На вопросы корреспондента медиапортала "Хранитель" отвечает Сидоренко А. В., директор Учебного центра «Беркут-кадет», член Комиссии по научно-исследовательской работе в сфере охранно-сыскной деятельности Координационного Совета при ДООП МВД России (г. Нижний Новгород).

– Александр Васильевич, расскажите, как проходило возникновение и становление НСБ. Вы, как известно, занимались серьёзным изучением этого вопроса.  

– Не берусь судить о развитии охранного бизнеса за все 20 лет его существования, но последние 10 лет я, как говорится «в теме» и имею свои наблюдения. Но самое главное, по роду своей деятельности я имею счастливую возможность и честь систематически общаться с самыми разными представителями охранного сообщества. Это и частные охранники, и руководители среднего звена, и руководители самых разных охранных структур – от не совсем удачливого директора ЧОО «о двадцати охранниках» до профессионалов самого высокого уровня, в течение многих лет возглавляющих мощные (по российским меркам) охранные ассоциации и холдинги с коллективами в сотни и тысячи сотрудников.

Пользуясь тем, что официальная история российских НСБ ещё не написана, позволю себе разделить её на три этапа.

Первый этап – это «лихие 90-е», когда возможности органов МВД в обеспечении безопасности граждан и нарождающегося российского бизнеса по разным причинам не только не повышались, а скорее снижались. Для охранного бизнеса это период был «битвой в пути» так как, во-первых, он сам ещё только нарождался и, что греха таить, часто работал «как бог на душу положит». Многое в охранном бизнесе шло частью «эмпирическим путем», путём проб и ошибок. Во-вторых, в это же время охранный бизнес испытывал мощнейшее давление всякого рода высокоорганизованных полу- и криминальных структур, пытаясь своими весьма ограниченными возможностями защитить граждан и нарождающийся российский бизнес, в том числе и самого себя.

В этой очень непростой ситуации охранный бизнес выстоял. И как бывало в России во все времена, «кадры решили всё». Костяк кадрового состава охранных структур тех времён составили профессионалы самого высокого уровня, оказавшиеся за пределами государственных силовых структур по причине всяких «сокращений», «реформирований» и прочих «оргштатных мероприятий». Для них мир и общество не измерялся «баксами» или, чуть позже, «условными единицами». Это были сравнительно молодые люди с чётким мировосприятием и высоким чувством долга перед обществом.

Посмотрите на состав представителей охранных структур в Президиуме Координационного Совета при ГУ ОООП МВД: Голощапов И.А. (НП Координационный центр Руководителей охранно-сыскных структур), Карабанов Е.П. (Ассоциация международного сотрудничества НСБ), Янышев И.А. (Группа охранных предприятий «Контр»), Попов В.Н. (Ассоциация структур безопасности «Оскордъ»), Ковалёв П.В. (Ассоциация охранных и юридических компаний «Беркут»),  Пономарёв А.Ю. (Охранное предприятие «Правоохранительный центр»),  Дружинин Н.К. (Межрегиональная ассоциация ветеранов криминальной милиции «Опера»)… Что ни фамилия, то – Имя. Настоящая история охранного бизнеса в лицах. И таких людей по стране – десятки и сотни.

Меня могут упрекнуть за высокопарный стиль. Может быть. Но меня не смогут упрекнуть в том, что это неправда. Все они прошли начальный период, выстояли, их работа определила положительные тенденции в развитии охранного бизнеса страны. И именно они первыми увидели нарастание негативных признаков в охранном сообществе в период 2002–2005 годов.

 

Второй этап – 2002–2005 годы. Он, на мой взгляд, характеризовался двумя довольно противоречивыми факторами.

Первый, положительный – количество накопленного НСБ в предыдущие годы опыта активно перерастало в качество оказываемых ими услуг. НСБ получили признание, название «охранный бизнес» стало всё более соответствовать своему содержанию, он стал рентабельным. По оценкам разных экспертов, на декабрь 2005 года годовой оборот предоставляемых НСБ услуг оценивался от 4 до 6 млрд. долларов США. Но именно эта рентабельность, на мой взгляд, и активировала появление второго, негативного фактора.

