На вопросы корреспондента медиапортала «Хранитель» отвечает Клыков И.Б., руководитель Секретариата Координационного совета по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при ГУ МВД РФ по г.Москве.

– Игорь Борисович, как, на ваш взгляд, проходило возникновение и становление негосударственных структур безопасности (НСБ)? 

– По данной тематике проведено немало исследований и опубликованы сотни статей. Я поддерживаю авторов, которые констатируют факты развала политической и экономической системы в государстве, неудачных экономических реформ в середине 90-х годов. Обнищание большей части населения вызвало защитную реакцию на выживание. Социально активная часть населения включилась в нарастающие рыночные отношения. Вынужденная либерализация в экономике, развитие кооперации и свободной торговли способствовали реформированию государственной машины, приспособлению к отношениям частного предпринимательства и рынка. Часть представителей властных, хозяйственных и партийных структур активно включилась в перераспределение государственной собственности и материализовалась в «новых» русских с громадными капиталами и собственностью. Из тени начали выводиться накопленный капитал, «цеховые» подпольные производства и коммерческие организации. Одновременно с развитием бизнеса активизировался и криминал.

У частных собственников, испытывающих многостороннее давление контролирующих органов и криминальных группировок, возникла необходимость в защите бизнеса, обеспечении сохранности капитала, производств и недвижимости. Для противостояния нарастающему давлению ОПГ у правоохранительных органов не было достаточных сил для физической охраны, а у бизнеса не было профессионалов в сфере обеспечения безопасности и достаточных полномочий. Это дало толчок к активному развитию легального и нелегального сотрудничества представителей бизнеса и государственных силовых структур, которые, наряду с частными структурами безопасности, привлекались для физической охраны персон, банков, собственности, транспортировки имущества и денежных средств.

Для снижения затрат на «крышевание» и охрану бизнес стал создавать легальные собственные структуры безопасности, привлекать к охране частные охранные формирования. Что в конечном итоге привело к разработке, лоббированию и принятию в 1992 году Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

 

– Какова была роль милиции в тот период? Что она предпринимала для борьбы с преступностью и охраны бизнеса? 

– Несмотря на скудность материального обеспечения служебной деятельности подразделений милиции, лимита на бензин, низкую зарплату сотрудников и другие негативные факторы, ранее запущенный и действующий механизм правоохранительной системы с отставанием, но совершенствовался. В Москве после очередной реорганизации стали создаваться подразделения по борьбе с организованной преступностью. Они накапливали опыт и стали знаковой структурой, имеющей возможность реально противостоять наводнившим столицу региональным ОПГ. Не всем нравился новый силовой и информационный ресурс. Особенно «мешала» эта служба криминальному бизнесу и бизнесменам, вывозившим из страны несметные богатства. Результат всем известен – службу в итоге ликвидировали.

В определённый период работникам подразделений вневедомственной охраны разрешили подрабатывать, и все желающие в свободное от работы время стали охранять коммерческие структуры. Государственная и создаваемая частная охрана способствовали физической защите от «беспредельщиков», развитию коммерческой деятельности и постепенному возрождению экономики. Приобретённый опыт охранной деятельности в государственных и коммерческих структурах привносился вышедшими на пенсию сотрудниками силовых структур при учреждении частных охранных предприятий и служб безопасности для охраны предпринимательского сообщества.

Каких-либо особых условий или отступлений от требований законов для регистрации и лицензирования служб безопасности и частных охранных предприятий не возникало. Всё зависело от степени готовности и грамотности оформленных документов, поскольку практика лицензирования только нарабатывалась. Механизм лицензирования был запущен действующими нормативными правовыми актами, препятствовать его развитию  путём выстраивания искусственных барьеров было невозможно.

 

– Как вы оцениваете роль негосударственных охранных структур в системе национальной безопасности страны и, в частности, московского региона сегодня? 

– На полицию сегодня возложены специфические обязанности по обеспечению безопасности граждан, защите потерпевших, свидетелей и иных лиц, общественного порядка на улицах, площадях, объектах транспортной системы и других общественных местах. Функции по охране объектов на договорной основе ограничены перечнем объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

Полиция не наделена функциями защиты жизни и здоровья граждан на договорной основе с каждым клиентом, не осуществляет охрану объектов и инфраструктуры, охрана которых осуществляется из бюджетных источников (кроме перечисленных в перечне), охрану объектов частной собственности и иных.  Нишу таких услуг заняли созданное при полиции коммерческое предприятие ФГУП «Охрана» МВД России, ведомственная охрана, частные охранные организации. Из всех перечисленных только частным охранным организациям предоставлено право оказания услуг по защите жизни и здоровья граждан на договорной основе.

В Москве на сегодня 4447 частных охранных организаций. За 9 месяцев текущего года ими принято под охрану более 54 тысяч объектов, в том числе объектов бюджетной сферы – здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной сферы, объектов строительства государственного заказа города Москвы и иных. Не случайно постановлением Правительства Москвы частные охранные организации (а это более 147 тысяч работников) включены в состав комплексных сил и средств обеспечения безопасности столицы России.

