Для достижения заметных результатов в сфере профилактики наркозависимости большое значение имеет участие в профилактической деятельности различных государственных и общественных организаций (после соответствующего анализа их возможностей и профессионализма).

 Так, например, с целью создания эффективной системы наркологической помощи детям и подросткам сотрудники московского фонда «Нет алкоголизму и наркомании» разработали Концепцию реабилитационного пространства для несовершеннолетних «группы риска». Данная Концепция одобрена распоряжением префекта Юго-Западного административного округа Москвы «О состоянии и мерах по совершенствованию наркологической помощи несовершеннолетним ЮЗАО» от 20 июля 1999 г. № 574-рп и принята как идеологическая и организационная основа программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в ЮЗАО на 1999-2000 гг.».

Как и авторы Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, авторы Концепции реабилитационного пространства для несовершеннолетних «группы риска» убеждены в том, что решение проблемы наркотизации несовершеннолетних в принципе невозможно без рассмотрения всего комплекса социально-психологических факторов развития ребенка. Авторы обеих концепций сходятся в определении головного принципа комплексного (межведомственного) подхода к решению проблем профилактики наркозависимости и определяют основные положения концепции следующим образом.

Реабилитационное пространство (РП) — территориальная система ведомств, служб, учреждений, общественных инициатив, осуществляющих поиск и реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в опасных или неблагоприятных социальных условиях.

Основная задача реабилитационного пространства состоит в обеспечении непрерывности и единства подходов в оказании многопрофильной помощи несовершеннолетнему с момента выявления признаков дезадаптированности до восстановления его адаптационных возможностей.

 Принципы реабилитационного пространства.

К принципам реабилитационного пространства относятся:

принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Реабилитационное пространство ставит во главу угла интересы ребенка или подростка. Во всех спорных ситуациях, в которых возникает конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетнего, реабилитационное пространство всегда встает на сторону интересов последнего. Несоответствие поведения несовершеннолетнего общественным нормативам воспринимается не как преступление, а как социальная болезнь, не всегда понятная самому ребенку, но всегда ощущаемая им и окружающим миром в том или ином виде. Ребенок является не объектом репрессивного воздействия, а субъектом реабилитации;

принцип добровольности. Данный принцип основан на постулате: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь без его желания невозможно. Это значит, что, прежде чем приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, необходимо вступить с ним в доверительный контакт, получить согласие на дальнейшее сотрудничество;

принцип доверия к несовершеннолетнему. Этот принцип подразумевает принятие на веру любой информации, которую несовершеннолетний преподносит в процессе общения. Это необходимый фактор в установлении доверительных отношений с ребенком или подростком.

 

Аспекты реабилитационного пространства.  

Представляя собой функциональное единство, реабилитационное пространство в то же время включает в себя ряд аспектов, тесно связанных между собой и присутствующих в различных соотношениях практически во всех структурах реабилитационного пространства:

— правовой аспект. Это базовый аспект концепции реабилитационного пространства. Его суть в воссоздании ювенальной юстиции в России. Центральной фигурой ювенального судопроизводства является ювенальный судья, обеспечивающий правовую судебную защиту прав несовершеннолетних. При этом существующие и вновь создаваемые социальные службы, в чьи обязанности входит профилактика и защита прав ребенка, могут функционально объединяться вокруг этой ключевой фигуры. Именно такое объединение будет способствовать созданию реабилитационного пространства как единого комплекса, действующего во благо ребенка. Основная задача деятельности в рамках правового аспекта — внедрение основ и принципов ювенальной юстиции в деятельность правоохранительных и правозащитных органов, что требует разработки и реализации правовых и социально-психологических технологий, направленных на решение проблем несовершеннолетних и защиты их прав;

