На вопросы нашего корреспондента отвечает Дружинин Н. К., президент Межрегиональной Ассоциации ветеранов криминальной милиции «Опера», президент Ассоциации детективных и охранных предприятий «Лига безопасности» (г. Рязань).

– Николай Кондратьевич, как проходило становление негосударственных структур безопасности у Вас в регионе? И как Вы лично пришли в НСБ? 

– В начале 90-х годов меня пригласили работать руководителем службы безопасности в одну из крупных коммерческих структур. Произошло это сразу же после того, как в отношении генерального директора данного предприятия было совершено покушение – взорвали автомобиль. Директор остался жив, но получил тяжёлые ранения.

Начальный период становления негосударственных структур безопасности в России, пришедшийся на 90-е годы, отличался тем, что люди, занимающиеся бизнесом, были в состоянии постоянной опасности в отношении их жизни и здоровья. Были и угрозы, и «наезды», и реальные действия криминальных групп, направленные как на хозяйствующие субъекты, так и на сотрудников их служб безопасности. У нас в Рязани обстановка была такой же, как во всей России.

Свою работу мы начали с того, что принялись устанавливать и налаживать формы взаимодействия с правоохранительными органами, со службами безопасности других регионов. Повторю, это был первый этап становления НСБ. И основными проблемами этого периода были угрозы собственной жизни и здоровью, как коммерсантов, так и работников служб безопасности.

За 20-летний отрезок истории этот этап был пройден. Прямых угроз благополучию людей стало меньше, однако жизнь самих негосударственных структур безопасности серьёзно осложнилась.

 

– Из-за чего это произошло? И какие проблемы сферы НСБ являются, на Ваш взгляд, самыми актуальными на сегодня?  

– На первое место я поставил бы экономические проблемы. Их спровоцировало увеличение налогового бремени на НСБ, так называемые страховые взносы.

Следствием же экономических проблем становятся другие: чтобы как-то существовать, охранные структуры идут на демпинг, снижают цены на свои услуги. И тем самым подрывают не только собственную экономику, но и положение всей системы НСБ. Понятно, что в таких условиях сложно говорить о повышении качества охранных услуг.

Мы в регионах выделяем два направления демпинга. Первый – это внутрирегиональный демпинг, о котором я только что сказал. Второй – это демпинг известных в России холдингов и ассоциаций, в том числе из Москвы, которые продают свои услуги сетевым партнёрам по 84 рубля в час. Последние в дальнейшем берут в регионе на субподряд другую охранную организацию и имеют от этого с каждого часа по 15 рублей прибыли. Разумеется, качество несения службы им глубоко безразлично.

Не добавляет оптимизма и то, что себестоимость охраны в последнее время резко возросла. Регламентация профессионального образования, требования к лицензированию и так далее – всё это отражается на финансовом состоянии охранных организаций.

Понятно, что правовое регулирование, контроль использования потенциала НСБ в борьбе с преступностью необходимы. Однако без решения экономических проблем это трудно делать. Отсюда вывод: или охранное сообщество будет само влиять на экономику отрасли, или контролирующим органам совместно с ЧОПами необходимо разработать чёткие стандарты охранной деятельности.

 

– Как Вы оцениваете достижения и перспективы НСБ? 

– 20 лет – немалый срок. За это время НСБ доказали свою состоятельность и востребованность. Основным достижением нашей сферы мы считаем признание НСБ как государственной властью, так и органами внутренних дел. Сегодня НСБ является важной составляющей частью правоохранительной системы страны.

Что же касается перспектив, то думается, что потребность в НСБ будет возрастать, так как объективная необходимость любого бизнеса – это развитие. Без него бизнес просто не может существовать.

А, кроме того, на фоне реформирования органов внутренних дел возникает целый ряд проблем, которые можно частично решить с помощью НСБ. И поэтому можно также предположить, что потребность в частных охранных структурах, которые последовательно используют в своей работе государственный подход и законность, будет только возрастать.

Кстати, об этом мы подробно говорили на недавнем 5-летнем юбилее Межрегиональной Ассоциации ветеранов криминальной милиции «Опера». Выступления участников праздничных мероприятий, а также фотоотчёт с этих встреч можно посмотреть на сайте МАВКМ – страницы http://www.mavkm.ru/?mod=news&id=103 и http://www.mavkm.ru/?mod=news&id=106.

Наверняка, не потеряют актуальности в будущем и устойчивые формы обеспечения экономической безопасности предприятия. Полагаю, что наиболее востребованы будут именно они – методы экономической и технической безопасности. Плюс какие-то определённые стандарты обеспечения физической безопасности. В качестве примера такой комплексной услуги могу привести задачу обеспечения безопасности рок-фестиваля «Нашествие», к которому в настоящее время готовится МАВКМ «Опера».

Другими словами, востребованность профессии охранник будет, на мой взгляд, с годами только расти. А, следовательно, необходимо повышать её статус и престиж.

 

– Наверное, это будет нелегко, ведь сегодня авторитет у данной отрасли, к сожалению, невысок. Вы согласны? 

– Отчасти, да. Прошедшее 20-летие было достаточно трудным. У представителей охранных предприятий много пессимизма, неверия в будущее. Однако те структуры, которые имеют большой стаж работы, уверены в своем дальнейшем существовании.

В целом же по сравнению с другими отраслями коммерции охранный бизнес является более сложным видом работ, так как помимо общегражданских систем контроля в нём  присутствует и специальный контроль. Плюс работать нам приходится с людьми, а здесь правила игры зачастую диктует человеческий фактор. Поэтому в нашей сфере очень важно правильно выстраивать кадровую политику.

– Спасибо, Николай Кондратьевич, за интересное интервью.