Каждый опытный пользователь интернета знает, что такое «Википедия». Запросы в поисковые машины часто приводят нас на страницы этой свободной сетевой энциклопедии, которая создана обычными пользователями, не связанными с создателями проекта и не получающими за свою работу никакого вознаграждения. Феномен? Нет.

Сегодня «коллективный разум» пользователей интернета может многое. А процесс привлечения пользователей к подобным проектам носит название «краудсорсинг» (от англ. Crowdsourcing; crowd — толпа, sourcing — использование ресурсов).

Пример Википедии — не единственный. Подобным же образом программисты со всего мира общими силами развивают операционную систему Linux и другие открытые программы. Любой специалист может принять участие в разработке, отладке или тестировании любого открытого программного продукта и тем самым помочь компании-разработчику.

Сегодня в бизнесе повсеместно используется аутсорсинг — передача работы специалистам, не входящим в штат. Можно ли сказать, что краудсорсинг является наследником аутсорсинга? Скорее, нет. И не только потому, что привлекаемые для работы добровольцы могут не быть профессионалами и их труд, как правило, не оплачивается. Список задач, которые можно отдать на краудсорсинг, гораздо менее обширен. Зато его использование позволяет добиться фантастических результатов.

Бесплатная рабочая сила — это ли не мечта любого работодателя? К сожалению, ограничения, накладываемые на область применения «коллективного разума», очень значительны.

Во-первых, нельзя говорить ни о какой конфиденциальности данных, передаваемых для работы неограниченному числу исполнителей. Во-вторых, «толпе» нельзя поручать задания, от качества выполнения которых зависят жизнь и здоровье людей. В-третьих, бессмысленно ставить сложные задачи, требующие высокой квалификации: затраты на контроль результатов будут слишком велики. И, конечно, нельзя забывать о том, что при выполнении задачи «толпой» всегда найдутся «вандалы», которые захотят испортить работу. 

И все же, несмотря на все эти ограничения, краудсорсинг предоставляет незаменимые возможности для тех, кто сумеет правильно мотивировать «толпу» и правильно поставить перед ней цель.

Мотивация играет главную роль в успехе таких проектов. Каковы же мотивы каждого отдельно взятого человека, чтобы включиться в совместную работу? И какую именно работу может выполнять «толпа»?

Для ответа на эти вопросы нужно разделить проекты использования «коллективного разума» на три категории.

 

Краудсорсинг в госсекторе 

Первая категория — проекты для государственного сектора. В этом случае мотивом для людей является естественное желание помочь своей стране и другим людям. Возможности «коллективного разума» чрезвычайно велики, и использование этого ресурса представляет для государства большой интерес. В качестве примера можно привести сайт http://zakonoproekt2010.ru, на котором любой желающий может подключиться к обсуждению проекта федерального закона РФ «О полиции».

Но обсуждения законопроектов — это далеко не все, на что способен «коллективный разум». Более интересный сценарий использования краудсорсинга — это распределенные вычисления. Существуют сложнейшие научные задачи, которые могут быть решены только с помощью огромной вычислительной мощности, превышающей возможности имеющихся у ученых суперкомпьютеров. На помощь может прийти «коллективный разум». Схема хорошо отработана на практике: пользователи устанавливают на свои компьютеры программу, которая делает их частью большой вычислительной сети, предоставляя ресурсы для различных расчетов в интересах науки.

Один из самых известных проектов распределенных вычислений — это Folding@home (http://folding.stanford.edu). Среди его задач — моделирование свертывания молекул белка, что нужно для изучения болезней: рака, болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона, склероза. Количество процессоров, входящих в сеть Folding@home, постоянно увеличивается, и уже превысило 350 тысяч.

В качестве дополнительного мотива для участников подобных проектов иногда используют престиж. Например, начисляя баллы за обработку определенного объема данных и публикуя списки лидеров.

Полиция любой страны может создать службу приема MMS-сообщений с фотографиями и видеозаписями фактов нарушения закона. В Японии такая система работает давно и успешно. Она оказывается эффективной уже при нынешнем уровне распространения в обществе портативных устройств с качественными камерами, а по мере развития каналов связи может быть принципиально усовершенствована. Доступность беспроводных широкополосных каналов делает возможной следующую схему: камера высокого разрешения фиксируется на одежде любого желающего и осуществляет непрерывную съемку в общественных местах. При этом данные в реальном времени передаются в облачное хранилище, где для обеспечения сохранности предусматривается невозможность их удаления в первые недели никакими способами. Эта система, несмотря на кажущуюся фантастичность, может быть создана уже в ближайшие годы.