информационный аспект. Информационный аспект предполагает обеспечение включения всех участников реабилитационного пространства в общий процесс реабилитации детей «группы риска». Единая информационная сеть позволяет всем организациям независимо от ведомственной принадлежности беспрепятственно общаться; общие базы данных дают возможность оперативно реагировать на возникающие проблемы и формировать эффективные профилактические программы, опираясь на анализ имеющейся информации. Основными задачами деятельности в рамках информационного аспекта являются: создание каналов оперативной информации и базы данных по несовершеннолетним «группы риска»; анализ информации и преобразование ее в средство воздействия на проблемную ситуацию; формирование общественного мнения через СМИ;

организационный аспект. Организационный аспект рассматривает совокупность действий всех участников реабилитационного пространства (учреждений, служб, программ) в системе территориального и ведомственного управления города. Основная задача в рамках организационного аспекта — создание функционального модуля, призванного обеспечить эффективность и качество реабилитационного процесса.

 

Социальная служба реабилитационного пространства.  

В задачи социальной службы входят:

— сбор и анализ информации о социально дезадаптированных несовершеннолетних и их семьях;

— поиск детей «группы риска» и мотивация их на ресоциализацию;

— анализ проблемы конкретного ребенка и составление индивидуальных программ реабилитации, привлечение к реабилитации ресурсов территории;

— инициирование создания новых структур для решения конкретных социальных проблем (детско-подростковых клубов, биржи труда для подростков и т.д. в зависимости от потребности территории);

— профилактика социальной дезадаптации детей и подростков;

— содействие изменению общественного мнения в отношении целевой группы.

Социальная служба имеет два подразделения: «Ребенок на улице» и «Ребенок дома».

Подразделение «Ребенок на улице» осуществляет следующие функции:

1) поиск, первичный контакт с детьми «группы риска»;

2) сбор информации о несовершеннолетнем и его ближайшем окружении для составления индивидуальных программ реабилитации;

3) установление сотрудничества с подростковыми уличными сообществами с целью постоянного мониторинга ситуации несовершеннолетних, оказания информационной  поддержки и содействия всесторонней защите их прав, экстренной помощи несовершеннолетним;

4) содействие формированию мотивации несовершеннолетних на ресоциализацию, активную позицию в решении собственной судьбы;

5) осуществление роли посредника между уличными детьми и обществом (учреждениями, ведомствами, организациями и т.д.);

6) инициирование общественно полезных и значимых инициатив, социальных проектов для воздействия на неформальные сообщества несовершеннолетних.

В функции подразделения «Ребенок дома» входят:

1) взаимодействие со всеми ведомствами, причастными к профилактике и реабилитации социально дезадаптированных несовершеннолетних и их семей, выявление семей «группы риска» на территории осуществления деятельности;

2) установление сотрудничества с семьями, в которых жизни, здоровью или полноценному развитию несовершеннолетних угрожает опасность, с целью содействия их реабилитации, преодоления кризиса;

3) содействие всестороннему исследованию круга проблем несовершеннолетнего и его семьи с привлечением необходимых специалистов для составления комплексных программ реабилитации;

4) содействие формированию активной позиции несовершеннолетнего и его ближайшего окружения в принятии и осуществлении программы реабилитации;

5) содействие изменению общественной позиции по отношению к социально дезадаптированным несовершеннолетним, к нарушению их прав как в семье, так и вне ее.

 

Работа социальной службы организована по территориальному принципу: по два социальных работника от каждого подразделения специализации («Ребенок дома» и «Ребенок на улице») обслуживают один район. Авторы концепции исходили из принципа «минимальной достаточности», то есть выделения такого числа социальных работников, при котором возможно осуществление нормальной деятельности социальной службы.

Территориальный принцип позволяет социальным работникам наладить достаточно прочные контакты с различными государственными и общественными структурами, находящимися на территории, и использовать их ресурсы в работе. И самое главное — социальные работники достаточно быстро приобретают личную известность в районе, что увеличивает доверие к ним со стороны клиентов и населения в целом.

