После окончания Второй мировой и особенно «холодной» войны, произошел значительный сдвиг в сторону гуманизации общественного сознания. В США и Европейских странах растет неприятие вооруженного вмешательства, как средства для достижения политических целей. Отражением таких настроений, отчасти, является расширение пацифистских движений, усиление влияния правозащитных организаций, СМИ и других институтов гражданского общества. Под их влиянием с середины прошлого века в развитых странах начали формироваться условия, которые существенно трансформировали современные подходы к применению военной силы в решении текущих задач международной политики.

В эпоху тотальной информатизации скрыть истинные причины военных конфликтов практически невозможно, поэтому при наличии высокоразвитых демократических институтов недостаточно оправданное или сомнительное с правовой точки зрения применение вооруженных сил приводит к потере авторитета власти, дестабилизации внутриполитической обстановки и даже смене политического руководства.

Именно придание огласке истинных причин вторжения в Ирак в 2003 г., способствовало падению доверия граждан к президенту США Д. Бушу и премьер-министру Великобритании Т. Блэйеру. Отставка премьера Израиля Э. Ольмерта в 2003 г. явилась прямым следствием просчетов в действиях Цахал против отрядов движения Хезболла в Ливане. Таких примеров можно привести достаточно много.

 Участие регулярных армий даже в незначительных по масштабам конфликтах сопряжено с огромными затратами материальных и финансовых ресурсов, причем завоеванные приобретения, в большинстве случаев, не компенсируют понесенных потерь. Это связано с постоянным ростом стоимости вооружения, а вместе с этим затрат на содержание войск и подготовку специалистов-профессионалов для ведения современной войны. Расходы на армию в период боевых действий многократно возрастают за счет денежной надбавки военнослужащим, выплаты страховок, восстановления и потерь техники, повышения расхода ГСМ, боеприпасов и т.д. Высокая эффективность вооружения и растущая его стоимость обусловили тенденцию к сокращению численности боевых формирований в сухопутных войсках высокоразвитых государств, поэтому настоящие и грядущие высокотехнологичные войны уже не позволяют выделять мотострелковые и танковые подразделения для выполнения второстепенных задач: охраны объектов тыла и коммуникаций, проведения мероприятий контрпартизанской войны и гуманитарных операций.

Боевыми документами армий стран НАТО определено, что охрана и оборона тыловых районов возлагается на подразделения военной полиции и территориальные войска, но, как показывает опыт войны в Афганистане и Ираке, первых явно недостаточно, а на местные армейские и полицейские формирования далеко не всегда можно положиться.

 С окончанием «холодной войны» и потерей идеологической мотивации, часть бывших партизанских и повстанческих отрядов на пространствах Африки и Азии превратились в криминальные банды, ведущие войну «всех против всех». В этой ситуации принудить тот или иной регион к миру с участием регулярных войск, особенно действующих по международному миротворческому мандату, практически невозможно. Регулярная армия существенно ограничена международным военным правом и нормами внутреннего законодательства в выборе средств и способов выполнения боевых задач, тогда как иррегулярные формирования в своих действиях абсолютно ничем не стеснены.

Существующий нравственно-правовой аспект участия вооруженных сил в военных конфликтах за пределами метрополии, независимо от предлога их ввода на чужую территорию, по сути, является интервенцией и, как правило, воспринимается местным населением негативно. По мере увеличения продолжительности интервенции, такая неприязнь только усиливается.

 

Таким образом, к началу XXI века сложились условия, при которых решение внешнеполитических задач государства открытым применением военной силы становится с моральной и материальной точки зрения весьма затруднительным. Однако потребности в силовом решении этих задач возрастают. Более того, в нем нуждается не только государство…

Глобализация социально-экономических процессов, по сути, превратила в активных субъектов международной политики и транснациональные корпорации. Осуществляя экономическую экспансию в определенном регионе, они постоянно сталкиваются с необходимостью вооруженной защиты своих интересов и недвижимых активов. В странах Африки, Азии и Латинской Америки расположены обширные ресурсосодержащие территории, зачастую не контролируемые структурами власти. Такие регионы, обычно, являются ареной перманентных междоусобных распрей различных политических, племенных и (или) криминальных, группировок. Зачастую, представителям корпораций приходится договариваться с лидерами вооруженных группировок, однако достигнутые соглашения никак не гарантируют от произвола непредсказуемых, неверных слову местных лидеров.

