Добрый день уважаемые участники заседания!

15 июля этого года я представил годовой отчет о деятельности нашего подкомитета по оказанию содействия в формировании и развитии российской индустрии безопасностив Торгово–промышленной палате Российской Федерации.

1 октября 2010 года на расширенном заседании Координационного совета по взаимодействию с охранно – сыскными структурами при Департаменте охраны общественного порядка МВД России выступил с докладом о законодательной деятельности в сфере оборота оружия, охранно – сыскной деятельности. А также в 19- ой Международной Конференции по вопросам безопасности «East – West Security Conference» в сентябре 2010 г. по вопросу предполагаемого в ближайшее время лицензирования в области охранной деятельности. Поэтому не буду повторяться, отмечу главное и отвечу на ряд вопросов.

Хочу еще раз подчеркнуть, что сфера охранно-сыскной деятельности и оборота оружия вопросов достаточна серьезная - всегда не менее 9-10 законопроектов на рассмотрении. Пример, сразу после периода отпусков состоялось заседание Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности с повесткой дня «О состоянии правопорядка в сфере частной детективной (сыскной) и охранной деятельности». Оно состоялось 14 сентября этого года и поверьте, вопросы, доклады, принятые решения ставились весьма серьезно, что еще раз подчеркивает важность этой сферы.

Межведомственная комиссия подготовила ряд решений и обращений в Правительство Российской Федерации, рекомендации МВД России, Минобрнауки России, в Генеральную прокуратуру России.

Вместо доклада, как уже сказал выше, отвечу на ряд поступивших ранее вопросов:

Вопрос 1: Что нового появится в законодательстве в случае принятия, рассмотренных 9 сентября сего года на заседании Комитета по безопасности, и 19 октября на заседании палаты во втором чтении 2-х законопроектов в области охранно–детективной деятельности по вопросам: Основные понятия и Обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны. В чем же будет новизна для частной охраны и сыска, в случае если они будут приняты? 

Ответ: Во – первых, появится новая статья: «Основные понятия», которой в настоящее время в Российском законодательстве нет.

Во - вторых, с появлением таких понятий, как - частная охранная организация; частный охранник; частный детектив; удостоверение частного охранника; объекты охраны; внутриобъектовый режим; пропускной режим - ни законодатели, ни правоприменители, ни субъекты охранной и детективной деятельности не будут путаться: кто – есть кто, что есть что. Кстати, уже высказано предложение по внесению ряда других понятий, в том числе «сыскная деятельность»

В – третьих, наличие таких понятий, как «частный охранник» и «частный детектив» позволит законодательно утвердить эти профессии в России, что будет способствовать тому, чтобы не нарушалось трудовое законодательство, и охранники, детективы могли нормально идти на пенсию, пользоваться льготами и т.д.

В – четвертых,появление абсолютно новой статьи «Обеспечениевнутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны» создаст условия, при которых частные охранники при обеспечении этих режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества получат соответствующие права и обязанности.

 

Вопрос 2. Сейчас на рассмотрении Комитета по безопасности два законопроекта по вопросу оказания частных охранных услуг за пределами территории Российской Федерации; и по вопросу осуществления частной охранной и детективной деятельности иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, юридическими лицами, в составе учредителей которых имеются указанные лица и граждане. Комитетом ГД по безопасности принято решение изменить их тексты до 1ого чтения. Что будет по этим вопросам? 

Ответ: Вы знаете, что указанные лица могут осуществлять частную охранную и детективную деятельность только на основе международного договора Российской Федерации. В соответствии с отзывом Правительства Российской Федерации нормы международного права основаны на принципе взаимности и предполагают наличие равных прав и обязанностей государств, заключивших международный договор. Международным договором в сфере частной охранной деятельности может быть предусмотрено осуществление частной охранной деятельности как на территории Российской Федерации иностранными охранными организациями, так и российскими охранными организациями на территории государства, заключившего с Российской Федерацией международный договор.

Да, это правда, что в мире широко известна международная практика участия негосударственных организаций безопасности в охране имущества, объектов недвижимости, защиты жизни и здоровья граждан, а также осуществления подготовки и обучения специалистов в области охранных услуг на территории различных зарубежных государств. Известно, также, что на практике российские специалисты безопасности появляются на международном рынке охранных услуг либо в составе иностранных негосударственных организаций безопасности, либо в качестве администраторов, контролёров и экспертов российских и зарубежных компаний.