Для подразделения «Ребенок на улице» во всех случаях предпочтительна работа по парам. Это позволяет обеспечить безопасность и увеличивает эффективность деятельности в нестандартных ситуациях, облегчает общение с группой подростков: когда один сотрудник общается с группой в целом, другой имеет возможность провести более подробную индивидуальную беседу. При возможности юноша с девушкой, так как такой вариант дает оптимальное соотношение безопасности и доверия.

Для подразделения «Ребенок дома» работа по парам носит ситуативный характер. Первое посещение семьи, особенно при возможности попасть в опасную ситуацию, лучше совершать вдвоем. Это позволяет соблюсти правила безопасности, а также более объективно и подробно оценить ситуацию. В ходе общения одного сотрудника с клиентом другой получает возможность осмотреться в квартире. В случае наличия в квартире нескольких человек присутствие пары позволяет разделить их общение и избежать ситуации психологического давления клиентов на социального работника. Отметим, что социальный работник входит в квартиру только по приглашению клиента, и в случае возможной опасности (притон, разгар пьянки) лучше перенести визит на другое время и прийти с сотрудником милиции (участковым, инспектором по делам несовершеннолетних).

Иногда потребность в присутствии второго социального работника появляется и на более поздних этапах работы. Это происходит при ощущении тупика отношений, когда ситуация длительное время не изменяется, но есть надежда, что свежий взгляд поможет найти новые варианты сотрудничества (изменение позиции, роли социального работника, новое восприятие ситуации, преодоление созависимости социального работника от клиента). Другой вариант — посещение квартиры, уже известной как притон. В этом случае необходимо предупредить кого-либо из сотрудников социальной службы (руководителя, оператора на телефоне) о возможной опасности, сообщить адрес посещения и договориться о контрольном звонке после посещения. Такие ситуации встречаются достаточно редко, но требуют серьезного отношения.

Работая на улице непосредственно в среде детей, социальные работники владеют наиболее полной и точной информацией о детско-подростковом сообществе, пользуются доверием, авторитетом и уважением среди детей «группы риска», что значительно повышает эффективность работы по изменению их мотивации на социальную реабилитацию. Такая форма работы позволяет выявлять факты нарушения прав ребенка непосредственно в местах его обитания, вести профилактику подобных нарушений, а также осуществлять непосредственную работу по социальной реабилитации детей «группы риска» и оказанию помощи детям в критической ситуации.

Организация службы на межведомственной основе дает определенную свободу социальным работникам в принятии решений по конкретным детям и возможность устанавливать взаимосвязь с различными учреждениями и организациями, находящимися на их территории. Социальная служба играет роль посредника между ними, выполняя информационно-координационную функцию и инициируя процессы по защите прав несовершеннолетних.

 Важным направлением деятельности социальной службы в рамках реализации правового аспекта реабилитационного пространства является взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних, милицией, судами. Основной предмет взаимодействия — сбор полной и объективной информации о ребенке, совершившем правонарушение, с целью выбора адекватных мер реагирования. Также в рамках поиска мер воздействия, альтернативных карательным, проводятся мероприятия восстановительного правосудия.

Можно выделить следующие направления деятельности социальных работников, ориентированные на изменение образа жизни клиента: информационная поддержка; помощь в сборе документов; оказание материальной помощи, используя государственные ресурсы; направление к специалистам; помощь в устройстве родителей на работу, детей — в досуговые и образовательные учреждения.

 

Реабилитационные программы.

Реабилитационные программы — мероприятия, осуществляемые как длительно, так и кратковременно, по восстановлению психологического, а также социального, физиологического (если это социальные или медицинские реабилитационные программы) здоровья несовершеннолетних.

Этапы реабилитации:

1. Первичный контакт социального работника и ребенка. 

Первичный контакт устанавливается социальным работником подразделения «Ребенок на улице», если ребенок впервые попадает в поле зрения служб реабилитационного пространства именно на улице, во время мониторинга социальными работниками данной территории. Если же неблагополучие ребенка или подростка обнаружи-* вается при других обстоятельствах | (в комиссии по делам несовершенно-е летних, милиции, школе, учреждениях здравоохранения, образования и т.д.), то началом его реабилитации также должно быть знакомство с социальным работником, задействованным в этих структурах или в социальной службе района. Правда, для этого необходимо, чтобы у всех структур, так или иначе имеющих отношение к несовершеннолетним «группы риска», были налажены рабочие взаимосвязи с социальной службой, работающей на данной территории.