Мировые запасы полезных ископаемых истощаются, а их потребление растет из года в год. Недалек тот день, когда в борьбе за их обладание международные корпорации будут использовать силовые методы разрешения спорных вопросов. В истории уже есть примеры, когда армии Ост- и Вест-индской кампаний вели корпоративные войны, на колонизуемых ими землях.

 Новые геополитические условия, в которых приходится отстаивать свои интересы, как государствам, так и промышленным корпорациям, детерминировали по-настоящему революционное явление: в сфере военной деятельности появились частные военные компании (ЧВК). Можно сказать, что произошла частичная приватизация такой области сугубо государственной ответственности как, оборона и безопасность. Это явление возникло не вдруг, но почему-то осталось без должного внимания со стороны военного руководства нашей страны.

Первые частные военные компании были образованы еще в эпоху противостояния стран социалистического и капиталистического лагеря. Пионером в деле приватизации войны явились англичане, основав в 1967 г. ЧВК Wotch Guard International. Клиентами ЧВК с самого их образования стали, как частные компании, так и государства, причем последние были заинтересованы в приватизации военного ремесла, пожалуй, в не меньшей степени.

 Спрос на услуги частных армий имеет устойчивую тенденцию к росту. В этом несложно убедиться по динамике сумм заключенных контрактов. Если в 60-70-х годах XX века ежегодный портфель заказов всех ЧВК составлял около 500 млн. долларов США, а в 2003 г. вырос до 4 млрд. долларов, то в 2008 г. они получили контрактов на сумму более 150 млрд. долларов. Прогнозируемый специалистами доход частных структур от оказания военных услуг в 2010 г. преодолеет рубеж в 200 миллиардов. 

Другой показатель их востребованности — расширение географии деятельности ЧВК. Если 60-х годах, это была исключительно Африка, то в настоящее время около сотни частных военных компаний, созданных более чем в 30 странах, работают на всех континентах, кроме Антарктиды, в более чем 60-ти странах. Численность контрактеров, так иногда называют рядовых сотрудников ЧВК, только в Ираке в настоящее время, насчитывает около 200 тыс. человек и уже превышает численность войск коалиции.

Катализатором бурного роста ЧВК в количественном и совершенствованию в организационном отношении стало появление на рынке труда массы военных специалистов, уволенных за ненадобностью в запас из армий НАТО и Варшавского договора после окончания «холодной войны». Кроме того, качественный скачок в развитии военного дела и вооружений, потребовал большого количества квалифицированных специалистов для армий развивающихся стран, желающих обладать сложными, современными образцами, но не имеющих возможностей готовить таких специалистов.

По содержанию деятельности современные частные военные компании можно разделить на несколько типов. 

Компании военных услуг осуществляют непосредственное руководство боевыми действиями (оказывают советническую помощь непосредственно на поле боя), участвуют в боевых операциях силами своих формирований, ведут разведывательную деятельность; выполняют миротворческие задачи, в т.ч. и задачи по подавлению вооруженного сопротивления в интересах правящего в стране режима или заинтересованной коммерческой компании.

 Военно-консалтинговые компании:

- выполняют оперативно-стратегическое планирование в штабах,

- оказывают консультативные услуги по непосредственной реорганизации и реформированию вооруженных сил,

- осуществляют разработку оперативных доктрин и военных концепций,

- решают задачи планирования и организации боевой подготовки,

- вербуют, непосредственно обучают и тренируют части, подразделения и военных специалистов, как для армий различных государств, так и для других ЧВК.

 

Компании военной логистики занимаются организацией обслуживанием и эксплуатацией вооружения и военной техники, поставкой оружия и техники в кризисные районы мира, осуществляют разминирование минных полей и уничтожение не разорвавшихся боеприпасов.

