В России действуют около 700 судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях. Это плотины, шлюзы, насосные станции. Только в хозяйственном ведении ФГУП «Канал им. Москвы» находится свыше 150 гидротехнических сооружений, расположенных на территории Московской, Тверской, Владимирской и Рязанской областей.

Ни об одном гидроузле нельзя суверенностью сказать, что он надежно защищен от техногенных аварий, стихийных бедствий и, тем более, от противоправных действий экстремально настроенных лиц.

История России хранит печальные страницы военного времени, когда гитлеровским планом «Тайфун» предусматривались взрывы шлюзовой системы «Канала им. Москвы» с целью образования на месте города Москвы огромного озера. Сегодня уже мало кому известно, что только самоотверженность жителей столицы, в том числе и работников канала, спасли город от катастрофы.

 Террористические акты на таких сооружениях могут привести к катастрофическим последствиям, в том числе большим человеческим жертвам, и НАК, по словам Николая Патрушева, располагает информацией о намерениях главарей террористов совершить диверсионно - террористические акты на таких сооружениях в Волгоградской, Ростовской, Саратовской областях и Дагестане.

Между тем, проведенные в последнее время проверки гидротехнических объектов показали, что состояние инженерно-технических средств охраны не обеспечивает в полной мере надлежащего контроля и защиты данных объектов.

 Глава НАК, в свое время, призвал разработать конкретные долговременные меры по защите от терроризма гидротехнических сооружений России. Раньше ФСБ уже заявляла, что в ноябре 1999 года Шамиль Басаев угрожал взорвать плотину Цимлянского водохранилища и мосты через реку Волга. В конце 2001 года ФСБ объявила о предотвращении взрыва на Волжской ГЭС, а в мае 2005 года спецслужбы Дагестана сообщили о предотвращении подрыва Гимринского тоннеля. Если бы теракт был совершен, он спровоцировал бы обрушение Ирганайской ГЭС и прорыв Чиркейского водохранилища.

Особое значение вопросы безопасности судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) имеют в преддверии вступления России в ВТО, что потребует от России выполнения определенных международных стандартов безопасности.

Организация комплексных мер по охране СГТС от актов незаконного вмешательства, в том числе актов терроризма, включает проведение оценки уязвимости СГТС, категорирование по степени их потенциальной опасности и диверсионно - террористической уязвимости, разработку планов охраны СГТС, дооснащение их инженерно-техническими системами охраны.

 В соответствии с распоряжением № АД-34-рот 09.03.2006 г. Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ, эта работа возложена на Федеральное государственное управление «Служба морской безопасности» Минтранса РФ. Однако без поддержки финансированием мероприятий по антитеррористической линии столь большой объем проблем, порученных ФГУП, будет разрешен нескоро.

Определение безопасности СГТС является сложной многоплановой задачей. Как правило, работы по обеспечению безопасности СГТС проводятся в три этапа.

На первом этапе производится категорирование СГТС по степени их потенциальной опасности и потерям, возможным в результате действий против них нарушителей, и определение количественных требований к уровню их безопасности.

Категорирование СГТС по степени потенциальной опасности и террористической уязвимости основывается на классификации чрезвычайных ситуаций, введенной Постановлением Правительства Российской, определяемой социально-экономическими последствиями и зоной чрезвычайной ситуации.

Социально-экономические последствия характеризуются следующими показателями:

•- количество пострадавших;

•- количество людей, в отношении которых нарушены условия жизнедеятельности;

•- материальный ущерб.

В качестве критерия отнесения СГТС к одной из категорий потенциальной опасности принят максимальный масштаб чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть в результате аварий (катастроф) на СГТС.

По степени потенциальной опасности СГТС подразделяются на шесть категорий:

•- чрезвычайные ситуации на СГТС первой категории потенциальной опасности могут приобрести межгосударственный масштаб;

•- на СГТС второй категории — федеральный масштаб;

•- третьей категории — региональный масштаб;

•- четвертой — территориальный масштаб;

•- пятой — местный масштаб;

•- шестой — локальный масштаб.

 

Устанавливаются также шесть категорий СГТС по степени террористической уязвимости. При этом в качестве критерия отнесения СГТС к одной из них принята максимальная величина риска чрезвычайной ситуации в результате террористических воздействий на объект.

Система категорирования СГТС по степени потенциальной опасности и террористической уязвимости предназначена для обеспечения реализации единой технической политики охраны СГТС определенной категории.

 На втором этапе производится оценка охраны СГТС, включающая:

•- определение и анализ возможных угроз;

•- определение целей (объектов) воздействия потенциальных нарушителей;

•- разработку модели нарушителя применительно к рассматриваемому СГТС, в соответствии с определенными угрозами и целями нарушителей;

•- оценку эффективности существующей системы охраны.

 

На третьем этапе разрабатывается план охраны СГТС, который предусматривает внедрение организационных и технических мер охраны, направленных на достижение необходимого для СГТС уровня защищенности.

