На вопросы корреспондента медиапортала «Хранитель» отвечает В. В. Луценко, руководитель группы компаний «Стеллс».

– Владимир Васильевич, с какими чувствами Вы встречаете приближающийся юбилей негосударственной сферы безопасности? 

– Если одним словом, то, наверное, сложными, смешанными. С одной стороны, наша страна – якобы – строит свободный капиталистический рынок. А с другой, для участников этого рынка, в том числе и для нас, представителей сферы негосударственной безопасности, успехи строительства этого рынка пока мало заметны.

20 лет назад в нашем государстве произошли очень серьёзные события. Глобального масштаба. Наша страна изменила вектор своего экономического развития. Не будем касаться всех драматических событий, которые этому сопутствовали, остановимся только на одном: получилось так, что тысячи и тысячи офицеров спецслужб, МВД и армии оказались, мягко говоря, выброшенными на улицу, пустились в свободное плаванье.

Образование рынка частных охранных услуг, я считаю, во многом смягчило суровую действительность тех страшных дней, когда наша страна проваливалась в капиталистический кошмар свободного рынка. Бизнес не мог предоставить достаточно рабочих мест такой массе офицеров – он был ещё слаб. Государство вообще на эту тему и не думало – у него были другие заботы: поделить власть и прочие. И рынок частной охраны тогда дал людям возможность выстоять. Тысячи военнослужащих смогли кормить семьи, растить детей.

Иностранцы тогда сильно удивлялись. Как так? Столько офицеров, в том числе и боевых, оказалось на рынке практически обыкновенных сторожевых услуг! Но тогда было такое время. И видимо, это было объективно и обоснованно.

 

– Но ведь так не могло продолжаться вечно? Должны же были появиться документы, регламентирующие и регулирующие новую сферу экономики страны? 

– Дальше ситуация развивалась тоже непросто. Правоохранительные органы, совершенно не зная сути вопроса, не понимая законов бизнеса, на коленке, в спешке сварганили закон о частной охранной деятельности. Документ содержал массу неточностей, очень много сомнительных положений и, в общем-то, отражал страх чиновников перед рыночными услугами в такой специфической сфере, как охрана и безопасность.

В этой связи первые годы существования частных охранных предприятий были очень сложными. В любой момент можно было ожидать налёта правоохранительной системы,  закрытия деятельности предприятия под предлогом самых разных придирок. Защищаться было сложно, поскольку все мы были тогда ещё очень малограмотны.

В общем, система была очень жёстко настроена против охранного бизнеса. Дело в том, что в головах многих чиновников в погонах произошла большая путаница. Бизнес тогда тоже был разный: белый, чёрный, серый… И частную охранную деятельность смешали с создаваемыми тогда богатыми людьми частными спецслужбами. Частная охранная деятельность была направлена на защиту имущества граждан или бизнеса. Это была обыкновенная сторожевая служба. А вот создаваемые олигархами типа Березовского частные спецслужбы представляли собой нечто совершенно иное. Нас же зачастую складывали в одну корзину и выставляли в неприглядном свете – будто бы мы тоже такие же взбесившиеся охранники, сатрапы, которые защищают богатеев и больше ни о чём не думают.

 

– Однако из-за разгула преступности в стране услуга частной охраны всё же пользовалась немалым спросом. И в сфере негосударственной безопасности закрутились достаточно большие деньги. 

– Да. После чего появилась другая проблема – на этот рынок устремилось министерство внутренних дел. Произошли интересные явления. Мы опять удивили весь мир: МВД создало мощнейшую бизнес-организацию под названием вневедомственная охрана. Работая в структуре государственных органов, а именно МВД, являясь фактически системой, существующей на деньги налогоплательщиков, вневедомственная охрана вовсю участвовала в коммерческой деятельности, заключала коммерческие договоры, являлась субъектом рынка.

Мы тогда об этом говорили много и жарко. Мы говорили: где же логика? Давайте тогда создадим вневедомственную прокуратуру и станем охранять людей за деньги. Давайте создадим вневедомственную контрразведку… Как всё это будет выглядеть в глазах мировой общественности?

Но никто и не думал нас слушать. Поскольку в карманы генералов текли огромные деньги…

Нам было очень сложно конкурировать с этой системой – и ребята в форме МВД, с боевыми автоматами и на джипах с мигалками, легко отбирали огромный кусок частного рынка у простых сторожей. Но несмотря ни на что наш бизнес выжил. Он действует и развивается.

Знаете, когда мы ещё только создавали его в 90-е годы прошлого века, нам попалась на глаза информация, что в США численность сотрудников частых охранных предприятий в два с половиной раза превосходит полицию, ФБР и прочие правоохранительные структуры вместе взятые. Тогда это стало для нас настоящим откровением. Ну а потом жизнь показала, что это возможно и у нас, что это нормальная и весьма востребованная в обществе услуга.

 

– В заключение поделитесь, какими Вы видите перспективы рынка частных охранных и детективных услуг в нашей стране? 

– Перспективы у нас будут только в одном случае – если будет и дальше развиваться нормальный, свободный, цивилизованный рынок услуг. Если же мы превратимся в феодально-чиновничье государство, то не только рынок безопасности и частной охраны, но и вообще рынок любых услуг улетит в тартарары.

Под цивилизованным рынком я понимаю свободную конкуренцию равных среди равных. А когда на боксёрский ринг с одной стороны выходит спортсмен в трусах и майке, а другой надевает металлические латы административного прикрытия, то это уже не рынок. Это профанация.

К сожалению, это сейчас происходит на каждом шагу. Причём, не только у нас – на любом рынке. Возьмите хотя бы таксистов. Их же просто задавили бомбилы, которые не получают лицензий, не платят налогов. На нашем рынке то же самое. Нас попросту забивают ногами всяческие лжеохранные структуры, работающие по-чёрному. А также те охранные предприятия, которые пользуются административным ресурсом и вместо честной конкуренции побеждают в тендерах с помощью давления приближенных к ним чиновников.

 

– Может, Вы знаете и рецепт того, как с этим бороться? 

– Рецепт один – развивать свободный рынок и убирать чиновников-коррупционеров. Тогда всем будет хорошо.

 

– Спасибо за интервью, Владимир Васильевич.