Второй, негативный – как всегда у нас бывает, как только какой-либо бизнес становится устойчивым и  рентабельным, вокруг него начинают виться и активно пытаться в него проникнуть всякого рода дельцы и просто непорядочные люди. Не стал исключением и охранный бизнес. В 2002–2005 годах количество охранных структур стало нарастать лавинообразно – по оценкам экспертов, рост их числа составлял до 20% в год. Резко увеличилось количество ЧОПов-однодневок, которые откровенным демпингом начали раскачивать рынок. Чётко обозначилась тенденция снижения качества низового и среднего кадрового состава НСБ и, как следствие, снижения качества охранных услуг, что немедленно сказалось на статистике МВД по преступности, в том числе и с участием сотрудников НСБ. В частности, особую остроту приобрёл вопрос оборота оружия в них. МВД отреагировало изданием Приказа № 568 от 15 июля 2005 г. по периодическим проверкам, который стал, по моему мнению, началом третьего, нынешнего этапа развития НСБ. Как его сейчас называют, «эпохи 272-ФЗ».

 

Третий этап – эпоха 272-ФЗ (с 2005 года по настоящее время). В связи с принятием Закона № 272-ФЗ практическая деятельность частных охранных организаций переживает очередной период испытаний. Это определяется тем, что практическая реализация изменений, внесённых указанным Законом, имеет две стороны:

1.   Положительная сторона: 

    1. В новых положениях Закона нашли отражение итоги 20-летнего развития частного охранного бизнеса в РФ. К моменту принятия Закона существующее законодательство в области частной охранной деятельности в значительной степени устарело и не отвечало требованиям современных реалий.
    2. Изменены, детализированы, а в ряде случаев разработаны вновь основные принципы и условия деятельности частных охранных организаций.
    3. Государство попыталось поставить заслон от проникновения на рынок НСБ всякого рода ЧОПов-однодневок. Хотя половинчатость, «недовведённость», отсутствие подзаконных норм делает эту попытку на сегодняшний день не очень эффективной.
    4. Усилены государственный контроль и надзор за частной охранной деятельностью.
    5. Более четко регламентировано взаимодействие органов внутренних дел с частными охранными организациями в части, касающейся многих вопросов деятельности последних.

 

2. Отрицательная сторона. При оценке общей структуры и содержания внесённых изменений, довольно отчётливо просматривается некоторая их несбалансированность: основное внимание было уделено государственному контролю и надзору за частным охранным бизнесом, что, впрочем, и обозначено в самом названии Закона. По мнению эксперта Комитета по безопасности Государственной Думы, профессора В.И. Шестакова, «С учётом этого и нужно оценивать содержание норм и положений данного Закона. Поэтому не нужно искать в нём нормы, которые были бы направлены на совершенствование частной охранной и детективной деятельности». Это не в полной мере отвечает ожиданиям частного охранного сообщества в части, касающейся создания государством оптимальных условий для развития частного охранного бизнеса в РФ.

 

Совершенно неожиданным явлением для частного охранного сообщества и, как мне представляется, для самих органов МВД, стала необъяснимая задержка с выходом целого ряда важнейших подзаконных актов, детализирующих ключевые положения Закона. Зачастую старые нормы были отменены, новые же отсутствовали. В ряде случаев отсутствуют они и по сей день. Это создаёт очень большие проблемы в практической деятельности частных охранных организаций и органов МВД, объективно сдерживает развитие частного охранного бизнеса в РФ, формирует питательную среду для коррупционных проявлений, а в ряде случаев прямо нарушает права, как граждан, так и охранных организаций.

Под этим лейтмотивом продолжается развитие НСБ в настоящее время. Сложно, проблемно, но всё же продолжается.

 

– Какова роль негосударственных структур в системе национальной безопасности страны сегодня? 

– Вопрос очень правильный, так как неоднократно мне приходилось слышать несколько ироничные мнения, типа «какое отношение имеют НСБ к национальной безопасности страны, ведь это высокая, прежде всего, внешняя политика, армия, разведка и т.п.». Для правильного ответа о роли НСБ в системе национальной безопасности страны, прежде всего, «определимся с терминами».

