Система частных тюрем необходима России, считает первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин. Подобная практика содержания осуждённых применяется, например, в США, Великобритании, Швеции, Австралии. Это бизнес, который, как и любой другой, имеет свои особенности, свою специфику. 

 Создать систему частных тюрем в России - идея на первый взгляд многим может показаться абсурдной. Однако если посмотреть на зарубежный опыт, то не так уж это и необычно. Во многих европейских странах частная тюрьма хорошо воспринимается и поддерживается обществом. Это бизнес, который, как и любой другой, имеет свои особенности, свою специфику. И, конечно, также приносит немалую прибыль. 

Не секрет, что нынешнее состояние российской пенитенциарной системы, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Переполненность камер в следственных изоляторах и тюрьмах жилых помещений в колониях, низкое качество питания, жуткие условия содержания - всё это не картинки из отчётов оппозиционных правозащитников, а реальность. Известно, что тюрьмы и изоляторы перестали ремонтировать ещё при советской власти, все деньги шли на развитие исправительно-трудовых колоний, потому что они были частью промышленной системы, придатком рабочей силы для многих хозяйственных министерств и ведомств. Половина зарплаты осуждённых перечислялась в госбюджет, это составляло ни много, ни мало многие миллиарды рублей. Плюс - они же выпускали продукцию. А от тюрем и изоляторов какая прибыль?  

Вот их и не ремонтировали. Наоборот, даже разрушали при Хрущёве, который считал, что тюрьмы скоро вообще не понадобятся. К чему это привело, хорошо известно. В камерах было тесно, люди часами стояли на ногах, потому что не только прилечь, присесть было негде. Спали по очереди в три-четыре смены. Мучились от жажды и удушья. Так было ещё совсем недавно.  

Сейчас многое меняется. В России запущена программа строительства и ремонта следственных изоляторов и тюрем. В итоге удалось основательно разгрузить камеры, теперь у каждого арестанта есть своя койка и законные четыре квадратных метра. А в некоторых тюремных заведениях появились VlP-камеры для богатых «клиентов». 

Конечно, прежде чем давать разрешение на открытие подобных коммерческих предприятий, необходимо разработать правовую базу и утвердить соответствующие стандарты. При этом, вне всякого сомнения, нужно подробно изучить и использовать опыт зарубежных стран. А он заслуживает внимания... 

В Америке тюремный бизнес существует уже более 25 лет. Труд осуждённых стал очень выгодным для промышленных предприятий. Особенно в нынешних условиях экономического кризиса. Важно, что осуждённые не бастуют, им не надо оплачивать страховки от безработицы, давать отпуска и отгулы. Они заняты весь рабочий день, никогда не опаздывают и не прогуливают по «семейным обстоятельствам» и другим причинам. А если им не нравится оплата, и они отказываются работать, их просто запирают в камеры-одиночки - подумать и унять строптивый нрав.  

Главное, выходя на свободу, бывшие осуждённые не чувствуют себя униженными и оскорблёнными. Словом, частные тюрьмы прочно вошли в пенитенциарную систему Америки. Десять лет назад там было всего пять частных тюрем, в которых содержались две тысячи заключённых, теперь же таких тюрем около сотни, а осуждённых в них более 60 000. Предполагается, что в следующем десятилетии их численность будет не менее 360 000 человек. Самая мощная тюремная компания - «Исправительная корпорация Америки», высоко котируется на Нью-йоркской фондовой бирже и пользуется среди игроков повышенным спросом. 

Каким же образом устроен бизнес частной тюрьмы?  

Он похож на гостиничный, где заключённый играет роль постояльца, правда, с ограничениями в свободе. Соответственно, чем больше клиентов-заключённых, тем рентабельнее бизнес. Государство платит владельцу такого закрытого учреждения из расчёта за человеко-день. Кроме этого, бизнесмен вправе выбирать выгодные для себя контракты на производство. Пребывание одного условного осуждённого в частной тюрьме обходится государству примерно в 400 рублей в сутки. 

Для России идея создания частных тюрем не нова. Возможность такого бизнеса Министерство экономического развития России рассматривало ещё в 2004 году. Тогда многие предприниматели хотели поучаствовать в этом бизнесе. Но не вышло. Ярым противником идеи выступало Министерство юстиции Российской Федерации, которое считало, что частные тюрьмы преждевременны для нашей страны, поскольку в них будут большие злоупотребления и коррупция. Сейчас не время для них, утверждают некоторые российские парламентарии и руководители исполнительной власти, потому что, мол, бизнес туда не пойдёт, там он не получит какую-либо серьёзную прибыль. По мнению некоторых экспертов, государство сегодня не готово изыскать средства на содержание осуждённых в частных тюрьмах из и без того дефицитного бюджета. Кроме того, доверять бизнесу самому решать проблему надзора над осуждёнными крайне опасно. 

Правда, многие юристы и правозащитники поддерживают идею. Они уверены, что частные тюрьмы в России будут выгодны не только бизнесменам, они позволят содержать осуждённых в нормальных условиях, обеспечить им реальный заработок и свести к минимуму риск повторного попадания за решётку. 

(«Парламентская газета»)