2. Взаимодействие социального работника и ребенка, результатом которого должна стать разработка программы реабилитации. 

Как правило, ребенок далеко не сразу идет на такое сотрудничество и проявляет собственную инициативу (а ее необходимость продиктована принципом добровольности). Поэтому социальный работник какое-то время просто поддерживает контакт с ребенком и в трудные для него моменты ведет доверительный разговор о том, хочет ли он изменить образ жизни, себя, свои привычки, какую помощь социального работника он хотел бы получить в этом и т.д.

3. Дальнейшая коммуникация, в ходе которой происходит реализация программы реабилитации. 

В таком доверительном диалоге рождается понимание того, что может помочь этому ребенку. На этом этапе социальный работник может уже привлекать дополнительную помощь для подбора наиболее адекватных средств социальной и психологической помощи ребенку (консультации психолога социальной службы, сбор консилиумов).

Привлечение к реализации программы реабилитации территориальных органов власти (если это необходимо), досуговых организаций.

4. Завершение программы реабилитации. Данный этап весьма сложно обозначить. Процесс личностного развития и становления происходит всю жизнь, а завершение сотрудничества ребенка и социального работника в рамках реабилитационного пространства — выбор в первую очередь самого ребенка.

Для полноценного функционирования модели реабилитационного пространства устанавливается взаимодействие подразделений «Ребенок дома» и «Ребенок на улице» с уже существующими на территории округа структурами и учреждениями, работающими с детьми и подростками, в первую очередь с отделом профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и комиссией по делам несовершеннолетних.

 

Важнейшей перспективой развития модели реабилитационного пространства является формирование базы данных по несовершеннолетним «группы риска», собранных на основании различных критериев дисфункциональности. 

При этом концепция реабилитационного пространства предполагает существование комплексной сети социально-реабилитационных программ, нацеленных на защиту прав ребенка. По существу, реабилитационное пространство есть не что иное, как социально-реабилитационный аналог восстановительного ювенального правосудия. 

 

Общенациональный правовой журнал «Человек и Закон», июль 2010 г.

 

От Редакции медиапортала «Хранитель»:  

Продолжая важную и нужную тему профилактики наркозависимости, в свете общественных инициатив, нельзя не напомнить нашим читателям об известном актуальном мероприятии, проведенном недавно Общероссийским профсоюзом негосударственной сферы безопасности (НСБ) и Медиагруппой «Хранитель».

Текстовые и видеоматериалы об «Уроке безопасности», посвященным профилактике борьбы с наркоугрозами среди старших школьников, читатели смогут найти в разделах (по соответствующим ссылкам): «Журнал НСБ «Хранитель» www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=58564; «Видеожурнал «Хранитель» www.psj.ru/video/detail.php?ID=59982 и «Журнал «Национальная безопасность» www.psj.ru/saver_national/detail.php?ID=58567 .

 Общероссийский профсоюз негосударственной сферы безопасности (НСБ), Администрация Солнечногорского муниципального района и Медиагруппа "Хранитель", при поддержке ФСКН РФ, в свое время дали старт пилотному проекту "Урок "Территория Безопасности", посвященному столь актуальной ныне теме борьбы с распространением подростковой наркомании, алкоголизма и прочих пагубных пристрастий, отравляющих будущее поколение граждан страны

Проблема борьбы с наркоманией - проблема комплексная. И если сотрудники ФСКН, МВД и ФСБ прежде всего ведут борьбу с каналами поставок наркотиков в страну, с сетями реализации смертельного зелья, то на других фронтах борьбы за здоровое будущее нации должны выступать сами родители подростков, вступающих во взрослую жизнь, а также школа и общественные организации