Интервью президента Ассоциации негосударственных структур безопасности «Стройбезопасность» Клыкова Игоря Борисовича заместителю главного редактора редакции портала о безопасности «Хранитель» Митину Льву Вениаминовичу.

 Л.М. Вы являетесь президентом самой крупной негосударственной охранной структуры в России, специализирующейся на охране строительных объектов. С момента последнего нашего интервью прошло достаточно времени. Что изменилось в деятельности Ассоциации за последний год? 

И.К. Я благодарен Вам за внимание к деятельности Ассоциации и с удовольствием расскажу о нашей работе.

Изменилось многое. Напомню, что Ассоциация негосударственных структур безопасности «Стройбезопасность» учреждена в 2004 году по инициативе ведущих частных охранных предприятий, специализирующихся на охране объектов строительства при полной поддержке Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы в его нынешнем названии. По инициативе стройкомплекса Правительством Москвы был утверждён правовой механизм организации охраны объектов строительства государственного заказа города Москвы за счёт бюджетных средств города. Ассоциация явилась организующим единым центром по  формированию созданного в 2003 году в строительной отрасли реестра частных охранных предприятий, допущенных к охране объектов строительства в условиях повышенной опасности производственных процессов на строительных площадках.

 Л.М. Нам известно, что Правительством Москвы утверждён правовой механизм организации охраны объектов городского хозяйства города Москвы. Организацию охраны этих объектов осуществляет Ассоциация организаций негосударственной системы безопасности города Москвы. Они ваши конкуренты или Вы действуете обособленно? 

И.К. Мы не являемся конкурентами, действуем совместно в обеспечении охраны объектов в городе, каждый в рамках утверждённого правового поля. Частные охранные организации не ограничены в правах и могут входить в реестры по охране действующих объектов бюджетной сферы и строящихся объектов. Основное различие организации охраны объектов города Москвы заключается  в том, что заказчики охранных услуг сданных в эксплуатацию объектов бюджетной сферы заключают государственные контракты на оказание охранных услуг только путём проведения торгов для государственных и муниципальных нужд. В строительном секторе генеральные подрядчики не являются государственными заказчиками и вправе привлекать к охране строящихся объектов частные охранные организации, включенные в отраслевой реестр, допущенные к охране таких объектов и способные обеспечивать охрану точечных объектов или целых микрорайонов.

 Л.М. А может ли одна ассоциация в городе осуществлять организацию охраны объектов и городского хозяйства и строящихся объектов? 

И.К. Нет, не может. Это вызовет возражения Федеральной антимонопольной службы города. Действующий в городе правовой механизм организации охраны объектов – мера вынужденная. На первоначальном этапе она необходима, поскольку в городе насчитывается около 4,5 тысяч частных охранных организаций и с учётом специфики охраны мест массового пребывания людей, объектов и инфраструктуры города требуются единые негосударственные центры управления, обеспечивающие реализацию государственной политики в области безопасности объектов с учётом их опасности, технической сложности и уникальности. Этими центрами и явились созданные в городе ассоциации и другие негосударственные охранные объединения, специализирующиеся на охране объектов, финансируемых из бюджета города Москвы.

 Л.М. А каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития организации охраны объектов в городе?  

И.К. Перспективным направлением для развития охранной деятельности  является постепенный переход на развитие корпоративных норм, правил и стандартов взаимоотношений внутри профессионального охранного сообщества с переходом на саморегулирование объединений при создании соответствующей правовой основы. Для этого необходимо устанавливать единые правила (кодексы профессиональных взаимоотношений и поведения) внутри охранного сообщества и с внешними субъектами. Устанавливать государственно-частные партнёрские правоотношения объединений частных охранных организаций с органами исполнительной власти города, регулирующими вопросы частной охранной деятельности.

 Л.М. Согласно имеющейся информации в городе проводятся мероприятия по объединению частных охранных организаций в некоммерческие партнёрства. Кто является инициатором и каковы цели объединения? 

И.К. Инициатором объединения являются частные охранные организации города и их объединенные структуры. В современных условиях продолжающегося экономического кризиса, недостатков правового регулирования и информационного обеспечения частной охранной деятельности в одиночку выжить крайне сложно. В сообществе защита прав и интересов членов партнёрств и информационное обеспечение осуществляются на более высоком уровне. Объединение охранного сообщества является объективным процессом современного развития общества, в том числе для коллективной защиты от имеющихся угроз. В городе Москве действительно происходит заключительный этап объединения. Этому способствовало распоряжение Правительства Москвы от 16 апреля 2010 г. N 707-РП, которым утверждена Концепция комплексной безопасности города Москвы. В соответствии с Концепцией - частные охранные организации и их объединения  включены в состав комплексных сил и средств обеспечения безопасности столицы России. Исполнение и реализация положений Концепции осуществлялись ГУВД по г. Москве (с участием коллегии ГУВД), Координационным советом при ГУВД по г. Москве по взаимодействию с охранно-сыскными структурами и объединениями частных охранных организаций. В Москве (впервые) осуществлено объединение частных охранных организаций по территориальному признаку, путём создания нового субъекта комплексного обеспечения безопасности города Москвы - Некоммерческого партнёрства «Координационный Совет Негосударственных Предприятий Безопасности Столицы», вошедшего в состав КС при ГУВД по г. Москве в качестве единой структуры. Партнёрство объединило в своих рядах некоммерческие партнёрства административных округов, охранные холдинги, ассоциации, союзы и агентства. Численность охранных организаций в объединениях составляет около 40 %, при завершении процесса объединения в административных округах их количество возрастёт до 65 %.

