Первую часть материала можно найти по ссылке: http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=57854

 

 В Израиле есть два типа охранников.  

Шомрим — обычные охранники (от 20 до 60 лет), которые несут службу в банках, супермаркетах и торговых центрах. Они могут быть, как вооружены, так и не вооружены — это зависит от уровня обучения.

Меавтехим — сотрудники охраны, прошедшие подготовку более высокого уровня (обычно возраст - до 30 лет) и отслужившие в боевых армейских подразделениях.

По статистике, охранниками работают в основном молодые люди, которые закончили службу в армии и теперь зарабатывают деньги на обучение. Такая работа в среднем длится не более 2-3 лет. Работать охранниками могут только граждане Израиля. Если это охрана вооруженная, то еще требуется, чтобы человек не имел какого-либо криминального прошлого, был психически здоров, не алкоголик и не наркоман. Особых ограничений по половой, расовой, возрастной принадлежности для желающих работать в охране - нет. Частная охрана — наиболее популярный работодатель для репатриантов.

 Получение лицензии на данный вид деятельности строго регламентировано. Нарушение компанией определенных правил, к примеру, связанных с обращением оружия (например, у охранника при проверке оказывается просроченным разрешение на оружие), приводит к приостановлению деятельности, а то и вовсе - к лишению лицензии. Контролирующие органы в любой момент могут организовать проверку деятельности фирмы (в регулярном режиме, либо по жалобе кого-либо из граждан или конкурентов). Иногда, в качестве проверки, проверяющие пытаются пронести на охраняемые объекты муляжи взрывных устройств, минуя системы контроля доступа, включая и физическую охрану.

 Заказчиками охранных услуг выступают как частные компании, так и государственные. Если компания частная, то она вольна выбирать охранную компанию по своему усмотрению: через тендер или руководствуясь другими соображениями. Если компания государственная, то выбор проводится только путем конкурсного отбора. Раньше у некоторых компаний были собственные службы безопасности. Сегодня практически все работают на аутсорсинге, чтобы не создавать отношений работник — работодатель. Удобнее иметь дело с подрядчиком. Это оказалось экономически целесообразно.

 В каждой компании заказчика есть ответственное лицо, курирующее вопросы обеспечения безопасности. Должность называется офицер безопасности. Это, как правило, человек, прошедший определенное профессиональное обучение в вопросах безопасности. Если компания крупная и построение охраны требует особого внимания, то офицеров безопасности может быть двое. Редко больше. Именно офицер безопасности занимается выбором охранной компании и в дальнейшем курирует ее деятельность. Как только компания выбрана и подписан договор, то обеспечение охраны становится ее зоной ответственности. В договорах прописывается все до самых мельчайших подробностей, от цены до цвета брюк у охранника. Важным аспектом деятельности компании на рынке является страхование ответственности. Охранная компания предоставляет заказчику банковский чек в залог. 

Такой чек — это только часть личной ответственности, есть еще определенные виды обязательного страхования, но это само по себе отдельная история, там не все так просто. Заказчик охраны делит затраты на предотвращение угроз между охранной и страховой компаниями. Но это тоже отдельный разговор.

 Сотрудники охранной фирмы, в соответствии с требованиями заказчика, разрабатывают план охраны, получают в полиции разрешение на использование на объекте того или иного типа оружия, которое прописано в договоре. Как шутят сами представители ЧОП, если заказчик сказал, что нужна охрана с танками — значит, будут танки, вопрос цены и аргументации. Все, что связано с оружием, — это ответственность МВД и полиции. Есть специальный отдел МВД, который занимается выдачей разрешений на оружие. Охрана без применения оружия практикуется, но таких фирм практически нет и разрешения на оружие в этих случаях, конечно, не требуется. Фирма проходит стандартные процедуры регистрации.

 Порядок подготовки к работе по договору следующий. Все оружие и патроны, которые необходимы для охраны объекта и согласованы с полицией, закупает частное охранное предприятие, и затем на правах аренды предоставляется на объект заказчику на время осуществления охранных функций. Оружие и патроны никоим образом не имеют отношения к заказчику, а являются собственностью только охранной фирмы и закупаются только под ее ответственность. Необходимо доказать, почему на объекте необходимо оружие, плюс иметь оружейную комнату определенного стандарта. Количество стволов, находящихся в распоряжении охранной фирмы, строго ограничено действующими договорами, нельзя иметь оружие просто, чтобы было (это является проблемой для маленьких фирм). По окончании действия договора на охрану объекта закупленное оружие остается в распоряжении охранной фирмы и идет на другие проекты по мере необходимости. 

 Затем идет набор и обучение сотрудников. В структуре затрат охранного предприятия, специализирующегося на физической охране, основная статья — расходы на работников: их заработная плата, отчисления в социальные и пенсионные фонды, затраты на подготовку сотрудников к работе (обучение, одежда, связь, машины и пр.). Обучение сотрудников проходит на базе одной из существующих в стране охранных школ.

