Обращение

участников VIII Всероссийской конференции

«Индустрия безопасности России: перспективы, тенденции, проблемы»

  

Президенту Российской Федерации

Медведеву Д.А.

Председателю Правительства Российской Федерации

Путину В.В.

  

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемый Владимир Владимирович!

 

Участники VIII Всероссийской конференции «Индустрия безопасности России: перспективы, тенденции, проблемы», состоявшейся 2 февраля 2009 г. в Торгово-промышленной палате Российской Федерации, от имени более миллиона граждан России, занимающихся частной охранной и детективной деятельностью, обращаются к Вам с просьбой об оказании помощи в решении насущных проблем, накопившихся в этой сфере социально-полезной человеческой деятельности.

Развитие частной охранной и сыскной деятельности тормозит, прежде всего, отсутствие единой государственной политики в указанной сфере, в которой бы была четко определена позиция государства к данной достаточно объемной отрасли экономики, перспективах ее развития, ее месте и роли среди других участников рынка охранных услуг и, прежде всего, государственной вневедомственной охраны. Принципиально важна для дальнейшего развития частной охраны позиция государства относительно будущего вневедомственной государственной охраны - останется ли она и в перспективе участником рынка охранных услуг или же ее сфера деятельности, в целях экономии средств налогоплательщиков, будет поэтапно сокращаться.

На наш взгляд, государственная политика относительно охранной деятельности в целом, и частной охранной деятельности в частности, могла бы найти отражение и закрепление в Концепции охранной деятельности в Российской Федерации, утвержденной соответствующим государственным органом.

Отрицательно сказывается на развитии охранно-сыскного бизнеса в России и отсутствие государственного органа, который бы представлял и защищал права и законные интересы участников данной сферы деятельности.

Отсутствие четко выраженной государственной политики в сфере охраны создает серьезные трудности для принятия законодательства, отвечающего потребностям практики, интересам заказчиков охранных услуг. Анализ действующего законодательства в сфере охраны свидетельствует о том, что оно в значительной мере устарело, противоречиво, содержит много пробелов, не отвечает современной практике охранной деятельности, научным разработкам в этой сфере. Однако основным его недостатком является то, что в нем не просматривается единая государственная политика в сфере охраны, оно не приведено в стройную систему и вследствие этого содержит ряд норм и положений, которые регулируют аналогичные для всех видов охранной деятельности (государственной и частной охраны) отношения, но делают это неодинаково.

Так, например, все указанные субъекты охраны вправе осуществлять защиту жизни и здоровья граждан, охрану собственности. Однако предоставляемые им при этом права существенно разнятся, что не соответствует принципиальным положениям Конституции РФ, согласно которым жизнь человеческая равноценна, а частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом.

 Отсутствие в действующем законодательстве четких критериев для разграничения объектов охраны между субъектами охранной деятельности, наделение отдельных субъектов государственной охраны правом заниматься коммерческой деятельностью с использованием при этом административного ресурса, то есть являться, по сути дела, одним из субъектов рынка охранных структур, приводит на практике к конфликтным ситуациям, неразберихе в этой сфере деятельности, создает трудности для осуществления государственного контроля, порождает коррупцию, что в конечном итоге не способствует тем целям, на достижение которых направлена охранная деятельность. 

Имеется в действующем законодательстве и целый ряд других противоречий и несогласованностей, касающихся компетенции, оснований, условий и порядка применения физической силы, специальных, технических средств и огнестрельного оружия, а также осуществления контроля за субъектами охранной деятельности.

Кроме того, обилие подзаконных актов, в которых нередко содержатся противоречащие друг другу или не основанные и не соответствующие законодательству, регулирующему охранную деятельность, нормы, выхолащивает содержание закона, сводит на нет отдельные его нормы и положения. Все это порою порождает чиновничий произвол, создает благоприятные условия для коррупции.

Преодоление пробелов и недостатков законодательства в сфере охраны видится, прежде всего, в необходимости иметь четкую концептуальную основу, призванную обеспечить подготовку взаимосвязанных единой идеей пакета законов. Комплексный, целостный подход к решению проблемы требует столь же целостной законодательной политики, в которой законы, регулирующие охранную деятельность, должны основываться на единой концептуальной основе, быть связаны между собой единым методологическим подходом.

Иначе говоря, должна быть, наконец, выстроена строгая иерархическая система подготовки законодательства в сфере охраны, которая бы предусматривала вначале принятие общих законов, закладывающих принципы охранной деятельности, а затем - частные, регулирующие отдельные виды охраны, а не наоборот, как это наблюдается в сегодняшней законодательной практике.

Учитывая, что значительную часть работников негосударственных структур безопасности составляют бывшие работники правоохранительных органов и вооруженных сил, нас не могут не волновать вопросы оказания содействия государственным правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, противодействии терроризму. Однако отсутствие должной правовой основы для этого не позволяют нам в полной мере реализовать свой потенциал в этой сфере.

Обращая Ваше внимание на скопившиеся в охранно-сыскной сфере проблемы, надеемся на понимание и поддержку в их разрешении.

 

От Редакции: эти письма будут отправлены в адреса 11 марта 2009 года.