Для создания единой системы управления охранным сообществом города создано Некоммерческое партнёрство «Координационный совет негосударственных предприятий безопасности столицы». За короткий срок деятельности в него вошли около двух тысяч частных охранных организаций города. Партнёрством заключено Соглашение с ГУ МВД России по г.Москве о взаимодействии, утверждён план совместных действий при возникновении террористических угроз и чрезвычайных ситуаций в городе, созданы Единый центр управления и информации и Центральная дежурная часть. Устанавливается прямая связь с Дежурной частью ГУ МВД России по г.Москве, прорабатываются вопросы включения оборудованных на охраняемых объектах систем видеонаблюдения в Интегрированную систему обеспечения безопасности города Москвы.

Идёт активная разработка проектов соглашений о взаимодействии с другими правоохранительными структурами, отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города. Совместно с Департаментом образования города Москвы нарабатывается практика работы экспертно-консультативных групп Совета родительской общественности и Общественных советов Координационного совета в окружных управлениях образования.

 

– Деятельность партнёрства ограничена границами Москвы или распространяется и за её пределами? 

– Роль частных охранников в регионах неоценима. Это глобальная и отдельная тема для освещения. Мощь охранного сообщества столичного региона прирастает регионами. Так было и будет всегда. Основная задача всех участников охранной деятельности заключается в  поддержании разумного баланса и создания равных условий для осуществления охранной деятельности и реализации своих трудовых и социальных  прав гражданами России, независимо от места их проживания.

Для взаимодействия охранного сообщества России нет границ. Москва имеет недвижимость и ведёт строительство объектов во многих регионах, которые охраняются членами нашего партнёрства. Любая частная охранная организация региона может вступить в наше объединение, нужно только соответствовать высокому стандарту требований столичных заказчиков, соблюдать действующие региональные и отраслевые нормативные правовые акты, а также корпоративные правила профессиональной деятельности, принятые охранным сообществом.

 

– Что значит «корпоративные правила профессиональной деятельности»? Партнёрство не является саморегулируемой организацией для частных охранных организаций? 

– Не является. В частной охранной деятельности основными функциями государственного регулирования являются нормотворчество, лицензирование и контроль за частной охранной деятельностью. Государство не регулирует обычаи делового оборота между субъектами частной охранной деятельности.

Членами партнёрства принят Кодекс профессиональной (корпоративной) этики сотрудничества и поведения членов некоммерческого партнёрства. Кодекс можно рассматривать как внутрикорпоративное положение или устав, в котором предусмотрены и профессиональные правила поведения членов сообщества, и санкции за их нарушения. Я уверен, что в недалёком будущем часть государственных контрольных функций будет передана созданным в охранной сфере саморегулируемым организациям.

 

– Некоммерческое партнёрство является членом Координационного совета по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при ГУ МВД России по г.Москве. Что это даёт партнёрству и его членам? 

– Постараюсь ответить кратко. Правоохранительные органы, гражданские коммерческие и некоммерческие организации охранной направленности и их объединения тесно взаимосвязаны. Частно-государственное партнёрство является важнейшим и наиболее универсальным механизмом обеспечения безопасности консолидированными силами государственных и частных охранных структур. Охранное сообщество действует в рамках закона, имеет значительные силы и средства и способно содействовать исполнительным органам власти в обеспечении правопорядка в столице.

Как известно, Координационный совет состоит из представителей подразделений органов внутренних дел и некоммерческого партнёрства со всеми входящими в него объединениями охранно-сыскных структур, действующих на равноправной основе. Совет не обладает правами юридического лица и не осуществляет действия, отнесённые законом к исключительной компетенции органов внутренних дел. Основной целью деятельности Совета является координация и организационно-методическое обеспечение деятельности охранно-сыскных структур при осуществлении охранной деятельности и реализации предоставленных законом прав на содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. Такое равноправное сотрудничество было вызвано необходимостью разработки механизма взаимодействия и оправдало себя временем.

Координационный совет был создан в Москве в 1999 году. Вхождение в состав партнёрства частных охранных организаций и их объединений – процесс объективный. Партнёрство – прообраз будущей саморегулируемой организации. Оно выражает общие интересы сообщества и проводит политику по защите прав и законных интересов всех членов партнёрства, корпоративной защите, правовому и организационно-методическому обеспечению охранной деятельности. Если охранные объединения вступают в члены партнёрства, значит, мы создали им благоприятные условия для этого.

Мы активно работаем над развитием позитивных процессов взаимовыгодного сотрудничества  во взаимодействии с Правительством Москвы, Департаментом региональной безопасности города Москвы, отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города, поскольку «один в поле не воин». Вместе мы – сила, обеспечивающая комплексную безопасность столицы.

 

– Многие исследователи и наши читатели считают, что Координационные советы были созданы специально – для давления, подчинения и усиления контроля за частными охранными организациями. А каково ваше мнение? 

– Не буду лукавить. При несовершенстве действующего законодательства и невозможности выполнения всех положений и инструкций в любой организации можно найти нарушения. Наделённые карательными функциями контролирующие органы всегда имели и имеют рычаги давления с возможностью применения или неприменения санкций. И злоупотреблений в этой сфере достаточно.

