России предстоит принять в недалеком будущем и Олимпийские игры, и чемпионаты мира. Как эти мероприятия отражаются на экономике, окупятся ли затраты? Например, при подготовке к Олимпиадам или чемпионатам мира по футболу наблюдается резкий и устойчивый рост объемов торговли на уровне 30%, а инвестиции в инфраструктуру при организации этих спортивных мероприятий способны ускорить экономическое развитие на десятилетия вперед.  

Но все ли так однозначно? 

Олимпийские игры 1992 года в Барселоне (Испания) стали своеобразным катализатором процесса обновления городской среды и позволили городским властям добиться поставленных целей в значительно более короткие сроки, чем планировалось. 

В рамках подготовки к Олимпийским играм Китай инвестировал почти 40 млрд долларов только в создание инфраструктуры. Это была самая дорогостоящая Олимпиада в истории олимпийского движения. 

По оценкам властей Лондона, общая сумма расходов на строительство Олимпийского парка в Лондоне составит около 15 млрд долларов. После окончания Олимпийских игр квартиры и дома здесь будут продаваться как по рыночным ценам, так и в рамках социальной программы за счет госсредств. 

Ожидается, что Бразилия инвестирует порядка 83 млрд долларов в инфраструктуру в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2014 году и Олимпийских игр в 2016 году. 

А вот в Афинах, столице прошедшей Олимпиады-2004, при подготовке к Играм по итогам общий бюджет увеличился с первоначальных 8 до 15 млрд долларов. После окончания Олимпиады государственный долг страны в пересчете на каждого жителя составил 50 тыс. евро. 

С Олимпиадами почти всегда так.  

За последние 30 лет прибыль принесли только Игры в Лос-Анджелесе в 1984 году. Все остальные получили либо очень большие убытки, как Монреальская Олимпиада-1976, после проведения которой город набрал 2,8 млрд долларов долгов и расплачивался по ним потом 30 лет, либо относительно скромные доходы, как в Турине-2008 или Сиднее-2000. Теперь и перед Россией стоит целый ряд сложных задач. Согласно заявке на проведение зимней Олимпиады-2014 в Сочи, должно быть реализовано около 50 инфраструктурных проектов. Запланировано создание и развитие транспортной, энергетической и теле коммуникационной инфраструктуры, выгоды от которой местное население и предприятия будут получать в течение длительного времени после завершения Игр. 

Инфраструктура Краснодарского края и Сочи будет включать более 270 км автодорог и мостов, около 200 км железнодорожных путей, 22 тоннеля, газопровод протяженностью 384 км и современный международный аэропорт. В эксплуатацию будет введено около 260 новых энергетических станций, что позволит в 2,5 раза увеличить существующую сегодня энергоемкость электрической сети. Сочи и Краснодарский край превратятся в современный курорт, который будет способен принимать гостей круглый год. 

После Олимпиады по плану все без исключения объекты будут использоваться как спортивные, выставочные, торгово-развлекательные комплексы. А стадион, на котором пройдут церемонии открытия и закрытия, станет базой футбольной сборной России. Ожидаемый экономический эффект от Олимпиады федеральные власти оценили в 341 млрд рублей. Что касается затрат, то сегодня ясно, что на Олимпиаду-2014 будет потрачено не менее 1 трлн рублей.  

Правда, есть мнения, что большинство объектов, которые останутся после Олимпиады, просто не могут использоваться максимально эффективно. Так, по оценкам одной из старейших российских аудиторско-консалтинговых фирм ФБК, доля «одноразовых» инвестиций (т.е. инвестиций в такие объекты, которые не смогут быть никак использованы после проведения Игр) в суммарном бюджете олимпийского проекта составляет 15-20%. Но и это еще не все. Даже с теми объектами, которые могут использоваться после Игр, тоже есть проблемы. Например, транспортная система будет нормально загружена только в курортный сезон - примерно 180 дней в году. 

С другой стороны, доходы от проведения Олимпийских игр нельзя оценивать только прибылью, существует еще показатель совокупного экономического и политического эффектов. Правда, его еще нужно уметь достичь. 

Что касается чемпионата мира по футболу 2018 года, то Россия заблаговременно планирует строительство 16 стадионов в 13 городах. Для проведения этого мероприятия необходимо будет построить 7700 км автомагистралей и 1920 км железных дорог. По подсчетам специалистов, в программу по подготовке к чемпионату мира потребуется вложить 3,2 трлн рублей. Но чемпионаты мира по футболу рентабельнее, чем Олимпиады. Инфраструктурные объекты, создаваемые к чемпионату в России, после его проведения могут использоваться круглогодично, а в Москве и Санкт-Петербурге - и круглосуточно. Поэтому мероприятия по улучшению транспортной инфраструктуры в рамках мирового первенства дадут максимально возможный экономический эффект. 

Подождем - увидим, как все сложится, а может быть, ощутим и на себе! 

 

Газета Парламентского собрания союза Беларуси и России «Союзное вече». 

1-7 сентября 2011 г.