Тема борьбы с коррупцией - ключевая для нашего журнала. Большое внимание уделяется ей и на нашем информационно-аналитическом портале (www.id-mb.ru). Не так давно состоянию работы в этой сфере было посвящено очередное заседание Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. На нем выступил сам глава государства, а также руководители правоохранительных органов.

ОЛИМПИАДА ПО ОТМЫВУ

В России есть Национальная стратегия и Национальный план противодействия коррупции, внедрена антикоррупционная экспертиза законодательства и подзаконных актов, создана система подачи госслужащими деклараций о своих доходах. Такие результаты работы в области антикоррупционной деятельности озвучил Дмитрий Медведев, выступая на очередном заседании Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. В то же время, признал глава государства, этого недостаточно. Борьбу с коррупцией он назвал кропотливой, ежедневной работой, которая должна вестись на всех уровнях - федеральном, региональном муниципальном.

Президент выделил несколько актуальных задач в области противодействия коррупции. Среди них - расширение формата участия институтов гражданского общества в антикоррупционных мероприятиях. Здесь и анализ мнения граждан, и подготовка ежегодного доклада Общественной палаты, и активизация работы координационных совещаний в регионах.

Глава государства обратил внимание на необходимость корректировки системы декларирования чиновниками своих доходов. И здесь Медведев снова призвал подключать к работе по проверке достоверности и полноты поданных сведений не только государственные органы контроля, но и общественные организации.

- Конечно, это не должно превращаться в охоту за ведьмами, не должно рассматриваться как один из способов сведения политических счетов, но контроль должен быть другой, - подчеркнул в этой связи Дмитрий Медведев.

Президент назвал важной тему антикоррупционного сопровождения больших проектов, в том числе спортивных. В качестве примеров он привел предстоящие Олимпиаду, чемпионат мира по футболу 2018 года, саммит АТЭС. «Это тема, которая должна быть в зоне повышенного внимания всех правоохранительных структур и всех контрольных структур», - отметил глава государства.

Президент призвал принимать более активное участие в антикоррупционной борьбе новый орган - Следственный комитет Российской Федерации. При этом, как отметил глава государства, компетенция этого ведомства в части расследования коррупционных преступлений может быть усилена. Дмитрий Медведев обратил внимание на важность развития антикоррупционного преследования. При этом глава государства отметил, что такая деятельность не должна вестись только госслужащими («Тем более что часть из них как раз и поражена этим явлением»). Свое место в этой деятельности должно быть и у бизнес-сообщества, которое, по выражению Президента РФ, «страдает от совершения коррупционных преступлений».

- Надо быть честными до конца, а не только власть упрекать в том, что она поражена коррупцией. У коррупции всегда две стороны, - подчеркнул глава государства.

 

А ВОТ И ПОСАДКИ...

Усилия всех органов власти в сфере противодействия коррупции согласно решению Президента объединяет и координирует сегодня Генпрокуратура России. По словам главы этого ведомства Юрия Чайки, нарушений антикоррупционного законодательства в стране не просто много, а очень много. В 2010 году их было выявлено и устранено около 240 тысяч. Эти нарушения охватывали широкий спектр отношений, регулируемых законодательством о бюджете, собственности, закупок для государственных нужд, государственной и муниципальной службы. «Только в сфере госзакупок было пресечено более 26 тысяч правонарушений», - сообщил Генпрокурор. Кроме того, как отметил Юрий Чайка, в десятках тысяч нормативных актов, проверяемых прокурорами, выявляются и устраняются коррупциогенные факторы: ежегодно до 30 тысяч.

В 2010 году российскими прокурорами было направлено в суд свыше 8.600 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Вынесено около 8 тысяч обвинительных приговоров, осуждено 720 должностных лиц органов госвласти и местного самоуправления, почти 1.300 человек - должностных лиц правоохранительных органов.

- В дальнейшем координация правоохранительных органов в антикоррупционной работе будет только нарастать, иного пути у нас просто нет, - считает Юрий Чайка. По мнению Генпрокурора, новым импульсом к более системному и эффективному взаимодействию и устранению ведомственного подхода к борьбе с коррупционной преступностью должны стать создаваемые в субъектах РФ координационные советы при главах регионов. То, что в их работе могут принимать участие и представители общественности, Юрий Чайка считает очень важным.

 

«ВЗЯТКОЕМКОСТЬ» СЛУЖБЫ

Более 37 тысяч преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, выявлено в минувшем году органами МВД. Об этом сообщил министр внутренних дел Рашид Нургалиев. По его словам, ведомством в настоящее время активизирована работа по выявлению и пресечению наиболее значимых преступлений, в том числе совершаемых высокопоставленными должностными лицами.