 Л.М. Нам известно, что Вы избраны председателем Правления партнёрства.  

И.К. Наша Ассоциация, являясь самым крупным в России объединением негосударственных охранных структур, выступила (наряду с другими крупными охранными холдингами) учредителем некоммерческого партнёрства, и коллеги избрали меня председателем Правления Партнёрства. Поверьте, это очень большая ответственность, поскольку партнёрство представляет интересы большинства объединений охранных структур города.

Л.М. В печатных публикациях и комментариях нередко приводятся примеры добровольно-принудительного вовлечения частных охранных организаций в партнёрства. Высказываются мнения о незаконности соглашений о взаимодействии, заключаемых между территориальными органами внутренних дел и ЧОО. Ваше мнение по этому поводу? 

И.К. Мы изучаем мнения оппонентов и не со всеми согласны. Не все правоотношения можно ввести в рамки правового поля. До включения отдельных направлений деятельности в нормативное русло, охранному сообществу приходится нарабатывать практику взаимодействия путём проб и ошибок и, нередко, незаслуженно выдерживать пресс применения административного воздействия. Известно, что утверждение нормативного правового акта о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам находится в компетенции Правительства России. Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частным охранным организациям предоставлено право, а не обязанность содействия. Нормативный акт, регулирующий порядок содействия, разрабатывается более двух лет, и образовавшийся вакуум заполняется его многочисленными проектами, нередко предусматривающими дискриминационные положения по отношению к охранному сообществу. На местах этот процесс усиливается до глубоко субъективных и не основанных на законе понятий взаимодействия двух равноправных партнёров государственно-частных правоотношений.

Чтобы исправить положение 24 ноября 2010 года между ГУВД по г. Москве и НП «КС НПБС» заключено Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в обеспечении правопорядка, охране объектов, совместных действий при возникновении террористических угроз и чрезвычайных ситуаций в городе. Этого требовала оперативная обстановка в городе и имеющиеся факты реализации угроз, в том числе террористического характера. Охранное сообщество не может остаться безучастным к обеспечению безопасности в городе, имеет возможность, и будет оказывать содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и порядка при проведении массовых мероприятий.

 Соглашение послужит правовой основой для заключения аналогичных документов о взаимодействии частных охранных организаций (их объединений) с территориальными подразделениями органов внутренних дел на законном основании. Любое выделение частной охранной организацией охранников в качестве приданных сил органов внутренних дел должно осуществляться на договорной основе с изложением прав и обязанностей сторон. При участии в мероприятиях в составе приданных сил полиции охранники должны иметь статус охранника, иначе их действия могут быть признаны незаконными.

 О принудительном вовлечении в члены партнёрств, на мой взгляд, больше спекуляций. В нашей Ассоциации более 200 частных охранных организаций. Половина из них не охраняет объекты строительства, и может выходить из состава членов, в основном, в случаях сложившегося тяжёлого финансового положения или прекращения охранной деятельности. По мере стабилизации финансового положения многие возвращаются, и мы принимаем их вновь, если они не скомпрометировали наше сообщество. Если руководитель частной охранной организации не способен противодействовать любому принуждению или допустил это, он вряд ли будет полезен для охранного сообщества.

 Л.М. Как можно кратко охарактеризовать основные цели и задачи созданного НП «КС НПБС»? 

И.К. Первоначальная задача головного некоммерческого партнёрства - завершить создание Единого Центра Управления и Информации объединённых сил; Центральной и Окружных дежурных частей; организовать двустороннюю связь с Дежурной частью ГУВД по г. Москве; задействовать охранников, осуществляющих охрану объектов, в планы неотложных действий при возникновении террористических угроз и чрезвычайных ситуаций на объектах и территории города.

Последующие задачи – организовать трёхстороннюю связь между Дежурной частью ГУВД по г. Москве – дежурными частями некоммерческих партнёрств – дежурными частями частных охранных организаций и их мобильными группами быстрого реагирования для обмена оперативной информацией о совершаемых (совершённых) преступлениях, розыске преступников и угнанных транспортных средств.

Конечная цель – интегрировать силы и средства объединённого охранного сообщества в единую систему сил и средств комплексного обеспечения безопасности столицы России.

 

(Продолжение следует)