Начнем сначала. Охранно-сыскным сообществом, после ряда публикаций в профильных СМИ и обсуждений, было принято решение обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России. И после этого, хорошо разобравшись в представленных проблемах, 16 октября 2009 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) возбудила дело в отношении Министерства энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

Основанием для возбуждения дела послужило издание Минэнерго России приказа № 172 от 2 июня 2009 года «Об утверждении Перечня объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в ведении и установленной сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации, подлежащих ведомственной охране». В Приказе написано, что к охране ряда таких объектов может быть привлечена вневедомственная охрана. Причем указано, что она будет подключена «по согласованию».

В указанный перечень, содержащий более 5 тысяч объектов, включены не только объекты, находящиеся в государственной собственности, но и иных форм собственности.

Надо обязательно сообщить читателям, что на Приказе, конечно, есть подпись Министра Минэнерго Сергея Шматко, и согласующая подпись первого заместителя Министра внутренних дел Михаила Суходольского

Как стало известно, компании сферы охранных услуг и руководители охраняемых объектов иных форм собственности вынуждены расторгать договоры об оказании охранных услуг, что обусловлено требованием приказа Минэнерго России об обеспечении охраны объектов, включенных в указанный перечень, только силами и средствами ведомственной охраны Минэнерго России.

ФАС России предполагает, что это требование нарушает не только ФЗ «О ведомственной охране», но и Закон «О защите конкуренции», поскольку устраняет конкуренцию на рынке услуг охраны.

И вот ваш корреспондент был приглашен на заседание комиссии ФАС, которое состоялось 17 ноября в Москве в здании Федеральной антимонопольной службы России.

Оно было посвящено Приказу Министерства энергетики России и перечню объектов, подлежащих, согласно ему, ведомственной охране Минэнерго.

Со стороны заявителя выступали Вячеслав Александрович Райский из Нижнего Новгорода (гендиректор Группы агентств безопасности «Охрана-Нижний») и Юлия Сычева (представитель юридического отдела партии «Правое дело»).

Надо отметить, что интересы Минэнерго представляли два молодых сотрудника юридического департамента Министерства. Кроме членов Комиссии в зале присутствовали 10 представителей охранно-сыскного сообщества (МАВКМ «ОПЕРА», «Вымпел-Центр», «Витязь», НП «КЦ РОСС», Гильдии НСБ Московской Торгово-промышленной палаты, Медиагруппы «Хранитель» и другие). Комиссия с представителями Управления контроля органов власти организовала аудиозапись всего мероприятия, вероятно, чтобы не было двойного толкования слов каждого из выступающих.

 По мнению юристов – представителей Минэнерго, на заседании, Законом о ЧДОД от 1992 года, устанавливается прямое изъятие из числа объектов, где возможна частная охрана, группы объектов, перечень которых определяется Правительством РФ. В приложении к 587-му Постановлению Правительства РФ этот «перечень» относит к таким объектам объекты Минэнерго. Постановление Правительства № 160 о ведомственной охране относит к сфере ее охраны объекты ТЭК. Таким образом, объекты сферы ведения Минэнерго, по их мнению, давно должны были охраняться силами ведомственной охраны. Обсуждаемый Приказ «наводит порядок». Мало того, Приказ зарегистрирован Министерством юстиции, которое в нем нарушений не увидело.

По мнению заявителей - представителей ЧОП, понятия «объекты Минэнерго» и «объекты ТЭК» не тождественны. При этом понятие «объекты ТЭК» вообще не определено никакими актами.

Сомнений нет - в праве Министерства определять состав перечня, как пишет портал Guardinfo. Представители Минэнерго, в ответ на вопрос председателя Комиссии, затруднились сказать, какими критериями пользовались при отнесении тех или иных объектов к перечню. Заявители указали целый ряд объектов, вошедших в перечень, но не существующих уже давно фактически или явно не относящиеся к ведению Минэнерго, что подтверждено решениями судов.  

 Представители охранно-сыскного сообщества обратили внимание Комиссии ФАС и ответчиков от Минэнерго на запланированную огромную нагрузку на государственный бюджет, что наверняка вызовет рост тарифов на электроэнергию. А такая ситуация, когда дополнительная финансовая нагрузка ляжет на малый бизнес и малоимущих граждан, никому не нужна, особенно в кризисный для страны период. Это может вызвать волнение и выступления россиян, не смотря на сдерживающие решения ряда региональных властей.

При этом сейчас ведомственная охрана не располагает соответствующими силами и средствами для охраны такого количества объектов. Активно выступали представители различных профильных организаций и структур охранного сообщества. Так, Игорь Виргунов говорил от имени и по поручению заместителя председателя Комитета Государственной Думы по безопасности Геннадия Гудкова. Также активно выступали представители ряда охранных объединений и структур.

Ваш корреспондент спросил представителей Минэнерго, знают ли они о ситуации со столичными школами, которые сначала «в горячке» тоже были объявлены коммерческим полем только для вневедомственной охраны. Но потом были просчитаны штатные изменения, и тихонечко от этой идеи пришлось отказаться.

Представители юридического департамента Минэнерго отметили, что не владеют данными о различии в ценах на услуги охраны ВО и ЧОП и о непременном увеличении бюджета безопасности в Минэнерго, а также об увеличении численности ведомственной охраны. Они признали, что в перечень могли ошибочно попасть некоторые объекты, но перечень можно исправить… Ими было также сделано сообщение для Комиссии ФАС, что «мы не располагаем данными, сколько объектов охраняется негосударственными структурами».

В ходе обсуждения у членов Комиссии возникло сомнение в том, что специалистам Минюста России при регистрации Приказа был предоставлен сам перечень, так как он, в отличие от текста Приказа, был по какой-то причине в Минэнерго отнесен к категории «ДСП».

Выслушав все стороны и посовещавшись, члены Комиссии ФАС огласили решение. Будет вынесено предписание Министерству энергетики о приведении указанного Приказа № 172 в соответствие Закону «О защите конкуренции». Это решение планируется в ближайшие дни надлежащим образом оформить и направить в Минэнерго. Выдвинуто требование о пересмотре Перечня объектов Минэнерго, подлежащих ведомственной охране.