А вот интерес международных компаний из различных сфер экономическо-хозяйственной деятельности в создании юридического лица в сфере охранной деятельности, связан не столько с желанием работать на российском охранном рынке. По их мнению, это продиктовано необходимостью сопровождения безопасности различных сфер экономической деятельности в России, которыми они занимаются  по существующим международным стандартам, и действующие законодательные ограничения, по мнению ряда специалистов, являются барьером для прихода на российский рынок современных знаний, опыт, технологий, инвестиций и бизнеса на территорию России. 

Но если, к примеру, и решать такой вопрос, то такое, наверное, было бы возможно реализовать только через создание российского юридического лица. И установить, что руководителями и работниками иностранных лиц могут являться только граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на ее территории. Данная норма была бы направлена на ограничение допуска иностранной рабочей силы на рынок труда в Российской Федерации и сохранение приоритетных прав российских граждан на трудоустройство. В данном случае речь идет об охранной деятельности.

Конечно, можно бы было ограничить перечень охранных услуг, для таких лиц, только через охрану объектов, имущества; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах за исключением объектов, имущества, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства. 

Если бы такой вопрос и мог бы быть рассмотрен, то нужно бы было продумать и процедуру участия, которая могла бы заключаться в том, что иностранные лица информировали бы соответствующий уполномоченный орган власти Российской Федерации о намерении создать российское юридическое лицо на осуществление охранных услуг.  

При наличии обязательных таких условий для иностранных лиц, как: компетентность; профессиональная репутация; знание соответствующего законодательства в области охранной деятельности; способность обеспечивать эффективную защиту; обеспечить предоставление специалистов с высокой квалификацией; права работы на зарубежном рынке безопасности и соответствующих рекомендаций; включение в реестр добросовестных операторов безопасности и так далее. Тогда бы, соответствующие компетентные органы имели бы возможность эффективно регулировать и контролировать иностранное участие на российском рынке безопасности. 

И, конечно же, о начале и об окончании оказания охранных услуг как на территории, так и за пределами территории Российской Федерации, такая частная охранная организация обязана бы была уведомить соответствующие государственные органы. Вы видите сколько вопросов надо решить прежде, чем подобраться к решению этих двух законопроектов. Поэтому видимо, чтобы решить такие вопросы, эти два законопроекта надо рассматривать совместно.

 

Вопрос 3.: Будут ли вносится изменения в ФЗ № 272«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности», так как на практике есть много пробелов и недоработок.

Ответ: Если действительно есть какие - то существенные недочеты, их нужно сформулировать и представить в Комитет по безопасности. Такие предложения могут быть представлены как в 272 ФЗ, так и в целом в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Пример: Одна компания обратилась к нам, и мы пытаемся найти формализованный на бумаге ответ. Они говорят, что в составе группы компаний входит 6 частных охранных организаций и 3 организации занимающиеся проектированием и монтажом технических систем охраны.

Для эффективного управления человеческими и финансовыми ресурсами организаций входящих в состав компании, и как следствие, снижение себестоимости оказания услуг, руководством Компании было принято решение о передаче функций исполнительного органа управляющей организации.

Данное действие в обществах с ограниченной ответственностью предусмотрено статьей 91 Гражданского кодекса Российской Федерации и, как следствие, ст. 42 Федерального Закона Российской Федерации от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В тоже время в ст. 15.1. Закона РФ № 2487-1 от 11 марта 1992 года «О частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации» определяются требования к руководителю частной охранной организации (ЧОО) исключительно как к физическому лицу, тем самым, по мнению Компании, создается правовая коллизия возможности передачи функций единоличного исполнительного органа ЧОО управляющему.

Более того, пункт 2 статьи 3 ГК РФ предусматривает, что «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу».

По мнению Компании и на основании ответа из МВД - запрета на управление ЧОО управляющим нет, но в то же время, должны быть соблюдены требования ст. 15.1. Закона РФ № 2487-1.

В результате, по мнению Компании, сложилась ситуация, что Гражданский Кодекс Российской Федерации и Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривают возможность передачи функций управления управляющей организации, а Закон РФ № 2487-1 прямо не запрещает, но выдвигает требования к руководителю ЧОО, как к физическому лицу. Они просят оказать содействие к появлению необходимых законодательных инициатив. Вот думаем. Так, что если действительно появятся такие предложения - мы их рассмотрим.

 

Вопрос 4: Будет ли разделен Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» на частную охранную и частную детективную деятельность? И будут ли учтены другие предложения частных детективов по их правам в этот закон?

Ответ: Во - первых, еще нет нового порядка лицензирования частной детективной (сыскной) деятельности, перечня лицензионных требований и условий. По моему мнению, до его появления попытки внесения любых поправок в области детективной деятельности преждевременны. На этом этапе лучше говорить о внесении каких - то поправок в действующий Закон о ЧОП, которые важны для детективов.