 

Охранные школы 

Сотрудники одной из охранных школ Ашдода предоставили нам возможность поприсутствовать на тренингах, проводимых в школе. В этот день в школе проходили 2 вида тренингов: простые 9-часовые стрельбы для рядовых охранников и 3-дневные курсы.

Существуют 9-часовые курсы, которые проводятся только для получения/обновления разрешения на ношение оружия (не чаще чем раз в год). Это курс для самых простых охранников, типа обычного сторожа. Разрешение на оружие сегодня выдается минимум на 3 года. А есть 9-часовые тренировки, которые проводятся раз в три месяца, реже раз в два месяца: это для тех, кто прошел 10-дневные курсы. Такие тренировки проводятся для поддержания формы и квалификации. Они включают в себя сдачу спортивных нормативов, стрельбу и рукопашный бой. Возможны различные варианты, если клиент или специфика работы требуют чего-то дополнительного.

Кстати, эти тренировки находятся под наблюдением специального отдела полиции, который за всем этим надзирает, и вполне реальна дисквалификация охранника, если он не проходит определенные параметры, например, плохо бегает или плохо стреляет. Также вполне допустима дисквалификация по причинам того, что были просрочены сроки этих тренировок, например, если охранник 4-6 месяцев не тренировался, то он должен пройти 2-дневную тренировку, а если больше, то разговор может уже пойти о прохождении всего 10-дневного курса сначала. Следить и отвечать за это является обязанностью охранной фирмы. Отвечать приходится перед клиентом, который может потребовать снятия охранника с его объекта и замены его другим охранником. Это довольно часто практикуется и прописано в условиях договора.

Затем следуют 3-, 5-, 9-дневные и двухнедельные курсы. Самый серьезный курс называется «Курс Ахид» и длится 3 месяца, и на него очень строгий отбор по различным параметрам. В основном его проходят те, кто будет заниматься личной охраной, а также охраной особо важных объектов, как, например, аэропорты, пограничные пункты и т.п. Также не стоит забывать, что курсы охранников свыше 5 дней проходит не всякий, кто захочет, а только человек до 35 лет, отслуживший полностью армию (3 года), обязательно в боевых частях, и подходящий по целому ряду критериев. В некоторых случаях требуется и прохождение определенного психологического тестирования.

В методику обучения этих курсов уже входят не только стрельбы из стрелкового оружия (пистолет, автомат), но и правила ближнего боя, общая спортивная подготовка со сдачей нормативов, психологические аспекты работы с оружием, законодательные аспекты поведения охранников и их ответственность перед законом. Курс обязан включать в себя лекцию юриста. Обучение может включать в себя ролевые игры и моделирование для повышения эффективности.

Все тренинги оплачиваются охранными предприятиями. Стоимость курсов варьируется от 2000 до 50000 шекелей, в переводе от 16000 до 400000 руб. Как правило, каждое предприятие работает с несколькими школами. Причин для этого, как минимум, две: заказчик часто сам выбирает, в какой школе он хочет, чтобы обучались охранники для его объектов; охранные фирмы работают сразу с несколькими школами по принципу не сосредоточивания всех яиц в одной корзине. Такие школы разбросаны по территории всего Израиля, и нет необходимости возить сотрудников в одну и ту же школу при территориальной отдаленности охраняемого объекта.

Деятельность школ также строго регламентируется законом. И не любой желающий может позволить себе открыть такую школу. Прежде всего, из-за жестких требований по организации оружейной комнаты. Стать тренером подобной школы также не просто. Курсы, которые они заканчивают, сложны и продолжительны по времени. Обычно тренер совмещает несколько профессий, например, инструктор по антитеррору, стрельбе и рукопашному бою. Он же зачастую является оружейником. Тренер является разнопрофильным и универсальным специалистом, что позволяет сократить штат этих школ по экономическим причинам. Кстати, очень многие подобные инструктора работают «фриланс» и сотрудничают сразу с несколькими школами.

Несмотря на ограниченное количество сотрудников, школа проводит тренинги более чем для 1000 человек в год.

 

Из первых рук 

Нам удалось побеседовать с тренером одной из охранных школ. Зовут его Барух Сапир. Кстати, по первому своему образованию он экономист, консультант по инвестициям. На наши вопросы, зачем ему такая работа, не надоело ли ему изо дня в день заниматься одним и тем же и не утомляет ли его постоянное соприкосновение с оружием — получили ответ, который вызывает безусловное уважение и немного объясняет отношение к безопасности в этой стране. Барух сказал: «Мне может нравиться или не нравиться моя работа. Мне могут нравиться или не нравиться люди, которые проходят обучение. Но я никогда не забываю о том, что именно эти люди могут оказать рядом с моими родными в сложной ситуации. И от их знаний и умений может зависеть безопасность тех, кто мне дорог. Поэтому здесь и сейчас я должен научить их тому, что знаю и умею сам».

 

Журнал «БДИ», 2010