 

Краудсорсинг как инструмент бизнеса 

Вторая категория краудсорсинга — это превращение ресурса «толпы» в прибыль коммерческих компаний. Команда из тысяч, а то и миллионов исполнителей способна создать значимый продукт за минимальное время. Каждый участник, конечно, должен быть заинтересован в выполнении работы, получая за нее ту или иную награду. Это могут быть не только деньги, но и осознание собственной значимости или помощи другим людям. Или тот же престиж.

Часто крупная компания обращается к аудитории с просьбой бесплатно поделиться интересной идеей, которая затем будет воплощена в жизнь. Обычно речь идет о создании слогана, дизайна логотипа или нового продукта — от футболки до автомобиля. Наградой для участников конкурса служит не только возможность самореализации, но и вероятность саморекламы. Воплотить свои идеи в жизнь и получить доверие в среде профессионалов хотят многие. Краудсорсинг дает равные шансы всем, и хотя далеко не у всех получается реализовать свой шанс, этот способ работает.

Coca-Cola таким образом разработала новый дизайн банок, LG — телефона, а Nike — кроссовок. Во всех случаях удалось почти бесплатно получить желаемый результат, одновременно проведя почти бесплатную рекламную кампанию.

Впрочем, конкурс дизайн-проектов или слоганов — не лучший пример эффективности «коллективного разума». По сути, ничего масштабного участники не создают, и труд подавляющего большинства не приносит результата. Куда лучше использовать ресурс «толпы» так, чтобы из действий каждого ее участника складывалось единое целое.

 Одно из самых поразительных социальных явлений нашего времени — это концепция Web 2.0, то есть полное или частичное-создание контента интернет-сайтов самими пользователями. Чем больше пользователей у сайта Web 2.0, тем лучше он становится. В интернете появляется все больше полноценных средств массовой информации, от начала и до конца наполняемых читателями. Некоторые из них достигают серьезного профессионального уровня. Кроме уже упоминавшейся «Википедии», к таким проектам относятся, например, форум российских ИТ-специалистов http://habrahabr.ru и портал мастеров фотографии http://photosight.ru.

Существует много разновидностей интернет-сайтов, построенных по принципу Web 2.0, и большинство из них на профессионализм авторов контента не претендует, предоставляя своим пользователям лишь удобную среду для общения. Таковы «Вопросы и ответы» Google и аналогичный сервис Mail.ru. Схема их функционирования проста: одни пользователи задают вопросы, а другие, желающие помочь, отвечают. Схожим образом устроены многочисленные чаты, форумы, сайты знакомств и объявлений. Их создатели не несут расходов на создание контента, но при достижении сайтом определенного уровня популярности могут зарабатывать на контекстных ссылках и баннерной рекламе.

 Краудсорсинг широко используется в проектах, связанных с картографией. Например, один из известных поставщиков карт собирает анонимную информацию о путях следования и скорости автомобилей участников проекта. Сторонники теории заговора опасаются, что контроль за передвижениями людей несет социальную опасность, но большинство смотрит на такие инициативы благожелательно. Предположим, сотрудник поставщика карт видит, что ряд водителей проезжает по участку, который не является дорогой на карте. Если водителей на таком участке достаточно — дорога может быть добавлена на карту. А если большая группа автомобилей движется слишком медленно — можно автоматически наносить на общедоступную карту информацию о возникновении пробки.

Еще одна схема—дополнение карт комментариями водителей. Такой сервис на сегодняшний день предоставляют «Яндекс-карты». Если водитель видит аварию или участок, на котором ведутся дорожные работы, он может самостоятельно поставить на карту метку и дополнить ее комментарием. Метка будет видна другим водителям и поможет принять решение о необходимости объезда.

 Картографические проекты напоминают сценарии использования краудсорсинга в госсекторе. Пользователи электронного сервиса помогают, в первую очередь, друг другу, а владелец сервиса может рассчитывать лишь на рост базы своих пользователей. Большинство подобных сервисов бесплатны, и лишь способствуют популярности их владельцев.

Для мотивации людей иногда может использоваться небольшая оплата. Обычно это процент от прибыли, принесенной компании. Эта схема удобна, так как позволяет перенести часть финансовых рисков на исполнителей работы. Пример платного краудсорсинга — компания Txteagle, которая позволяет жителям развивающихся стран получать небольшое вознаграждение за выполнение несложных задач, таких, как перевод фраз с английского на языки африканского континента. Компания и ее работники общаются с помощью SMS. Предлагаемая для перевода фраза посылается ряду участников, верный вариант определяется простым большинством. Компания также привлекает участников для расшифровки голосовых записей с диктофонов хирургов.

 

Краудсорсинг для развлечения 

Краудсорсинг не всегда принимает форму инструмента в руках государства или частной компании. Бывает, что «толпа» работает исключительно для себя. Известный пример — перевод литературных произведений и сериалов. Последняя книга про волшебника Гарри Поттера была переведена усилиями «коллективного разума» всего за два дня. Принцип — тот же, что и в коммерческих проектах: каждый из множества поклонников переводит небольшой отрывок текста, от нескольких абзацев до единственной фразы, лучшие варианты определяются голосованием, и невероятно быстро достигается желаемый результат, недостижимый никакими иными способами.

