На вопросы нашего корреспондента отвечает Прасолов В. И., эксперт Комитета по безопасности Государственной Думы РФ, заместитель главного редактора и член Экспертного совета медиапортала «Хранитель».

– Валерий Иванович, Вы в негосударственных структурах безопасности (НСБ) с 1995 года, руководили подразделениями охраны и службами безопасности различных коммерческих структур. Расскажите, пожалуйста, о том периоде истории НСБ. 

– Время неумолимо вершит своё извечное дело: приводит в жизнь одни поколения, уводит из неё другие. Всё дальше в прошлое уходят события конца прошлого века, когда Россия встала на рыночный путь развития. Встала или вернулась? Об этом пусть спорят историки, политологи, социологи. Для нас важно другое – в стране резко изменилась социально-политическая ситуация.

Времена перемен нередко называют ещё и «смутным временем». Ситуация смуты и тупиковости возникали после каждой государственной катастрофы: в 1613, в 1917, в 1991 годах. Эти периоды, как правило, характеризуется обострением социальных отношений и появлением новых криминальных угроз. Это непреложный закон. Провидец русского будущего Ф. М. Достоевский формулировал его так: «В смутное время колебаний или переходов всегда и везде поднимается всякая сволочь, которая есть в каждом обществе». Продолжая, скажу: поднимаясь наверх, эта «сволочь» пытается заполнить всё пространство и претендует на особое к себе отношение.

Сегодня уже не принято вспоминать о том, что государство и его правоохранительная система оказались неготовыми к новым вызовам времени, были в состоянии разрухи, и в стране развернулась настоящая криминальная война, названная некоторыми писателями как «лихие 90-е». Нужны были люди, способные отстоять и первые ростки новых экономических отношений, и – не побоюсь этой высокопарной фразы – государство Российское от криминала.

Потребность в удовлетворении соответствующих интересов привела к появлению и развитию частных охранных агентств и охранных предприятий, а также собственных служб безопасности фирм и частных предприятий. В результате у заинтересованных лиц (групп лиц, организаций) появилась возможность выбора субъекта обеспечения безопасности, которыми могло стать как государственное предприятие вневедомственной охраны, так и частное охранное предприятие, собственная служба безопасности либо структура криминального характера (так называемая «крыша»). При этом каждый предприниматель решал и по сей день решает проблему такого выбора на уровне своих интеллектуальных и материальных возможностей.

 

– Кого ещё можно считать основателями, застрельщиками негосударственной сферы безопасности?    

– Недавно вышла книга Николая Краюшенко «20 лет в частной охране». Это статьи, интервью, комментарии, опубликованные автором за время работы в частном охранном бизнесе. Про таких, как Николай Геннадьевич, говорят: пионер частной охраны. Им было создано много первых проектов, в их числе Школа охраны «Баярд», Федеральная сеть быстрого реагирования «РЕАКС», система непрерывной подготовки руководящих кадров и многое другое. На страницах «Хранителя» уже рассказывалось ещё об одном первопроходце негосударственных структур безопасности – Евгении Павловиче Карабанове (см. http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=67727).

Таких людей немало не только в столице. Двадцать лет в Хабаровске работает первое частное охранное предприятие – «Дальневосточный Алекс». Организовал его профессиональный военный внутренних войск в отставке Андрей Кудряшов. За двадцать лет из небольшого агентства, сочетавшего охранную и детективную деятельность, «Алекс» превратился в группу предприятий, где работает более 200 лицензированных охранников.

Нельзя не упомянуть Ильдуса Ахтямовича Янышева и его Группу компаний безопасности «КОНТР» (г. Казань), Николая Кондратьевича Дружинина, президента Межрегиональной ассоциации ветеранов криминальной милиции «ОПЕРА» (г. Рязань). Не буду продолжать, так как этот список может занять не один лист и, несмотря на это, будет неполным. Достаточно сказать, что сегодня в рядах негосударственной системы безопасности трудится более трёх миллионов человек.

 

– Что представляет собой система обеспечения безопасности частных предприятий и предпринимательства сегодня? 

– Это целая совокупность органов, призванных обеспечить безопасность предпринимателей и предпринимательской деятельности, а также комплекс организационных, управленческих, режимных, технических, специальных, воспитательных, пропагандистских мер, осуществляемых этими органами, и направленных на защиту данных предприятий от внутренних и внешних угроз его безопасности. В рядах защитников правопорядка и коммерческой безопасности около 25 тысяч частных охранных организаций, 1,5 тысячи детективов, из которых более 20 процентов составляют бывшие сотрудники правоохранительных органов либо уволившиеся в запас военнослужащие и пенсионеры Министерства обороны. Сегодня количество объектов охраны и безопасности, на которых выполняют свои обязанности наши сотрудники, – 193649. И их число ежегодно увеличивается. Около половины (43,5 %) договоров на оказание услуг частными организациями заключены с индивидуальными предпринимателями и гражданами на охрану принадлежащего им имущества.