В 2010 году к уголовной ответственности привлечено более двух десятков руководителей органов государственной власти субъектов Федерации, ряд высокопоставленных должностных лиц федеральных министерств и руководителей органов местного самоуправления. При этом треть привлечены за получение взяток.

Как отметил Рашид Нургалиев, сейчас возросло количество выявляемых взяток в крупном либо особо крупном размере - почти в два раза. Правда, это произошло потому, поставлена задача не «скатываться» на малозначительные и так называемые мелкие взятки, выявлять наиболее серьезные суммы.

Наряду с мерами правоохранительного характера одним из ключевых направлений деятельности органов внутренних дел в последнее время стала информационно-пропагандистская работа по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Здесь и круглые столы с представителями общественных организаций и бизнес-сообщества, и сотрудничество с Общественной палатой. И все же, как признал глава МВД, острота проблемы не снижается. Более того - коррупция все сильнее сказывается на динамике развития экономики, ситуации в социальной сфере, на качестве жизни населения.

В этой связи, заявил Рашид Нургалиев, МВД активизирует мероприятия по противодействию коррупционным проявлениям, в том числе связанным с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности со стороны

органов исполнительной власти при осуществлении ими разрешительных, контрольных и надзорных функций, а также проведении ревизий и проверок.

Кстати, как отметил Нургалиев, министерством разработаны и уже реализуются меры, направленные на внедрение стандартов антикоррупционного поведения и в самой системе МВД, на усиление контроля за правоприменением и правомерностью действий сотрудников органов внутренних дел. Как доложил министр, в 2010 году в системе МВД было выявлено 3.284 сотрудника, которые совершили должностные преступления. 774 из них касались взяточничества. (От редакции «МБ»: как бы хотелось, чтобы пристальное внимание МВД было бы обращено и на сферу лицензионно-разрешительной системы, от произвола которой, особенно в регионах, иной раз буквально стонет частный охранный бизнес).

 

«КРУПНАЯ РЫБА» УХОДИТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ...

Свое видение проблематики антикоррупционной деятельности обозначают и чекисты. Сейчас, отметил директор ФСБ Александр Бортников, главные усилия в этой работе нацелены на выявление и раскрытие значимых преступлений, наносящих существенный вред государственным и общественным интересам, установление и привлечение к уголовной ответственности высокопоставленных должностных лиц, имеющих преступные связи с хозяйствующими субъектами и подрывающими авторитет государственной власти.

Результаты есть. В прошлом году по материалам ФСБ было возбуждено 2.027 уголовных дел, осуждено 769 коррупционеров, среди которых - более 100 государственных чиновников, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, занимающих руководящие посты.

Вместе с тем, как отметил директор ФСБ, результаты анализа расследуемых уголовных дел свидетельствуют, что большая часть преступлений коррупционной направленности совершается организованными преступными группами и сообществами, иерархически структурированными со строго распределенными ролями. «Убежден, что необходимо более глубоко и подробно исследовать природу таких «структур», - отметил Бортников. - Сейчас привлекают в основном рядовых сотрудников, а большие «рыбины», с учетом их возможностей, стараются уйти от ответственности».

По мнению главы ФСБ, сегодня более предметно следует подойти к изучению этого вопроса с точки зрения 210-й статьи Уголовного кодекса, которая говорит об организованной преступной деятельности, организованных сообществах.

В целом, динамика преступлений коррупционной направленности не может не удручать. Так, по информации главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина, если в 2007 году было расследовано около 11 тысяч подобных преступлений, в 2008-м - 12 тысяч, в 2009-м - 13 тысяч, то за девять месяцев 2010 года было возбуждено почти 11 тысяч преступлений коррупционной направленности.

При этом большую часть привлеченных к ответственности составили сотрудники правоохранительных органов (34 процента), Вооруженных Сил (почти 15 процентов).

Третье место в «коррупционном рейтинге» занимают органы местного самоуправления, четвертое - органы Минздравсоцразвития России.

Военным следственным управлением Следственного комитета РФ по городу Москве завершено расследование уголовного дела по обвинению заместителя начальника регионального управления заказчика капитального строительства Минобороны России по городу Москве полковника запаса Сергея Емелина в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30 и п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ (покушение на получение взятки в виде денег в крупном размере).

Как сообщает пресс-служба Военного следственного управления Следственного комитета РФ, установлено, что за своевременную проверку, принятие и последующую оплату работ, выполненных по заказам Минобороны, Емелин требовал от коммерческих организаций взятки. При получении 4,5 миллионов рублей от ЗАО «Мосстроймеханизация-5» и 000 «Мортон-РСО», отвечающих за возведение жилья для военнослужащих и членов их семей в городах Балашихе и Подольске Московской области, он был задержан. В ходе предварительного следствия получены доказательства противоправной деятельности Емелина по отношению к филиалу ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление».

