Целый ряд статей о проблемах безопасности в столичном метрополитене был опубликован на страницах медиапортала «Хранитель» ранее и вызвал интерес читателей. Теперь займемся безопасностью объектов на железных дорогах России, ведь эта тема связана с тем же министерством.

 Во Всероссийской транспортной еженедельной информационно-аналитической газете «Транспорт России», которая является официальным печатным органом Министерства транспорта РФ, в середине февраля т.г. был опубликован материал о совместном совещании министерств и ведомств, отвечающих за безопасность объектов транспорта.

Отмечено, что «в соответствии с указом Президента РФ от 31 марта 2010 года создана Комплексная программа обеспечения безопасности на транспорте».

Интернет-газета «Взгляд.ру» первого марта отметила, что «согласно действующей комплексной программе по обеспечению безопасности на транспорте, в 2011 году РЖД должны получить 846,8 млн. рублей (в 2010 году – 2,57 млрд. рублей).

 Следует напомнить, что в рамках Международного форума «Технологии безопасности» в феврале т.г. прошла X Международная научно-практическая конференция «Терроризм и безопасность на транспорте». Основные вопросы и каждый второй доклад были связаны с правовыми проблемами, спутниковыми технологиями, совершенствованием законодательства и аналогичными вопросами относительно далекой перспективы. А обеспечивать реальную безопасность людей необходимо сейчас, а еще лучше - вчера.

 Наконец-то недавно была проведена классификация объектов железнодорожного транспорта по 4 группам, хотя при наличии системного подхода и здравого смысла, с этого надо было начинать работу по реализации Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

 10 марта т.г. Комитет по транспорту, Комитет по строительству и земельным отношениям, Комитет по безопасности провели «парламентские слушания» на тему: «О первоочередных мерах по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности».

В мероприятии Государственной Думы приняли участие депутаты, представители заинтересованных министерств и ведомств, эксперты.

Как сообщило Управление ГД по связям с общественностью, открыл «парламентские слушания» Первый заместитель Председателя Государственной Думы Олег Морозов, который в своем выступлении напомнил собравшимся: «Нет смысла скрывать, что к обсуждению этой темы подтолкнули, в том числе, и последние события в нашей стране, связанные с чудовищным терактом. Но все-таки будет более справедливым сказать, что мы должны на эту тему смотреть, не исходя только из каких-то сиюминутных проблем и вопросов, которые возникают, но и видеть перспективу, понимая, что эта тема – стратегическая, и касается она практически каждого гражданина, каждого человека. Поэтому на выходе итогом нашего сегодняшнего обсуждения должны стать рекомендации, которые будут восприняты всеми институтами власти, сегментами нашего общества, всеми, кто, так или иначе, причастен к теме обеспечения транспортной безопасности. А проблем здесь действительно много. Это и задача совершенствования законодательства, которая очевидна для нас - представителей парламента. Это и проблема четкого, понятного всем распределения функции и ответственности, потому что последние события выявили наличие и этой проблемы – не всегда понятно, «кто какой чемодан несет», кто за что отвечает, и эта неразбериха влечет за собой новые проблемы, решать которые приходится потом с большими потерями».

Вел слушания председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев.

Заместитель министра транспорта Андрей Недосеков отметил: «Мы считаем, что, не являясь компетентным органом в правоохранительных вопросах, Минтранс не должен находиться в числе федеральных органов, которые объявляют повышение уровня безопасности».

Надо заметить, что данный высокопоставленный представитель Минтранса уже неоднократно выступал и с трибуны, и в прессе, с аналогичными предложениями, уводящими министерство от ответственности в перспективе и противоречащими эффективному разрешению серьезной ситуации.

На слушаниях поднимался вопрос представителями Минтранса по расширению полномочий частных охранных предприятий на транспортной инфраструктуре. Причем представитель МВД Дмитрий Шарабаров поддержал эту инициативу. При этом Андрей Недосеков отметил, что лицензирование этих охранных предприятий должно производить МВД. Интересная и новая мысль, а кто же еще?

Министерство считает необходимым наделить частные охранные предприятия транспортных компаний правом досматривать пассажиров и лицензировать этот вид деятельности. Не надо забывать, что этим правом наделена и ведомственная охрана этого министерства, чтобы потом не сваливать проблему только на охранные предприятия.

В ходе заседания было также отмечено, что базовый закон о транспортной безопасности нуждается в серьезной доработке. Также обсуждалась проблема взаимодействия и координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, отвечающих за транспортную безопасность.

В итоговых рекомендациях парламентских слушаний, в частности, обращено внимание на следующее:

- важность транспортного комплекса для решения многих текущих и перспективных задач в стране и на континенте;

- активизацию терроризма на транспорте;

- широкое использование международными ОПГ транспортных каналов.

В то же время участники парламентских слушаний отметили, что «в целом интерес к транспортной безопасности и озабоченность по поводу ее состояния носит спорадический характер и активизируется, как правило, в связи с очередным резонансным террористическим актом или иным чрезвычайным происшествием на транспорте».