В соответствии с существующей в России законодательной и нормативно-правовой базой, система национальной безопасности – это система общественных отношений, гарантирующих защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Основными объектами национальной безопасности выступают: личность, её права и свободы; социальные и национальные группы, их внутренняя целостность, самоуправление; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Исходя из этого определения, мы определяем объекты, на которые направлена деятельность НСБ, и её цели – это защита права личности на жизнь, здоровье, на собственность, а также защита материальных ценностей общества и государства. Естественно, НСБ решает эти задачи не в одиночестве. Они, в части, их касающейся, и в рамках профильного законодательства, стали важным элементом системы обеспечения национальной безопасности.

Так что ответ на Ваш вопрос однозначен: НСБ сегодня – это важная и эффективная составляющая системы обеспечения национальной безопасности.

 

– Каким видится Вам будущее НСБ? 

– На мой взгляд, будущее НСБ связано, прежде всего, с их качественным обновлением. Это определяется следующими факторами.

Во-первых, государственный надзор за НСБ и ранее был не так уж слаб, но с выходом Закона 272-ФЗ он, как мне кажется, становится ещё более жёстким. В этом есть как положительные, так и негативные стороны. Положительно – более жёсткий государственный контроль не даст «спать на печи» или устроить из НСБ анархическое «гуляй-поле» – и тем самым объективно определит положительный вектор развития НСБ. Негативно – если этот надзор превысит разумные пределы, это будет тормозить развитие охранного бизнеса.

Во-вторых, качественного обновления НСБ потребует вступление России в ВТО. Тут альтернатива очень проста – или мы подтянемся до уровня, соизмеримого с уровнем наших зарубежных коллег, или они, придя к нам, просто задавят любителей «спать на печи» и ждать «золотую рыбку». Последних, по моим наблюдениям, честно говоря, многовато. Уж больно часто звучат призывы к тому, чтобы административным ресурсом, как броневым щитом, прикрыть наши НСБ от закордонной конкуренции, если Россия окажется в ВТО. Полагаю, что этого уж точно не получится.

Поэтому я уверен: будущее – за частными охранными структурами, которые смогут подтянуться до требуемого временем уровня, и будут последовательно руководствоваться в своей деятельности государственным подходом и законностью.

 

– Каковы основные проблемы отрасли? 

– Среди множества проблем, с которыми сталкиваются руководители частных охранных организаций, я бы выделил следующие.

Во-первых, и, прежде всего, это демпинг. Это явление систематически, последовательно и очень опасно буквально разрушает саму основу НСБ. Примеры приводить не буду – они у всех на слуху. Безоглядная «гонка демпинга» приводит к резкому снижению качества охранных услуг со всеми вытекающими последствиями… Естественно, свою лепту в расползание по стране охранного демпинга, применительно к госзаказу, вносит и пресловутый 94-й закон.

Во-вторых, это отсутствие чётких официальных стандартов и критериев оценки деятельности охранных организаций, что не позволяет их клиентам, как, впрочем, и самим охранным организациям, определить, кто хорош, а кто, мягко говоря, не очень.

В третьих, это ситуация последних двух лет с так называемым «совершенствованием правовой базы частной охранной деятельности». Это определение я сознательно взял в кавычки, так как то, что происходит с подготовкой подзаконных актов к 272-ФЗ, уже давно не подаётся здравому смыслу. Очень характерный пример – 124-е постановление по оружию. Я никогда не мог даже представить себе, чтобы Постановление Правительства не выполнялось в течение почти двух лет.

Знаете, «правила игры» могут быть хорошими или плохими, но они должны быть. А если их нет, это даже не драма – это триллер. Можете вообразить ситуацию, когда в одночасье исчезнут правила дорожного движения? Как мы будем ехать и куда приедем? В последние недели ситуация, правда, оживилась, но перспективы её «разруливания» очень туманны и долгосрочны.

 

– Что можно называть главными достижениями отрасли за 20 лет? Кроме того, о чём мы уже говорили: что НСБ, несмотря ни на что, состоялись и де-факто стали значимым элементом системы обеспечения национальной безопасности. 