 

Частные охранные компании решают задачи по охране особо важных физических лиц (например, Президента Афганистана Хамида Карзая охраняют специалисты из американской ЧВК), объектов инфраструктуры, стационарных промышленных и военных объектов, сопровождают воинские колонны и грузы, осуществляют контроль и охрану отдельных территорий и мероприятий, выполняют полицейские и другие функции.

 

Эта классификация проведена, в основном, по формальным признакам, исходя из уставных документов компаний, и носит условный характер. В действительности, ЧВК, как правило, решают комплексные задачи, что размывает разницу между их уставным предназначением.

Очевидно, что правительства государств Европы, Азии, Африки и Америки умеют считать деньги и понимают свою выгоду от взаимодействия с частными военными структурами. Даже поверхностный взгляд позволяет увидеть те перспективы, которые сулит новое явление нашим извечным оппонентам, и могло бы принести пользу нам, учитывая те преимущества, которые имеют ЧВК перед регулярной армией.

 В самом деле, использование ЧВК позволяет правительствам решать такие внешнеполитические задачи, и там, где присутствие вооруженных сил, с точки зрения государственного престижа и поддержания национальной репутации, нецелесообразно, что позволяет избегать нежелательного общественного и международного резонанса. «Корпоративные солдаты» находятся вне поля международного военного права и могут применять формы и методы вооруженной борьбы без всяких ограничений. Регламентация их деятельности и сфера компетенций определяется контрактом с военным ведомством и руководством компанией, а не нормами международного военного права. Это снимает ответственность за все морально-правовые издержки с государства – нанимателя, и одновременно обеспечивают ту боевую эффективность, которая создала высокую репутацию и эффективность ЧВК.

Именно специфические методы борьбы позволили всего 70 контрактерам британской Sandlin подавить в 2002 г. восстание населения на острове Бугенвиль. Понятно, что «частные» отряды не приспособлены для участия в затяжной войне, для отражения ударов механизированных и бронетанковых войск на открытой местности. Однако, им вполне по силам оперативно решать ограниченные по срокам боевые задачи. Не в последнюю очередь благодаря тому, что в принятии решений на их применение не участвует громоздкий аппарат военного управления...

Управление ЧВК и тактика их действий гибче и более приспособлены для противодействия иррегулярным формированиям. 

 Нельзя обойти вниманием и финансовые выгоды от их деятельности. Военные компании позволяют переложить значительную часть расходов на поддержание военного государственного присутствия в том или ином регионе мира, на плечи частных лиц и те государства, которые их нанимают. При относительно высокой стоимости услуг военных компаний и значительной суточной оплате персонала, расходы такого рода не постоянны, так как работа, как правило, носит сдельный характер. В отличии от регулярных армий, под них не требуется развертывание мощной инфраструктуры всестороннего обеспечения, что существенно сокращает накладные расходы. К примеру, в Сьерра-Леоне всего 285 бойцов ЧВК Outcomes провели операцию по подавлению повстанцев всего за 40 млн. долларов, а миротворцы, сменившие их позднее, обходились ООН в 50 млн. долларов ежемесячно.

Частные компании облюбовали спецслужбы государств, использующие их как дополнительные источники разведывательной информации и каналы поставки вооружения в регионы, куда международными соглашениями это запрещено, но необходимо для достижения геополитических целей.

Привлечение ЧВК к боевым операциям совместно с регулярной армией позволяет снижать официальную статистику безвозвратных потерь, к которым столь чувствительно общественное мнение любой демократической страны. Для нас это особенно актуально, поскольку программа перевода армии на контрактную основу «пробуксовывает», и костяк рядового состава мотострелковых, танковых, артиллерийских и других подразделений сухопутных войск по-прежнему составляют военнослужащие по призыву.

 Таким образом, появление частных военных компаний определенным образом меняет не только подходы к применению военной силы в мирное время, но и концепцию военной политики государства в целом. Наличие в арсенале любого субъекта международных отношений такого инструмента дает ему существенные преимущества в глобальной конкуренции.

 

Новый журнал «Веские доводы»