Как установили военные следователи, всего от вышеуказанных организаций Емелин получил взятки на сумму, превышающую 11 миллионов рублей. После утверждения военным прокурором обвинительного заключения уголовное дело направлено в Московский городской суд для рассмотрения.

Сферами с максимальной «плотностью» коррупции стали правоприменительная деятельность (43 процента от всех возбужденных дел), образование, наука, здравоохранение и социальное обеспечение. При этом, по информации главы СК, в 2010 году к уголовной ответственности за коррупцию было привлечено 120 следователей различных ведомств, 12 прокуроров и их помощников, 48 адвокатов, 8 членов избирательных комиссий, 214 депутатов органов местного самоуправления, 310 выборных должностных лиц органов местного самоуправления, 11 депутатов органов законодательной власти субъектов и один депутат Государственной Думы.

Сегодня государству необходимо принимать серьезные меры для предупреждения коррупционных проявлений. Прежде всего, считают в СК, - на уровне местного самоуправления, в сфере социального обеспечения и здравоохранения, а также в системе госзакупок.

«94-й федеральный закон (по размещению госзаказов) дает возможность существования коррупционных схем и создания групп, занимающихся организованной преступной деятельностью» - прямо указал глава СК РФ.

Александр Бастрыкин считает перспективной идею введения новой меры уголовного наказания, не связанной с лишением свободы. А именно - крупных штрафов.

- Я думаю, что это очень правильная мера, - уверен руководитель Следственного комитета. - Наша практика показывает, что сегодня никакие реальные сроки лишения свободы уже не пугают коррупционеров, взяточников. Это для них не барьер.

 

БИТЬ НАДО РУБЛЕМ

Дмитрий Медведев считает печальным и опасным явлением преступность в правоохранительных органах. Особенно в свете того, что треть всех коррупционных проявлений приходится на преступления, совершенные силовиками.

- Это показывает, что система правоохранительных органов поражена коррупцией не меньше, чем государственная гражданская служба, - отмечает Медведев.

При этом, по мнению Президента, это существенным образом сказывается и на возможностях борьбы с коррупцией, потому что «кто-то должен быть «чистым» для того, чтобы этим заниматься».

 

НО КТО?..

Как считает Медведев, мнение о необходимости введения иной системы наказаний за коррупционные преступления, справедливо. «Репрессия в виде лишения свободы работает далеко не всегда», - полагает Президент РФ. Именно поэтому соответствующий законопроект уже рассматривается в Государственной Думе.

- Надеюсь, что это будет одним из первых шагов в создании более современной системы назначения наказаний, - считает Дмитрий Медведев. - Системы, которая мотивирует к правомерному поведению и позволяет наказывать адекватно тяжести совершенного уголовного правонарушения.

 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Сразу после проведения заседания президентского антикоррупционного Совета, на информационно-аналитическом портале «Мир безопасности» был размещен опрос на тему «Может ли общество сладить с коррупцией?»

В унисон выдвинутому Президентом Медведевым тезису о необходимости шире привлекать общественность к антикоррупционной работе - к различным экспертизам и тому подобному - мы предложили нашим читателям высказать свое мнение о перспективах подобного сотрудничества.

В качестве вариантов ответов на заданный вопрос были предложены следующие - «Нет, общественные силы в России сегодня безынициативны». «Нет, роль общественности в антикоррупционной деятельности декоративная», «Да, ведь нас поддерживает Президент», «Да, если действовать сообща, координировать усилия, привлекать голоса людей и ресурсы СМИ».

Обидно, но большинство пользователей на первые два вопроса, отрицающие перспективы участия общественности в антикоррупционной работе, ответили утвердительно. То есть, в возможности общества в преодолении проблемы коррупции, сегодня в России мало, кто верит...

Никто не согласился и с успехом антикоррупционной борьбы, ведущейся под эгидой главы государства. То, что крестовый поход на коррупцию возглавил лично Президент, по мнению наших пользователей, веса этой борьбе не добавило. Количество оптимистов (пользователей, выбравших вариант ответа «Да, ведь нас поддерживает Президент»), оказалось равным нулю.

Но свет в конце туннеля все же есть. Это можно понять по тому, что ряд наших пользователей верят в успех нынешней антикоррупционной кампании. Успех возможен, если объединить усилия и государства, и общества, считают люди, ответившие утвердительно на последний вариант ответа («Да, если действовать сообща, координировать усилия, привлекать голоса людей и ресурсы СМИ»).

Что ж, с таким настроем у нашей страны еще есть хоть какая-то надежда...

 

Печатается с сокращениями.

Журнал «Мир безопасности», февраль 2011