 К основным возможным угрозам СГТС относятся:

•- диверсия, повреждение или разрушение СГТС, его жизненно важных сооружений и технологического оборудования или шлюзуемого судна посредством применения взрывных устройств или поджога;

•- захват СГТС или шлюзуемого судна с целью выдвижения политических или экономических требований;

•- внешнее воздействие на СГТС или шлюзуемое судно с целью его разрушения или повреждения с использованием стрелкового, минного, артиллерийского или ракетного оружия;

•- внешнее воздействие на СГТС (например, таран ворот шлюза) в целях его разрушения или повреждения с использованием судов, плавсредств и других средств;

•- захват заложников или похищение людей, находящихся на шлюзуемом судне;

•- несанкционированное вмешательство в систему электропитания, управления технологическим процессом с целью вывода из строя СГТС;

•- несанкционированный доступ на территорию СГТС;

•- несанкционированный подход судна или плавсредства к СГТС;

•- подозрительные действия с важным технологическим оборудованием СГТС;

•- хищение на территории СГТС материальных ценностей и документов;

•- несанкционированное использование важного или потенциально опасного технологического оборудования СГТС;

•- загромождение входов в шлюз, подходов к СГТС;

•- загрязнение окружающей среды или реки (канала) нефтепродуктами в результате возможной диверсии на шлюзуемом судне.

 

Основными целями (объектами) воздействия потенциальных нарушителей являются:

•- плотина;

•- шлюзы СГТС;

•- технологическое оборудование управления шлюзованием;

•- входы в шлюзы, подходы к СГТС;

•- обслуживаемые СГТС пассажирские, грузовые, нефтеналивные и другие суда, перевозимые опасные грузы;

•- пассажиры и экипаж обслуживаемого СГТС судна;

•- система охраны СГТС;

•- здания и места размещения систем и сетей управления и обеспечения деятельности СГТС;

•- материальные ценности и документация СГТС.

 

В качестве потенциальных носителей угроз для СГТС можно выделить три основные группы нарушителей:

•- внешние нарушители (непрофессиональные и профессиональные преступники, террористические группы, члены экологических организаций);

•- внутренние нарушители (персонал СГТС или службы охраны);

•- внешние нарушители, действующие в сговоре с внутренними нарушителями.

 

Применительно к рассмотренному перечню возможных угроз СГТС нарушитель-непрофессионал может осуществить:

•- несанкционированный доступ на территорию СГТС;

•- несанкционированный подход судна или плавсредства к СГТС;

•- подозрительные действия с важным технологическим оборудованием СГТС;

•- хищение на территории СГТС материальных ценностей и документов;

•- несанкционированное использование важного или потенциально опасного технологического оборудования СГТС.

 

Группа профессиональных нарушителей из 2-3 человек может осуществить:

•- диверсию, повреждение или разрушение СГТС, его жизненно важных сооружений и технологического оборудования или шлюзуемого судна посредством применения взрывных устройств или поджога;

•- внешнее воздействие на СГТС (например, таран ворот шлюза) в целях его разрушения или повреждения с использованием судов, плавсредств и других средств;

•- несанкционированное вмешательство в систему электропитания, управления технологическим процессом с целью вывода из строя СГТС.

Террористическая группа из 5-10 человек, кроме перечисленных выше действий, может предпринять следующее:

•- захват СГТС или шлюзуемого судна с целью выдвижения политических или экономических требований;

•- внешнее воздействие на СГТС или шлюзуемое судно с целью его разрушения или повреждения с использованием стрелкового, минного, артиллерийского или ракетного оружия;

•- захват заложников или похищение людей, находящихся на шлюзуемом судне;

•- загрязнение окружающей среды или реки (канала) нефтепродуктами в результате возможной диверсии на шлюзуемом судне.

 

Определенный ущерб для СГТС могут нанести и действия различных экологических организаций. Для реализации своих целей члены этих организаций могут осуществить:

•- несанкционированный доступ на территорию СГТС;

•- несанкционированный подход судна или плавсредства к СГТС;

•- подозрительные действия с важным технологическим оборудованием СГТС;

•- несанкционированное использование важного или потенциально опасного технологического оборудования СГТС;

•- загромождение входов в шлюз, подходов к СГТС.

 

Мотивом действий данного типа нарушителей является противодействие функционированию СГТС с целью демонстрации протеста, связанного, по их мнению, с негативным воздействием СГТС на окружающую среду.

Применительно к рассмотренному перечню возможных угроз внутренний нарушитель может осуществить:

•- повреждение или разрушение СГТС, его жизненно важных сооружений и технологического оборудования посредством применения взрывных устройств, поджога, саботажа или в результате вандализма;

•- подозрительные действия с важным технологическим оборудованием СГТС;

•- хищение на территории СГТС материальных ценностей и документов;

•- несанкционированное использование важного или потенциально опасного технологического оборудования СГТС;

•- несанкционированное вмешательство в систему электропитания, управления технологическим процессом с целью вывода из строя СГТС.

Мотивом действия внутреннего нарушителя может являться обогащение в результате хищения материальных ценностей, шантаж или подкуп со стороны внешних нарушителей, месть за возможные причиненные обиды, психическая неуравновешенность, а также другие личные причины.

 В качестве количественного показателя уровня антитеррористической защищенности СГТС и эффективности его системы охраны принимается вероятность успешного выполнения системой охраны функций по пресечению действий нарушителей до выполнения ими своей задачи.

Степень готовности системы охраны характеризуется следующими основными вероятностно-временными показателями:

•- вероятностью перехвата нарушителя, т.е. вероятностью того, что обнаружение нарушителей произойдет своевременно;

•- вероятностью нейтрализации, т.е. вероятностью нанесения нарушителям такого ущерба (при условии своевременного перехвата), который заставит их отказаться от продолжения выполнения своей акции.

 На безопасности СГТС нельзя экономить. Хотя безопасность этих объектов стоит дорого, но она того стоит.

 

Редакция: Читайте также: http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=20122