Мало кто знает, что российская милиция сегодня занята не столько борьбой с преступностью, профилактикой правонарушений, сколько охраной имущества отдельных граждан и юридических лиц на коммерческой основе. Зато это отлично известно руководящему составу отделов внутренних дел. «Пресс» непрофильных задач МВД настолько велик, что только 4% офицеров милиции в звании от майора и выше считают борьбу с преступностью важнейшей задачей своих подразделений.

 В составе нашего МВД сложилась уникальная и мощнейшая структура – вневедомственная охрана. Уникальная, потому что не имеет аналогов ни в одной стране мира. Мощнейшая, потому что ее численность – 120 000 человек - больше штатного расписания армий мирного времени для большинства стран планеты. Благодаря этому мы имеем на душу населения в 5-6 раз больше милиционеров-полицейских, чем в Европе.

А ситуация – и с охраной правопорядка, и с охраной имущества – оставляет желать лучшего.

Нельзя винить милицейское руководство в игнорировании прямых задач или в увлеченности «зарабатыванием денег» на услугах охраны. Они руководствуются Законом «О милиции», который прямо и однозначно предписывает оказывать охранные услуги всем гражданам и организациям, которые обратились за таковыми.

Закон принимался в «лихие 90-е», когда в бюджете были только дыры, а «профессионализм» любого функционера во власти измерялся тем, сколько миллионов или миллиардов долларов он выпросил в долг у западных кредиторов. Правительство было «озабочено» тем, как переложить задачу «спасения утопающих» на самих «утопающих».

В кулуарах Правительства и Думы всерьез тогда обсуждались «прожекты» «коммерциализации» затратных сфер бюджета: армии, лечебных учреждений, МВД. Например, предлагалось частично заменить денежное довольствие офицеров и прапорщиков на право совмещать военную службу с работой в коммерческих структурах. Или ввести обязательную «трудотерапию» для «ходячих больных». Например, шить халаты и тапочки по заказам предприятий легкой промышленности.

Что уж говорить об МВД? Предложения ельцинских «профессионалов» по этому бюджетному ведомству были столь же противоестественными. Но люди с погонами имели право только на одну форму ответа: «Есть! Слушаюсь! Выполняю!»

 Сейчас времена изменились. И то, что когда-то и кому-то казалось «спасением», ныне висит тяжким бременем на плечах милиции.

Пункт 24 статьи 12 главы 3 нового Закона «О полиции» должен быть упразднен, как ельцинский атавизм! Силовые структуры должны служить делу Закона и государства, должны служить гражданам России и не должны отвлекаться ни на «самообеспечение», ни, тем более, на «зарабатывание денег» для бюджета. Для этого у нас, как и во всякой нормальной европейской стране есть сфера производства, торговли и услуг.

 Охраной имущества граждан и юридических лиц должна заниматься не полиция, не отдельная структура в составе полиции, а частные охранные предприятия.

Освобождая «силовиков» от «непрофильных» функций, мы «убьем трех зайцев одним выстрелом»:

·                     во-первых, получим более ответственную и более профессиональную полицию.

·                     во-вторых, сократим количество людей в полицейской форме, а значит - сможем больше платить сотрудникам, не «перенапрягая» бюджет. Это снимет проблему низкого престижа профессии и увеличит приток более качественных кадров.

·                     в-третьих, устраним фактор заведомо «проигрышной» конкуренции с государством на рынке охранных услуг. Это расширит поле для развития среднего и малого бизнеса и приведет к снижению стоимости услуги ЧОПов.

20 Сентября 2010 (из личного дневника)