С первой частью материала можно ознакомиться по ссылке: www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=67780

 

ЕСТЬ ДРУГОЙ ПУТЬ 

Но, как говорится, «нет худа без добра». Один большой плюс этой головоломки, которую искусно создали экспресс-реформаторы ВС РФ, - пока спецслужбы других государств будут ломать головы, тратить время, силы и средства на то, чтобы разобраться в вопросах состояния и перспектив развития ВКО РФ, Минобороны под руководством «эффективного менеджера» к концу 2011 года, не важно, что - войска или систему ВКО - все равно создаст и отрапортует: «Нами повышены эффективность, боевые возможности, уровни боевой готовности, безопасности и другие важнейшие показатели, и все это достигнуто благодаря практически внутренним ресурсам МО РФ».

Вместе с тем существует и иной путь реального решения задачи, поставленной президентом на расширенном заседании коллегии Минобороны:

- было бы целесообразно назначить решением Верховного главнокомандующего ВС РФ должностное лицо (ранг - не ниже первого вице-премьера), которое возглавило бы работу, и было бы уполномочено осуществлять распорядительную координацию действий структурных подразделений правительства РФ, Минобороны и организаций ОПК;

- на современном этапе реформирования ВС РФ крайне важно пресечь искусственно созданные внутренние противоречия в Министерстве обороны (между Генштабом, Главным командованием ВВС и командованием Космических войск по вопросу: кто главный и кому все подчинить?).

- нецелесообразно реструктурировать материальную основу системы ВКО, то есть исправно функционирующие и выполняющие задачи по предназначению системы противовоздушной обороны (ПВО), противоракетной обороны (ПРО), предупреждения о ракетном нападении (ПРН), контроля космического пространства (ККП), радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а в перспективе (предположительно) и противоспутниковой борьбы (ПСБ). Видится не только ненужной, но и вредной реорганизация войск (сил) и средств, составляющих основу вышеназванных систем. В то же время необходимо продолжить плановую модернизацию вооружения, военной и специальной техники согласно скоординированной действующей Государственной программе вооружений;

- по логике и на основе практики управления войсками (силами) представляется возможным на стратегических направлениях имеющиеся на территории военных округов (ОСК) силы и средства ПВО, ПРО, ПРН, ККП, РЭБ, органы и пункты управления, силы и средства обеспечения функционально объединить в четыре-шесть региональных систем ВКО;

- также определить военным округам (ОСК) границы ответственности региональных систем ВКО (с учетом сил флотов), перечень конкретных боевых задач, формы и способы их решения, критерии и показатели оценки эффективности, порядок действий на стыке границ ответственности, единый порядок организации и несения боевого дежурства;

- на основе единого специального программного обеспечения, современных средств связи и обмена данными можно создать межокружную систему координации действий и взаимодействия;

- и еще, найти в себе мужество, силы и, наконец, осуществить инструментальное (техническое), программное и алгоритмическое сопряжение как источников информации (средств разведки и предупреждения о нападении СВКН), так и средств автоматизированного управления войсками (силами) в единые системы разведки, предупреждения и управления в границах военных округов (ОСК).

 

Что предполагается получить в конце выше обозначенного пути? По моему мнению, будут решены следующие задачи.

Первая. Осуществлена централизованная (по общему замыслу и плану) организация выполнения задач единой системой ВКО РФ под руководством и контролем Генерального штаба.

Вторая. Установлена единая ответственность за выполнение задач региональными системами ВКО (командующие войсками военных округов, ОСК).

Третья. Органы управления стратегического, оперативно-стратегического, оперативного и тактического уровней получат достоверную единую для всех потребителей картину воздушной и космической обстановки в масштабе реального времени или близком к нему.

Четвертая. Будет достигнуто гибкое централизованно-децентрализованное управление единой системой ВКО (Генеральный штаб - военный округ, ОСК; командующие войсками военных округов, ОСК - войска (силы) и средства региональных систем ВКО).

