Сотрудники полиции (милиции) России с начала 2011 года совершили более 50 тысяч правонарушений, в том числе 2 тысячи преступлений. Такие цифры привел 27 июня с.г. в  эксклюзивном интервью РИА Новости начальник Главного управления собственной безопасности МВД России генерал-лейтенант полиции Юрий Драгунцов.

Он подчеркнул, что в целом уровень преступности в органах внутренних дел снижается, а "довольно внушительные цифры статистики - это результат активизации работы подразделений собственной безопасности, которые нацелены именно на выявление латентных преступлений.

За пять месяцев 2011 года сотрудники органов внутренних дел совершили 50 тысяч правонарушений, что на 24 процента превышает аналогичный показатель прошлого года. Из этого числа только 2 тысячи преступлений, остальные - это дисциплинарные проступки. Среди преступлений 915 относятся в категории общеуголовным, а 1138 - должностные преступления и против правосудия.

Он подчеркнул, что наибольшее число правонарушений традиционно зафиксировано в сферах обеспечения безопасности дорожного движения, деятельности миграционной службы, следствия и охраны общественного порядка.

Кроме того, сообщил Драгунцов, за нарушение закона к ответственности привлечены 4729 полицейских руководителей разного уровня, в отношении 209 из них возбуждены уголовные дела.

Практически все преступления, совершенные полицейскими и их руководителям, были выявлены при непосредственном участии подразделений собственной безопасности. И эти цифры еще раз подтверждают взятый курс на "очищение" рядов, который сейчас реализуется в системе МВД России.

Комментируя сказанное начальником Главного управления собственной безопасности МВД России генерал-лейтенантом полиции Юрием Драгунцовым, следует особо заметить о том, что в своём интервью ничего не сказал о роли общественности в борьбе с преступностью, о контроле общественности над злоупотреблениями полицейских в отношении задержанных. И это не случайно.

Имеющееся множество общественных организаций такие как: Общественная палата Российской Федерации; общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий, осуществляющие контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания; общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел при территориальных органах осуществляют контроль над деятельностью полиции не достаточно активно. Существует еще много общественных организаций при отраслевых ведомствах и органах внутренних дел субъектов Федерации не могут оказывать какое-либо влияние на негативные действия полиции, так как у них отсутствуют права на это.

Указанные общественные организации с помощью собраний, конференций принимают решения об организации взаимодействия общественности с властями, однако об этих решениях вскоре забывают и создают новые. Причиной этого является отсутствие в этих решениях конкретики, сроков, ответственных за выполнение решений и т.д.

К примеру, Программа «Общественное развитие Центрального федерального округа на 2010-2012 годы». Эта программа разработана по решению II Конференции Общественного совета ЦФО, состоявшейся 13 апреля 2007 г.

Цели программы:

- формирование новых подходов к сотрудничеству общественного и государственного секторов;

- выработка механизмов такого сотрудничества, совершенствование системы взаимодействия «власть - общественный сектор - бизнес-сообщество»;

- участие институтов гражданского общества в формировании национальной инновационной системы, поддерживающей инновации на всех уровнях;

- развитие социальной активности населения ЦФО для решения социальных, культурно-нравственных и воспитательных задач и др.

 

Задачи программы:

- сформировать концептуальные основы и методические принципы политики в области взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общественного сектора ЦФО;

- придать системный характер сотрудничеству органов государственной, муниципальной власти с общественными и иными некоммерческими объединениями;

- создать условия для обеспечения более эффективного участия институтов гражданского общества в социально-экономическом развитии Округа;

- внедрить эффективные формы социального партнерства; обеспечить практическую реализацию механизмов поддержки деятельности общественных и иных некоммерческих организаций;

- сформировать разветвленную инфраструктуру для действенного взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с институтами гражданского общества;

- внедрить систему стимулов для выработки инновационных решений в области социального развития общества;

- создать систему совместного обучения взаимодействию представителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, муниципальных служащих, руководителей общественных и иных некоммерческих организаций;

- создать условия для самореализации активной части населения ЦФО.

 

Программа «Развитие гражданского общества Центрального федерального округа» ориентирована на активизацию ресурсов общественности ЦФО и включение потенциала входящих в его состав субъектов Федерации для достижения поставленных целей и решения долгосрочных задач по обеспечению устойчивого развития и сплочению нашего общества на основе духовного единства народа и объединяющих нас моральных ценностей, что является таким же важным условием для развития страны, как её политическая и экономическая стабильность.

Ожидаемые конечные результаты программы:

создание системы взаимовыгодного действенного сотрудничества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными некоммерческими организациями и бизнесом, как равноправными субъектами взаимодействия, в целях объединения совместных усилий для реализации приоритетных для ЦФО социально значимых программ; реализация Программы будет способствовать дальнейшему поступательному развитию демократии, повышению доверия населения к институтам государственной и муниципальной власти и бизнесу, расширению их сотрудничества на новом качественном уровне, формированию современных инновационных подходов и выработке механизмов такого сотрудничества, повышению социальной активности и гражданской инициативы жителей Округа в реализации приоритетных направлений общественной политики в ЦФО, усилению роли в этих процессах общественных и иных некоммерческих формирований.

Как видно из содержания программы, что в ней изобилуют общие фразы и никакой конкретики.  