Во - вторых, в России всего около 1550 частных детективов. Надо понимать, выгоден ли сейчас детективам этот «развод» или лучше оставаться «в браке»? А если детективов останется в нашей стране единицы?

А вообще была бы полезна соответствующая ревизия эффективности с точки зрения влияния на общественную безопасность процесса перерегистрации детективных организаций России в детективов - индивидуальных предпринимателей (частных детективов). Вот что сейчас на самом деле происходит в этой сфере?

В любом случае, принимаемые решения в области состояния правопорядка в этой области должны учитывать баланс интересов государства, общества и граждан Российской Федерации, так как детективная деятельность имеет важное правоохранительное значение.

 

Вопрос 5: Будут ли возобновлена работа рабочих групп Комитета по безопасности в этой сфере? 

Ответ: Если будут вопросы и проекты законов – будут. 

 

Вопрос6. До недавнего времени при поддержке Комитета Государственной Думы по безопасности, Торгово–промышленной палаты Российской Федерации, при участии представителей федеральных органов законодательной и исполнительной власти, а также руководителей российской индустрии безопасности проводилась Всероссийская конференция «Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы». В этой конференции приняли участие около 600 делегатов из 50 регионов Российской Федерации, в том числе около 100 представителей различных государственных органов и организаций, руководители 65 союзов, объединений и ветеранских организаций, а также руководители российской индустрии, а также иностранные представители из стран ближнего и дальнего зарубежья. В свободной форме можно было обсудить проблемы в сфере безопасности и выработать комплекса мер, направленных на объединение усилий органов законодательной и исполнительной власти, гражданского общества в обеспечении безопасности граждан, общества и государства? Будет ли проведена эта конференция в следующем 2011 году?

Ответ: если желание есть проведем. Обращайтесь к Анатолию Михайловичу Данилову и создавайте оргкомитет. 

 

Вопрос 7: Как идет развитие подкомитета по оказанию содействия в формировании и развитию российской индустрии безопасности, которым вы руководите?

Ответ: В настоящее время в подкомитете по оказанию содействия в формировании и развитию российской индустрии безопасности состоят 45 представителей различных ассоциаций, объединений. Напомню, что подкомитет входит в состав Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации под председательством Г.В.Гудкова и кураторством со стороны Департамента экономической безопасности ТПП РФ, директором которого является Н.И.Гетман. Мы продолжаем работать по намеченному и утвержденному плану, мы ведь не привыкли работать соло, наша работа связанна как работа с оркестром.

 

В заключении, хочу подчеркнуть, что многие добрые, полезные начинания как в экспертной деятельности Комитета Государственной Думы по безопасности, так и Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово–промышленной палаты Российской Федерации, деятельности Президиума Координационного Совета по взаимодействию с охранно–сыскными структурами при ДООП МВД России, членами которого является ряд присутствующих здесь представителей, не имели дальнейшего развития. Так происходит, в первую очередь по причине «моя хата с краю», инертности и отсутствия желания делать, а не только говорить. А впереди еще много над чем стоит задуматься и сделать:

Хотелось бы, чтобы ФЗ № 272 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности», и нормативные правовые акты, идущие в его развитие, на практике оказались весьма полезными, а если уже имеются сейчас огрехи, то давайте обсудим и внесем необходимые изменения уже сейчас. 

Важно, чтобы реформы МВД были бы полезны и для развития эффективной деятельности лицензионно - разрешительных подразделений, потому как их деятельность напрямую связанная  с деятельностью организаций безопасности. Поэтому и эта тема весьма важна для обсуждения.

Важна работа по подготовке к принятию во 2-ом чтении проекта федерального закона: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия», внесенный Президентом Российской Федерации и проектом закона «О полиции», который еще не внесен в Государственную Думу. 

Ну и главное то о чем я уже говорил, чтобы в череде всех этих дел и статистики, вследствие принимаемых решений мы могли выйти на результат - сокращение преступности и заметное улучшение состояния общественной безопасности.

Спасибо за внимание.

 

От Редакции: Автор материала – С. Шевченко – ведущий консультант Комитета Госдумы по безопасности, заместитель Председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, руководитель подкомитета по оказанию содействия в формировании и развитии российской индустрии безопасности ТПП РФ.

Тема доклада на расширенном заседании Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности: Отчет о деятельности подкомитета по оказанию содействия в формировании и развитии российской индустрии безопасности.

Заседание состоялось 21 октября 2010 г., подробности мероприятия можно узнать на нашем медиапортале «Хранитель» по ссылке: http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=65044