Пятая. Будут сохранены существующие органы и пункты управления, группировки войск (сил), составляющих основу единой системы ВКО РФ, продолжится их совершенствование, будут сэкономлены время, финансовые и материальные ресурсы.

Шестая. Не придется создавать дополнительную управленческую надстройку, то есть вводить новые должности, повышать штатно-должностные категории, придумывать задачи, функции, делить полномочия и т.д.

 

ТОРЖЕСТВУЮЩИЙ ЦИНИЗМ 

Реформирование Вооруженных сил до настоящего времени проводится интуитивно, бессистемно, поспешно, без интеллектуальной и информационной поддержки принимаемых решений (отсутствуют фундаментальные военно-научные исследования и разработки, достоверный прогноз опасностей и угроз, направлений развития армий других государств и др.).

Получается, что Совет безопасности РФ, одной из основных задач которого является подготовка предложений президенту по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности, как бы остается в стороне от этих реформ. А Минобороны опять реформирует само себя, рапортуя только об успехах, достигнутых на этом поприще. И сколько еще этапов реформирования предстоит пройти Вооруженным силам, и чем все должно (или может) закончиться - неизвестно.

 Именно по этим и другим причинам происходящее в Вооруженных силах подвергается нелицеприятной критике практически во всех средствах массовой информации, вызывает раздражение и недовольство многих слоев населения страны. Одновременно нарастают и укрепляются в стране и Вооруженных силах следующие негативные явления, которые обусловлены проведением экспресс-реформы.

Стала очевидной декларативность мероприятий (публичное пристальное внимание руководства страны и Министерства обороны к проблемам Вооруженных сил, к сожалению, не дает очевидных существенных результатов в повышении боевого потенциала и в социальной сфере).

Ярко проявляется отсутствие четких целей реформы и поспешность, с которой она проводится без учета мнения военной общественности, что вызывает все большее недовольство среди кадровых военных и ветеранов Вооруженных сил. Так, резкое сокращение численности офицерского состава, которое недавно было в короткие сроки проведено в рамках реформирования Вооруженных сил РФ, для любой армии было бы равносильно ее полному уничтожению. Одумались и попросили Главковерха пересмотреть пропорции кадрового состава ВС РФ. Президент согласился с доводами руководства МО РФ и принял решение об увеличении численности офицеров на 70 тыс.

То есть еще не успели уволить 205 тыс. офицеров (из них около 50 тыс. - из числа младшего офицерского состава) согласно предыдущему «выстраданному» решению, а предстоит набрать 70 тыс. офицеров. Казалось бы, приостановите увольнение тех, кто еще находится в распоряжении и за штатом, заключите контракты с теми, кого успели принудительно уволить - и проблема будет решена. Нет, Генеральный штаб ВС РФ не ищет легких путей.

По мнению его главы, - это «отработанный» материал: «Мы не собираемся кого-то возвращать обратно. Этих офицеров придется готовить не только в высших военно-учебных заведениях, кое-кого возьмем из гражданских технических вузов, ведь нужны, прежде всего, инженеры». Создается впечатление, что уволили 205 тыс. дворников, сторожей или ассенизаторов, а не инженеров. Циничное, с позиции военачальника и аморальное с общегражданской точки зрения, заявление.

 Все чаще в отечественных и зарубежных средствах массовой информации появляется публичная критика представителями высшего руководства МО РФ отечественных вооружений, военной и специальной техники, которая наносит большой вред собственно Вооруженным силам, разработчикам вооружений и ОПК страны в целом. Звучащие из уст высшего военного руководства оценки российского вооружения - «морально устарело», «не соответствует современным требованиям», «нет современных вооружений» и другие подобные - являются игрой на публику и ничего не улучшают.