– Скажу более: в условиях реформирования МВД, которое, как всегда у нас бывает, сопровождается всякого рода сокращениями, роль НСБ и их авторитет существенно возросли.

Обратите внимание, как заметно изменились оценки их деятельности со стороны государственных структур. Для примера: сравните оценки, звучавшие в докладах руководящего состава МВД на различных мероприятиях по тематике НСБ года 3–4 назад, и те, которые звучат сейчас. В них соотношение оценок «плохо» и «хорошо» существенно изменилось в пользу последней. А это свидетельствует, в частности о том, что НСБ даже на государственном уровне рассматривается как средство решения части проблем, возникших в связи с реформированием МВД.

Я уже не говорю о том, что и Президент, и премьер, обсуждая вопросы борьбы с терроризмом, неоднократно упоминали НСБ как одно из существенных средств предотвращения этой угрозы. Кроме того, участие во встрече с Президентом председателя Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрия Галочкина, полагаю, для НСБ тоже очень знаковое событие.

 

– В Нижнем Новгороде создан региональный Оргкомитет по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых празднованию 20-летия частной охраны и сыска в России. Расскажите о его работе. 

– Организационный комитет по подготовке и проведению в Нижегородской области мероприятий, посвящённых празднованию 20-летия частной охраны и сыска в Российской Федерации, создан как временный общественный орган при Координационном Совете Главного Управления МВД России по Нижегородской области по взаимодействию с частными охранными организациями для координации деятельности всех заинтересованных организаций Нижегородской области, планирующих и проводящих мероприятия, посвящённые 20-летию частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации.

Основной целью Оргкомитета является максимально широкое представление общественности и властным структурам Нижегородской области объективной информации о деятельности охранно-сыскных структур в связи с 20-летним юбилеем частной охраны и сыска в Российской Федерации.

Основными задачами Оргкомитета являются:

1. Популяризация среди граждан Нижнего Новгорода и области роли, места и задач частных охранных структур региона в системе обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью.

2. Формирование положительного имиджа частного охранника и охранного сообщества в целом.

3. Консолидация частных охранных структур в решении проблем их деятельности.

4. Привлечение внимания представителей региональных органов власти, нижегородских депутатов различных уровней, средств массовой информации к проблематике деятельности частных охранных структур нижегородского региона.

5. Широкое разъяснение бизнес-сообществу региона возможностей частных охранных структур по обеспечению его надёжной защиты.

6. Широкая рекламная кампания по продвижению услуг лучших охранных организаций города и области.

7. Организация и проведение в Нижегородской области торжественных мероприятий, посвящённых 20-летию частной охраны и сыска в России.

8. Координация и согласование мероприятий, проводимых частными охранными и сыскными организациями, их объединениями, общественными и деловыми объединениями и органами власти Нижегородской области в рамках празднования 20-летия частной охраны и сыска в Российской Федерации.

9. Содействие в получении поддержки в органах государственной власти и управления Нижегородской области общественных инициатив, связанных с вопросами развития частной охранной и сыскной деятельности в нижегородском регионе.

10. Информационная и организационная поддержка проводимых мероприятий, в том числе содействие их освещению в СМИ.

 

 В Оргкомитет входят:

•          члены Президиума Координационного Совета при Главном Управлении МВД России по Нижегородской области по взаимодействию с частными охранными организациями;

•          представители охранных и сыскных организаций Нижегородской области и их объединений;

•          представители общественных и деловых объединений, действующих в сфере негосударственной безопасности;

•          представители ветеранских организаций;

•          представители депутатского корпуса различных уровней, региональных органов государственной власти и управления;

•          представители региональных средств массовой информации.

 

В настоящее время мы реализует нашу региональную Программу по встрече 20-летия частной охраны. Её подготовительный этап завершён, и сейчас мы приступили ко второму её этапу – проведению основных информационно-пропагандистских мероприятий.

 

– Спасибо, Александр Васильевич, за столь развёрнутое интервью и исчерпывающие разъяснения.