Террористическая организация ослаблена, но остается самой опасной.
За последние годы «Аль-Каида» потеряла многих руководителей, включая своего лидера Усаму Бен Ладена, но по-прежнему считается символом террора. Недавний доклад госдепартамента называет ее главной угрозой для США и утверждает, что региональные ячейки «Аль-Каиды» лишь «набирают силу». Миф о могущественной «Аль-Каиде» живет и спустя десять лет после взрыва небоскребов в Нью-Йорке.
О возникновении новой дерзкой организации, объединяющей преимущественно мусульман-суннитов, члены других радикальных группировок начали поговаривать в конце 1990-х годов. И даже погубившие более 200 человек теракты возле посольств США в Кении и Танзании 1 августа 1998 года были признаны моментом рождения новой террористической структуры лишь постфактум. В том же месяце американцы по ошибке разбомбили в Судане фармацевтическую фабрику, за что их самыми страшными словами заклеймил некий бородатый араб Усама Бен Ладен. До его военной базы в Афганистане тогда без проблем добирались любые западные корреспонденты, способные нанять себе проводника.
Специалистам Усама Бен Ладен был известен давно. Этот богатый саудовец, который ради джихада оставил доставшийся по наследству бизнес, получал помощь американских и пакистанских спецслужб еще во время советского военного присутствия в Афганистане в 1980-6. За теракты в Кении и Танзании ответственность взяла неизвестная ранее организация «Исламский фронт освобождения святых мест». Усама, считавшийся непричастным к ней теоретиком, не скрывал в беседах с репортерами, что его идеи могли подвигнуть кого-то из единомышленников на более активные действия.
Сам он называл себя лидером «Международного исламского фронта» и представителем «мирового джихада». Как рассказывали мне некоторые соратники Бен Ладена, созданные им структуры не раз меняли название. Только в 1990-х, уже после ухода советских войск из Афганистана, Усама задумался над тем, чтобы проводить операции за пределами этой страны. Целью стали недавние союзники — в основном американцы и их партнеры.
Прообразом структуры, которую в итоге выстроил Усама Бен Ладен, стала организация, созданная еще в 1980-х опытным моджахедом палестинцем Абдаллой Аззамом. В пакистанском Пешаваре он организовал центр по переправке боевиков в Афганистан на войну с советскими солдатами.
«Бюро по оказанию услуг» стало координировать поток арабов, приезжавших на помощь афганцам, — рассказывал в интервью автору этих строк моджахед из Алжира Абдалла Анис. — До этого все было неорганизованно. У афганских моджахедов было аж семь исламских партий, и к какой примыкать — неясно. «Бюро» также координировало благотворительную деятельность, ведь пожертвования для афганцев собирали в мечетях по всему миру».
Усама Бен Ладен вместе со своим новым знакомым по джихаду египетским врачом Айманом аз-Завахири взяли наработки Аззама на вооружение. Их инициативная ячейка в Афганистане предлагала посильную помощь единомышленникам и нередко разрабатывала для них планы действий, но при этом не вовлекала их в жесткую организационную вертикаль. Считается, что Усама отвечал больше за финансы и выдвижение инициатив, а более образованный Айман аз-Завахири — за контакты и теоретическое обоснование этих идей.
Как рассказывал катарскому телеканалу «Аль-Джазира» Усама Бен Ладен, в какой-то момент его соратники стали все чаще называть свою организацию «Базой» (по-арабски — «Аль-Каида»). Это название и закрепилось во всем мире за новой группировкой, постепенно заменив более длинные и сложные «фронты борьбы с крестоносцами» и т.п.
Однако заговорили о ней только после терактов 11 сентября 2001 года.
Потом последовали новые террористические атаки, в том числе в Мадриде 11 марта 2004 года и в Лондоне 7 июля 2005-го, и еще множество нападений по всему Ближнему Востоку. Ответственность за эту кровь брали на себя различные филиалы «Аль-Каиды» — «Аль-Каида в Европе», «Аль-Каида на Аравийском полуострове», «Аль-Каида в Ираке» или «Аль-Каида на Кавказе». Интересно, что информация о связях между членами этой группировки и режимом Саддама Хусейна, ставшая оправданием для нападения США на Ирак в 2003 году, так и не была подтверждена, как и об оружии массового поражения. А вот после свержения Саддама активисты организации обосновались и в ставшем нестабильным Ираке.
Тем не менее определить, является та или иная террористическая ячейка частью единого монстра или же она лишь действует под этим брендом, зачастую трудно.
Борьба с ядром «Аль-Каиды» постепенно дает плоды. В середине десятилетия в Пакистане были арестованы и переправлены в США члены руководства «Аль-Каиды» Халид Шейх Мухаммад и Абу Фарадж аль-Либи. Считается, что это Халид Шейх Мухаммад подсказал Усаме идею самолетной атаки на небоскребы. Пять лет назад в Ираке был уничтожен лидер иракского филиала этой организации Абу Мусаб аз-Заркави. В ночь на 2 мая этого года в пакистанском Абботабаде американский спецназ ликвидировал и самого Усаму Бен Ладена.
Преемник «террориста номер один» 60-летний Айман аз-Завахири вынужден был уйти в глубокое подполье. Его уничтожат сразу, как только выследят. Удар по «Аль-Каиде» нанесла и «арабская весна», показавшая эффективность мирных способов борьбы.
Но, несмотря на то, что ядро организации уже удалось раздавить, «Аль-Каиду» победить до конца не удалось. Даже понеся огромные потери, «Аль-Каида» продолжает существовать как организация, и по-прежнему остается притягательным брендом для тех, кто винит во всех бедах страны Запада во главе с Америкой. «Аль-Каида» во многом превратилась в миф, а мифы бессмертны.
Печатается с сокращениями.
Газета «Московские новости», 9 сентября 2011.