Более того, заявления такого характера расшатывают веру военнослужащих в российское оружие, убеждают население страны в том, что мы как нация в вопросах разработки и модернизации вооружений себя исчерпали, а деньги налогоплательщиков тратятся непонятно на что. Из этого можно сделать и другие выводы, характеризующие компетентность и дальновидность (впрочем, равно как и их отсутствие) реформаторов.

 Образцами, которые наши государственные и военные руководители называют «морально устаревшими», оснащены вооруженные силы многих стран, как СНГ, так и мира. Эти вооружения и военная техника до сих пор модернизируются и считаются современными и эффективными. Это, во-первых.

А во-вторых, закупка вооружений у зарубежных производителей приводит к технической, технологической и политической зависимости государства-покупателя от государства-продавца. Можно закупить (через третьи-четвертые страны) единичные образцы заграничных вооружений для их последующей разборки, изучения конструкции и технологий изготовления, и не более того.

Государственная программа вооружений и ее срезы - государственные оборонные заказы не выполняются. Военные и представители ОПК спорят о том, кто виноват. Это отдельный разговор, но очевидно, что решение такой важной государственной задачи не под силу одному ведомству (МО РФ).

 Минобороны желательно освободить от следующих полномочий: разработка федеральной государственной программы вооружений и государственных оборонных заказов; размещение, координация и оплата заказов на закупку, сервисное обслуживание, модернизацию, ремонт и утилизацию вооружения и военной техники; реализация высвобождаемых из наличия Вооруженных сил вооружения и военной техники, запасных частей и комплектующих изделий к ним. Эти полномочия целесообразно передать правительству Российской Федерации. Министерству обороны вполне достаточно других имеющихся полномочий в части вооружения, военной и специальной техники.

 

РАДИ ЧЕГО ВСЕ ЗАТЕВАЛОСЬ? 

В отечественных СМИ уже несколько лет подряд неоднократно взывали к руководству страны: пожалуйста, назовите фамилии «отцов» проводимой реформы!

Наконец-то занавес приоткрыт благодаря выступлению Сердюкова на коллегии: «Хочу подчеркнуть, что изменения в Вооруженных силах проходили под руководством президента, при активном участии правительства и Федерального собрания Российской Федерации... В 2011 году в стране пройдут выборы депутатов Государственной Думы. Необходимо обеспечить условия для участия в голосовании военнослужащих, членов их семей, военных пенсионеров и ветеранов». 

Все стало понятно. С одной стороны, «стрелки переведены» (мол, Министерство обороны - просто исполнитель, а руководил-то не кто-нибудь, а сам президент). С другой стороны, задача, как заверение, - «необходимо обеспечить условия для участия в голосовании». Разно трактуемая задача в преддверии выборов в парламент, а в последующем и президента.

Создается впечатление, что какие-то неведомые силы собираются или могут воспрепятствовать военнослужащим, членам их семей, военным пенсионерам и ветеранам добровольно проголосовать, например, за кандидатов от партии «Единая Россия». А может быть, во время послеобеденного отдыха армия проспала какие-то изменения в федеральном законодательстве о выборах в части создания неких особых (секретных) условий для участия в голосовании военнослужащих? Или что-то другое, недоступное для понимания «простого народа»?

 Не ломайте головы, это действительно гениальный стратегический ход нынешнего министра обороны. Но задуматься всем нам есть над чем. Потому что разговор требует продолжения на многие другие темы:

- о формировании и реализации государственной программы вооружений и федеральной целевой программы подготовки ОПК;

- о военном образовании и кадровом потенциале вчера, сегодня, завтра;

- о том, чему и как учить войска;

- о проблемах создания новых вооружений, военной и специальной техники;

- о социальном статусе военнослужащих - и многом другом.

 

Автор – Тазехулахов Александр Александрович – генерал-майор запаса, заместитель начальника войсковой ПВО ВС РФ в 2005-2009 годах.

 Печатается с сокращениями.

 

Газета «Независимое военное обозрение», май 2011