 21-22 апреля 2011 года в Санкт-Петербурге состоится еще одна международная конференция «Безопасность на транспорте». В ее программе только малая часть тем относится непосредственно к эффективной охране с учетом возможностей структур и ведомств. Например: «Человеческий фактор и его роль в обеспечении защиты объектов транспорта» и «Кадровый потенциал: как подготовить компетентного специалиста в сфере безопасности на транспорте». Как показала печальная статистика, именно в этот фактор и упирается решение проблемы безопасности. А вот остальные темы будут связаны с глобальностью, интеграцией, инновациями и т.п. словами, которые громко звучали в теоретическом плане на каждой такой конференции чуть ли не каждый год.

Организаторы предстоящей конференции обещают, что в рамках мероприятия пройдут рабочие сессии по вопросам обеспечения безопасности на автомобильном, железнодорожном, воздушном, морском и речном видах транспорта. И всё это – в рамках Проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ».

 В течение того же апреля 2011 года Минтранс намерен выйти в Правительство с предложением совместно с РЖД увеличить объемы финансирования безопасности на железной дороге. Фактически расходы федерального бюджета могут возрасти с 3,992 миллиарда рублей до более чем 12 миллиардов рублей на 11-й, 12-й и 13-й годы. То есть Минтранс предлагает увеличить уже заложенную в программе по безопасности сумму на 9 миллиардов рублей. Сейчас идет подготовка технико-экономических обоснований этих сумм.

Для сведения отметим, что в момент определения Сочи в качестве столицы Олимпиады все могли наблюдать на экранах телевизоров прыжки и гримасы министров и других высокопоставленных лиц. В их числе, кажется, был и Министр транспорта. Будем надеяться, что это было связано с гордостью за страну, а не надеждами на удачное освоение нескольких строк из федерального бюджета, обещающих миллиардные потоки в нужных направлениях.

 Кроме того, Минтранс предлагает с 2013 года включать в стоимость железнодорожных пассажирских билетов расходы на закупку и обслуживание систем безопасности. Эксперты, правда, не считают, что эти проблемы нужно решать за счет пассажиров. Тем более что, даже доплачивая за свою безопасность, последние вряд ли окажутся в полной мере защищены. Надо также обратить внимание, что только с 2009 года на Росжелдор возложены функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте.

А вот Генеральная прокуратура России по итогам проверок транспортного комплекса уже твердо установила, что автовокзалы, автостанции и метрополитены в стране не соответствуют требованиям безопасности.

Президент России Дмитрий Медведев обратил внимание, что «МВД, Минтранс, МЧС и другие ведомства, а также хозяйствующие субъекты должны вести на объектах транспорта согласованную антитеррористическую работу при общей координации ФСБ, как структуры, отвечающей за антитеррор в целом". "Это должна быть согласованная работа, а не имитация работы", - подчеркнул он. Министерство транспорта, вероятно, должно принять на себя оказание обязательной и всесторонней помощи хозяйствующим субъектам в решении на компетентном уровне их проблем по обеспечению безопасности на объектах транспорта. Ведь, как заметила недавно столичная газета «Тверская, 13», «федеральный министр транспорта Игорь Левитин сам имеет военное образование, много лет прослужил в армии на различных должностях, сейчас является полковником запаса».

 Удивляет еще один факт: опубликование в открытом доступе недавнего Приказа Минтранс России, ФСБ России, МВД России от 5 марта 2010 года N 52/112/134 "Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".

Ничем другим, как инструкцией для террористов, преступников и вандалов этот «Перечень» не назовешь. Ведь в нем подробно приведены такие виды потенциальных угроз, как:

- захват объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ);

- разрушение (путем взрыва или обстрела);  

- поражение опасными веществами;

- взрыв или захват критического элемента ОТИ;

- угроза блокирования технических средств (ТС) или ОТИ;

- возможность совершения хищения элементов ОТИ и/или ТС; и другие.

 И не спроста, наверное, «Независимая газета», отмечая уже в заголовке недавнего материала неосведомленность министерства и министра, писала: «Где же реальные, эффективные предложения и меры? Почему Минтранс и его глава, который руководит ведомством вот уже семь лет, не озаботились этим раньше? Увы, разного рода транспортные проблемы в стране не редкость. И всегда после распоряжений «сверху» Минтранс «берет под козырек». Вот только реальных улучшений почему-то не заметно». 

Ведь эта статья помещена в разделе «Экономика» и так прямо названа: «Министерство транспортной неосведомленности». Может быть, лучше было в конце заголовка применить термин «некомпетентности», если судить по приведенным в статье высказываниям.

 Мы продолжим актуальную тему безопасности на транспорте и рассмотрим особенности железнодорожных объектов и инфраструктуры, финансирование безопасности, подготовку кадров, формирование и деятельность охранных структур – «карманных» и «рыночных» и другие важные вопросы.