Одной из важнейших форм участия общественности в борьбе с преступностью является информация СМИ. Об этом в  эксклюзивном интервью РИА Новости начальник Главного управления собственной безопасности МВД России генерал-лейтенант полиции Юрий Драгунцов уделил много внимания. Он сообщил, что в обществе на сегодняшний день существует искаженное восприятие о деятельности сотрудников полиции, что мешает работе сотрудникам собственной безопасности. Все это связано с тем, что ряд СМИ сознательно "очерняет" полицейских для поднятия собственных рейтингов, Он подчеркнул, что сейчас на этом направлении службой ведется серьезная работа. По статистике, только за 2008-2010 годы было зарегистрировано более 2,7 тысячи фактов дискредитации сотрудников МВД. Это оскорбление, заведомо ложный донос, распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство сотрудника или органа внутренних дел в целом, а также подрывающих их репутацию.

Однако следует знать, что проверка достоверности публикаций в СМИ лишь одна из важнейших форм общественного контроля над деятельностью полиции. Она закреплена ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля законодательством» от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (далее Закон).

Там установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подпункт дополнен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ);

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подпункт дополнен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ).

Необходимо помнить и о другом. Для большинства людей страны, полиция довольно просто утаивает свои действия от судебных органов. Например, задержания полицией граждан железной стеной защищены от глаз общественности. Да и другие вопросы деятельности полиции, связанные с правами человека, находятся от общественности в тайне.

Для противодействия этому конкретному негативному действию законами у нас не прописаны путь борьбы с указанными негативными явлениями, проявляющиеся в стенах полиции. Как защитить граждан от скрытия преступлений, от пыток, как найти ключ к  закрытой двери?

 

Обратимся с ответом к опыту других стран, которые нашли ключ к указанной двери. 

Так в некоторых странах (например, в Канаде) членам общины предоставлена возможность в открытии двери в полицию через систему посещений. Система посещений позволила создать более тесные отношения партнерства между полицией и общиной, создав возможность подотчетности и прозрачности в действиях полиции во время задержания.

Идея системы посещений полицейских участков была в впервые предложена лордом Scarman в своем докладе в 1981 году. Лорд Scarman рекомендовал предусмотреть ассигнования проверяющим лицам при случаях проверки. Проверяющим лицам предоставляется возможность помимо посещения мест нахождения задержанных присутствовать в полицейских участках на полицейских допросах и задержании подозреваемых.

В 1983 году Министерство внутренних дел Канады издало документ: «Защита посетителей полицейских участков». Этот документ предназначался для создания экспериментальных схем посещения полиции в разных областях её деятельности. Изначально были созданы шесть экспериментальных схем, которые затем, после их одобрения, были внедрены на всех участках полиции страны. С 1 апреля 2003 система посещений приобрела статутную основу под названием «Системы Защиты и Визита».

Эта система предусматривает подготовку добровольцев из сообщества для участия в проверках, касающиеся обращения с задержанными гражданами, и условий, в которых они содержатся в полицейских участках с тем, чтобы убедиться, что их права и льготы правильно соблюдаться. Она направлена на обеспечение защиты обоих - задержанных и полиции и, что еще важно уверенность в обществе в целом, что полиция соблюдает права задержанных.

Наряду с указанными мероприятиями создана независимая от полиции общественная организация - независимая ассоциация опеки посетителей.

Независимая ассоциация опеки посетителей осуществляет на основе конкретных руководящих принципов деятельность, связанную с назначением посетителей. Посетитель на момент назначения должен достичь возраста не менее 18 лет. Не существуют пределы верхнего возраста. Назначения первоначально делаются на три года, и пересматриваться каждые шесть месяцев. Посетители вдвоем, без предварительного уведомления, могут в любое время посетить полицейский участок. Они не только проводят проверку условий содержания под стражей, но и могут поговорить с теми задержанными, которые согласятся на это.

Ответственность за организацию и контроль над функционированием системы лежит на полицейских властях. При этом, процедуры в отношении обеспечения эффективного управления «Системой Защиты и Визита» включают в себя:

- разработку политики по поддержанию и повышению эффективности программ.

- обеспечение поддержки надлежащих организационных механизмов и структур посещений.

- надзор за подбором, подготовкой и утверждением посетителей.

- создание и поддержание эффективной системы обратной связи с сотрудниками полиции и посетителями путем рассмотрения результатов визита, и ввода в действие необходимых мер, связанных с нарушением полицией прав задержанных.

- содействие проведению совещаний для обсуждения работы и проблем, возникающих в связи деятельностью посетителей. 

 

Очень важным аспектом этой системы является отчетность о посещениях, которая доводится до сведения полиции, органов власти, а затем на основе ее изучения принимаются необходимые меры. Ключевые вопросы посетителей обсуждаются на ежегодном совещании и затем распространяются для ознакомления другими посетителями.

С помощью системы удается не только наблюдать, комментировать и докладывать властям о деятельности полиции, но она также позволяет гражданам улучшить понимание процедур задержания, осуществляемых полицией на улице и в полицейских участках.

С другой стороны, полицейские управления повышают эффективность своей деятельности, в результате чего пересматривает функционирование процедур и подготовку сотрудников.

Однако эта система не лишена недостатков. Исследование, проведенные независимыми аналитиками, показало, что противоречия в таких областях, как управление, набор персонала, частота посещений и профессиональной подготовки еще имеются.

Она также по-прежнему сравнительно мало известна широкой общественности и не считается высоким приоритетом, даже в рамках судебной системы. Однако систему можно признать в качестве одного из важных инструментов надежного партнерства между полицией и общественностью.  

Опыт зарубежных стран может быть, в определенной степени, использован в процессе реформирования полиции в нашей стране.

В процессе внедрения имеет смысл обратить внимание и не только на посещение задержанных правонарушителей, но и на действия полиции при осуществлении других мер производства по делам об административных правонарушений (изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей); временный запрет деятельности.

Указанные вмешательства общественности в оперативные ограничения полиции существенно сократят существующие поборы и злоупотребления со стороны сотрудников полиции.