На вопросы корреспондента медиапортала «Хранитель» отвечает М. И. Королёв, председатель Объединения «Глобал-Безопасность», член Президиума Координационного совета по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при ДООП МВД России, эксперт Экспертного совета при комитете по безопасности Государственной Думы Российской Федерации, кандидат экономических наук, член-корреспондент РАЕН.

– Михаил Иванович, что из эпохи зарождения и становления НСБ вспоминается Вам, прежде всего? 

– Я пришёл в охранный бизнес в 1996 году – сразу после увольнения из органов Государственной безопасности. В период становления рыночной экономики это был практически единственный путь, по которому следовали бывшие сотрудники силового блока. Я не многим отличался от других соратников по НСБ, это - в последующем «оброс» другими направлениями бизнеса. Но, как часто говорят в шутку: охранный бизнес – это мой первый «ребёнок», такой желанный и такой неожиданный. Моя работа в НСБ началась с охраны 9 оптовых рынков в Москве и Московской области, в тот начальный период я выполнял обязанности начальника службы безопасности оптовых рынков Московской области.

Вы помните бурные 90-е годы, разгул рэкета, бандитские разборки… Думаю, мало кому из начинающих коммерсантов удалось избежать такой участи. Вот в этот период и происходило зарождение и становление охранного бизнеса в новой рыночной России. Вчерашним офицерам приходилось брать под защиту, под договорную охрану на законных основаниях работников торговли, малый бизнес, авторынки и автосалоны. Тем самым мы переходили дорогу различным организованным преступным группам. Естественно были проблемы, но мы их решали.

Я считаю, что зародившиеся в 1992 году негосударственные структуры безопасности стали серьёзной опорой для начинающих бизнесменов. Опорой, которая помогла России за такое короткое время восстановиться после развала Союза.

Порой задаю себе вопрос. Хотел бы поменять себе историю? То есть начал бы опять с охраны, вступив в гражданскую жизнь в 1996 году? Отвечаю – да! Да. Но не оттого, что сегодня я успешный руководитель и защитил кандидатскую диссертацию по охранному бизнесу. Да, потому что это – любимое дело, и если занимаешься им профессионально, с чувством ответственности за личный состав, то в итоге получаешь живой и прибыльный бизнес.

 

– Если соотнести 20 летний стаж НСБ и 15 летний – Объединения «Глобал-Безопасность»,  возглавляемого Вами, то какие основные достижения НСБ Вы хотели бы отметить? 

– Главное достижение НСБ состоит в том, что эта структура всё ещё существует, объединяя в своих рядах большое количество достойных людей, несмотря на возникающие трудности. Я с полной уверенностью утверждаю, что ни одна отрасль так интенсивно не развивалась и не развивается. НСБ становится серьёзным партнёром в развитии других направлений бизнеса.

За двадцать лет с начала создания отрасли все мы смогли доказать, что без участия охранного сообщества нынешней экономике не быть. В период сокращения численности правоохранительных органов участники НСБ своим трудом завоевали авторитет и достойное место в правоохранительной системе. Практически ни одно правонарушение, как в местах несения службы охранными структурами, так и на прилегающих к ним территориях, не пресекалось без участия сотрудников охраны объектов. Нас нельзя упрекнуть в том, что мы прячемся за спины сотрудников полиции.

В нашем Объединении за 15 лет работы зафиксировано свыше 30 случаев практически героических поступков охранников. Приведу пример. Охранник Роман Суденок (ЧОП «Глобал-М») двигался в метро к месту заступления на службу и стал свидетелем кражи женской сумочки. На крик о помощи отозвался практически моментально, задержал преступника уже на ступеньках эскалатора. Сотрудники милиции (полиции в то время ещё не было) приняли задержанного на выходе с эскалатора. Преступление было раскрыто за 5 минут.

Приятно было, когда позвонили в дежурную часть Объединения из дежурной части отделения милиции на метрополитене со словами благодарности, а через несколько дней пришло официальное обращение от руководства милиции на метрополитене о поощрении нашего сотрудника. Задержанный им преступник оказался причастным к более чем 20 ограблениям, и практически все были на транспорте.

 

– Вы затронули тему взаимодействия охранных структур с правоохранительными органами. Чтобы повысить престиж «милиции» её переименовали в «полицию», а что сделать с НСБ, чтобы повысить престиж и авторитет профессии охранника? 

– Знаете, если сравнить НСБ с правоохранительными органами, то смело могу заявить, что профессионалы своего дела в частной охране по уровню подготовки ничем не уступают сотрудникам полиции. Поверьте, ни один из руководителей НСБ не ставит подчинённым задачу нести службу халатно, ходить неопрятным, пить спиртное в процессе службы либо принимать наркотики. К тому же учтите тот факт, что в охранный бизнес руководителями приходят вчерашние офицеры – руководители из правоохранительных органов, органов Государственной безопасности, Министерства обороны РФ, за плечами у них колоссальный опыт руководства личным составом.

Свой  авторитет мы создаём годами упорного труда. Престиж профессии – это сложный многогранный вопрос, а ведь кому-то выгодно считать частного охранника «быдлом», говорить и писать о нём только отрицательное.

При обсуждении «Закона о полиции» все члены Экспертного совета при комитете ГД по безопасности в один голос заявляли, что полиция не должна заниматься «охраной на коммерческой основе», у неё есть свои задачи. Но где наши пожелания, рекомендации – мы знаем. К слову, ФСО РФ тоже занимается охраной, но им-то мы не мешаем, потому что они не зарабатывают деньги в отличие от полицейской охраны.

Повышать престиж и укреплять авторитет профессии охранника можно и нужно. И способов для этого много. Лично я пошёл по пути популяризации этой профессии посредством СМИ. Объединение «Глобал-Безопасность» сняло фильм  «Профессия охранник». Главная идея фильма состоит в утверждении,  что охранник – это профессионал, выполняющий такие же функции по противодействию преступности, как и полицейский.

На центральных ТВ-каналах – НТВ, 1 канал, СТС, РенТВ, Звезда – мы участвуем в дискуссиях, круглых столах, выступаем в передачах в качестве экспертов. Наших охранников привлекают для съёмок сюжетов документальных фильмов, показывающих деятельность охранного сообщества только с положительной стороны.

Рекомендую: надо больше отражать положительные примеры в деятельности НСБ. И не только в профильных или отраслевых СМИ, но и в других общеполитических изданиях. Поверьте, плохое напишут и без нас.

 

– Спасибо за интервью, Михаил Иванович.