Но Координационный совет не применяет и не регулирует функции государственного контроля. Его главной задачей является выстраивание на основе консультаций сферы взаимодействия в обеспечении правопорядка, в том числе по устранению причин и условий нарушения требований к охранной деятельности.

Я говорил, что в 2010 году некоммерческое партнёрство заключило соглашение о взаимодействии с ГУ МВД России по г.Москве. В развитие действующей формы сотрудничества мы внесли в Департамент региональной безопасности города Москвы предложение о заключении трёхстороннего соглашения о взаимодействии в области обеспечения безопасности города Москвы между Правительством Москвы, ГУ МВД России по г.Москве и НП «КС НПБС». Надеемся на поддержку наших сторонников и создание Координационного совета на более высоком уровне при Правительстве Москвы.

В него должны войти представители правительственных, правоохранительных структур и некоммерческого партнёрства. Это позволит выстроить равноправные профессиональные правоотношения всех субъектов комплексного обеспечения безопасности города с осуществлением органом государственной власти основных функций – планирования, координации и решения проблем обеспечения комплексной безопасности города.

Трёхстороннее соглашение с участием сил и средств охранного сообщества города будет способствовать реализации государственной программы «Безопасный город», утверждённой Правительством Москвы на 2012–2016 годы и объединяющей мероприятия всех субъектов комплексного обеспечения безопасности Москвы. Нашей общей задачей при обеспечении безопасности столичного мегаполиса является только консолидация. Разбалансирование сил либо перетаскивание охранного сообщества в подчинённость ведомственных структур приведёт к выходу объединений частных охранных структур в автономное плавание, а значит и снижению достигнутого с участием объединённого сообщества приемлемого уровня безопасности в городе.

 

– Устраивает ли вас действующее законодательство, регулирующее обеспечение безопасности людей и объектов в городе? 

– Нет, не устраивает. Ещё в 2003 году Президент России поставил перед Правительством задачи по созданию единой системы государственной политики в сфере защиты населения, охране особо важных и потенциально опасных объектов, разграничению полномочий и ответственности всех субъектов и собственников, разработке типовых управленческих документов, универсальных технических средств обеспечения безопасности. Но, до настоящего времени ни на федеральном уровне, ни на региональном - эти задачи в полном объёме не выполнены.

В стране принято и действует около 300 нормативных правовых актов, регулирующих безопасность и антитеррористическую деятельность. Ни изучить, ни выполнить их требования в полном объёме без адекватного правового и организационного государственного регулирования невозможно.

 

– Практики жалуются, что из частных охранных организаций произошёл отток москвичей. Каковы причины и кто же охраняет объекты в городе? 

– Отток московских частных охранников из охранных организаций города начался с 2008 года и усилился, когда постановлением Правительства Москвы расчётный оклад частного охранника, работающего на объекте, охрана которого финансируется из бюджета города, был снижен с 9400 до 8500 рублей в месяц. На этом уровне он остаётся и до настоящего времени – ниже оклада консьержки и значительно ниже оклада рабочего по уборке территории.

После проведения тендеров на охрану объектов в среднем цена услуг частной охранной организации снижается на 20 и более процентов. Соответственно и оклады охранников снижаются до минимального значения. Такой зарплаты мужчине едва хватает для поездок на работу и питание. Это основная причина оттока московских охранников.

Региональные частные охранники вынуждены работать и за такую мизерную зарплату и в общем-то спасают город. Но, безусловно, применение труда региональных охранников вносит целый шлейф негативных факторов, включая вынужденную организацию труда вахтовым методом, физические перегрузки и прочее, что в целом снижает уровень безопасности охраняемых объектов.

Сложившаяся критическая ситуация длительное время обсуждается на всех уровнях, но на практике полномочными лицами не решается. Видимо, ситуация сдвинется с мёртвой точки только после очередного чрезвычайного происшествия в городе.

 

– Вечный вопрос: что же делать в сложившейся ситуации? 

– Ответ один. Охранному сообществу необходимо целенаправленно и постоянно, вместе со средствами массовой информации, доводить информацию о недостатках и упущениях в сфере обеспечения безопасности до компетентных структур и полномочных лиц. И делать это до тех пор, пока ситуация не исправится и не будет достигнута конечная цель – созданы условия для надёжного обеспечения безопасности людей и объектов в городе.

 

– Каким вы видите будущее НСБ? 

– Несмотря на скудность финансирования частных охранных услуг, охранными организациями города проводится титаническая работа по обеспечению сохранности многомиллиардной собственности города. Альтернативы частной охране в городе – нет!

Рынок сам определяет востребованность действующих охранных структур. В большинстве стран мира цивилизованные услуги частной охраны востребованы. Россия – страна быстрых перемен, однако развитие НСБ происходит устойчиво уже почти 20 лет. Что будет дальше – время покажет. Мы надеемся на лучшее.

 

– Спасибо, Игорь Борисович, за столь развёрнутое и глубокое интервью. Впрочем, некоторые важные темы мы всё же не успели затронуть. Если не возражаете, продолжим наш разговор в самое ближайшее время. 

– Согласен.