Кроме того, частными охранными организациями обеспечивается безопасность свыше 88 тысяч торговых комплексов и объектов розничной торговли, что составляет 19,8 % от общего количества охраняемых объектов. С применением технических средств охраняется около шестидесяти процентов объектов от общего количества находящихся под защитой частных охранных предприятий.

 

– Бытует мнение, что частные охранники – просто дань моде, показатель высокого статуса их заказчика, способ «освоения» бюджетных или отмывания грязных денег. А на самом деле необходимость в услугах охранников минимальна. Так ли это?     

– В 2010 году на объекты, охраняемые ЧОО, совершено 2538 преступных посягательств. В результате нападений пострадало 20 работников охранных организаций, из них четыре человека погибли. Практически ежедневно сотрудники охранных предприятий, детективы совершают настоящие подвиги. Несмотря на это, у нас не сложилось системы награждения государственными наградами отличившихся.

В России каждая вторая компания становится жертвой экономических преступлений, теряя в среднем по 3,1 млн. долларов. Исследование, проведённое специалистами Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности, выявило, что Россия впереди других стран мира по уровню экономической преступности.

Впрочем, в России оценить объём экономической преступности объективно очень сложно. Напомню, что исследование касалось только ущерба, понесённого крупнейшими «белыми» компаниями. Между тем, по оценкам специалистов, до 40 % всей российской экономики занято «серым» и «чёрным» бизнесом. Так, по данным органов внутренних дел, в России действует около 80 тыс. членов организованных преступных группировок, под контролем которых находится около 40 тыс. хозяйствующих субъектов. Иными словами, экономические преступления в «белой» сфере вряд ли являются единственной проблемой российской экономики.

 

– Правомерно ли называть сферу негосударственной безопасности в её современном состоянии настоящей отраслью экономики? Достаточно ли хорошо обеспечены её управление, законодательная база, смена кадрового состава? 

– Можно констатировать, что участие значительных трудовых ресурсов, а также массовое оснащение различных объектов техническими средствами безопасности в масштабах страны привело к созданию специфической межведомственной «отрасли», объединяющей функциональные службы и структуры не по принципу ведомственной принадлежности или административной подчинённости, а по существу решаемых задач. «Отрасли», производящей не только технические средства, но и оказывающей широкие услуги по контролю и надзору, охране безопасности юридических и физических лиц. Мы вправе говорить, что сформирована целая система негосударственных охранных структур, включающая частные охранные предприятия, частных детективов и службы экономической безопасности предприятий различных форм собственности.

Причём, эта система не столько противопоставлена системе государственной безопасности, сколько является существенным и естественным дополнением к ней. Вместе с тем, она обладает рядом особенностей, определяющих специфику её функционирования и отличающих её от предприятий, органов и структур, входящих в систему государственной безопасности. К числу таких особенностей, в частности, относятся:

  • отсутствие иерархических управленческих звеньев и жёсткой управленческой структуры;
  • деятельность элементов координируется специально уполномоченной организацией (союзом, ассоциацией);
  • постоянные связи между элементами отсутствуют и возникают по мере необходимости;
  • система имеет общественные, профессиональные, научно-технические подразделения, структуры, объединения.

 

– С какими  трудностями сталкивается НСБ сегодня?  

– Современный этап развития «отрасли» характеризуется:

  • увеличением концентрации контролируемых (охраняемых) ценностей;
  • увеличением номенклатуры сложности и пространственной протяжённости охраняемых объектов;
  • усложнением условий осуществления охраны и безопасности хозяйствующих субъектов;
  • ужесточением требований к оперативности и качеству оказываемых услуг;
  • усилением ответственности персонала служб охраны и безопасности за результаты труда;
  • ростом криминальных посягательств на собственность и объекты охраны.

Охранный бизнес относится к той сфере деятельности, которая чутко реагирует на все изменения в политике и экономике. Любые колебания «волн» существенно влияют на состояние сферы негосударственной безопасности, поэтому для минимизации негативных последствий необходимо создать систему частно-государственного партнёрства в «отрасли». Но это уже тема другого разговора.

 

– Который мы непременно проведём. А за сегодняшний – большое спасибо!