размещены на сайте с возможностью последующего внесения дополнений и изменений.