 

«Коллективный разум» и мошенники 

Неисчерпаемые возможности краудсорсинга, конечно же, привлекают внимание мошенников.

Основной сценарий таков: мошенник дает объявление о том, что некая фирма ищет сотрудников, обещая большую зарплату. Затем под предлогом проведения конкурса для проверки квалификации соискателей мошенник раздает им «тестовое задание». Получив результаты работы, он скрывается или сообщает, что «вакансия закрыта». С учетом того, что никаких договоров между лже-работодателем и исполнителями не заключается, выявление такого мошенничества проблематично. «Тестовым заданием» может быть тот же перевод: каждому «соискателю» ставится задача перевести 1 страницу художественного произведения или технического документа.

К помощи краудсорсинга прибегают и спамеры. Обычно их цель заключается в том, чтобы заставить пользователя набрать код, представленный на картинке, отображаемой для защиты интернет-ресурса от спама. Используется следующий трюк: на развлекательных сайтах, чаще всего категории «для взрослых», для перехода к следующему изображению или текстовой заметке предлагается ввести код с картинки. И — подставляется картинка с другого сайта, защищающая его от спама. Каждый, кто поверит и наберет код, поможет спамерам.

«Толпу» используют в своих целях и хакеры. С помощью вируса хакер получает доступ к огромному числу пользовательских компьютеров, создавая из них ботнет — зараженную вирусом сеть, находящуюся под его полным контролем. Хакер может использовать ботнет для рассылки спама или для атак на коммерческие интернет-сайты в целях вымогательства. Ресурс десятков, а то и сотен тысяч скоординированных хакером компьютеров настолько велик, что действенного средства против атак такой «толпы» до сих пор не найдено.

Жертвами подобных акций становились и сами спамеры, точнее их клиенты. В 2004 году компания Lycos провела акцию под названием Make Love Not Spam, в рамках которой пользователям предлагалось установить на компьютер скринсейвер, отправляющий потоки запросов на сайты клиентов спа-меров. Акцию поддержали многие, но затем она была прекращена из-за юридической сомнительности и ответных действий спамеров.

 

Новый тренд нового мира 

Перспективы краудсорсинга, вне всяких сомнений, гораздо больше, чем мы сегодня можем себе представить. Это огромная сила для реализации глобальных проектов. Для государств — это способ изменить мир к лучшему. Для частных компаний — средство эффективного создания новых продуктов. Для пользователей — средство самовыражения, саморекламы и даже заработка.

 

Примечания:

 1) ВИРУСНЫЙ МАРКЕТИНГ

Использовать ресурсы «толпы» можно разными способами, в том числе и без явного согласия участников. Мы говорим не о мошенничестве, а о ловком приеме под названием «вирусный маркетинг». Эта рекламная техника используется для повышения осведомленности аудитории о каком-либо бренде, товаре или услуге.

Маркетинговый «вирус» может принимать разные формы, воплотившись в видеоролике, в фотографии, во флеш-игре, в новости или даже в анекдоте, где упоминается нужный бренд или продукт. Профессионализм создателей такой рекламы заключается в том, чтобы поднять ее до уровня талантливого произведения искусства. Настолько яркого и привлекательного, чтобы каждый старался передать его своим друзьям и знакомым, выполняя всю работу по распространению.

Маркетинговые «вирусы» разрабатываются специалистами высшей квалификации, гонорары которых часто достигают десятков тысяч долларов. Зато распространение такой рекламы практически бесплатно: пользователи интернета могут разослать друг другу хороший маркетинговый «вирус» в миллионах копий. Экономический эффект от рекламы в столь большой аудитории окупает немалые расходы на ее создание.

 2) ГУГОЛ

В 2008 году интернет-гигант Google запустил проект «10 в сотой степени», в рамках которого выделил 10 миллионов долларов на финансирование пяти лучших идей, полученных от пользователей. Идеи, способные изменить мир и помочь максимальному числу людей, принимались от всех желающих.

Google предложил восемь номинаций конкурса: «сообщество», «возможности», «энергия», «окружающая среда», «здоровье», «образование», «безопасность» и «остальное». В условиях конкурса подчеркивалось, что 5 победителей не получат ничего, кроме хорошей кармы и чувства удовлетворения от осознания принесенной людям пользы.

В финал вышли 16 идей, которые сейчас опубликованы на сайте проекта. Скоро будут объявлены победители.

Число 10 в сотой степени — единица с сотней нулей — называется «гугол», и именно это слово дало название поисковому гиганту.

 

Журнал «CNEWS», №50