Международное сообщество давно осознало, что преступность не является проблемой одного отдельно взятого государства. Еще в начале прошлого столетия полиции разных стран стало ясно, что необходим единый центр, который выполнял бы двуединую задачу:

- аккумулировал бы информацию о преступниках и преступлениях, наносящих ущерб нескольким государствам, регистрировал бы таких преступников и способы (что сегодня является очень важным фактором) совершения ими противоправных деяний;

- осуществлял розыск преступников, покинувших территорию страны, в которой они совершили преступление.

Помочь полицейским органам различных стран, как пишут профильные источники, «могут только взаимодействие и обмен оперативной информацией, которые основываются на четко разработанной и унифицированной законодательной базе».

 И в словаре-справочнике Михаила Королёва «Экономика. Риски. Защита» 2008г. выпуска, о котором читатели смогут прочитать материал по ссылке: http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=14137, также не забыта эта организация, основанная в Вене в 1923 году. Не многие знают, что в годы Второй мировой войны президентом Международной комиссии уголовной полиции (такое наименование имел тогда Интерпол) с 1942г. был Эрнст Кальтенбруннер – больше известный нам по любимому фильму «Семнадцать мгновений весны». Сегодняшнее название - Интерпол - комиссия получила только в 1956 году.

А сегодня, как пишет в своей книге «Интерпол» Вадим Самарин, по численности стран-участниц Интерпол уступает лишь ООН (Организации Объединенных Наций). И все же «только Интерпол является универсальной организацией по борьбе с преступностью, и решающую роль в его функционировании играют Национальные центральные бюро стран (НЦБ) – членов организации».

В 1990 году СССР стал полноправным членом этой организации, а его правопреемницей в настоящее время является Российская Федерация.

Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации в соответствии со своим Положением является подразделением криминальной милиции, входящим в состав центрального аппарата МВД России, и имеет статус Главного управления. Возглавляет бюро начальник Национального центрального бюро Интерпола при МВД России. Сегодня эту должность занимает генерал-майор милиции Тимур Лахонин (см. сайт http://www.mvd.ru/).

Заместитель начальника НЦБ Интерпола при МВД России - начальник Российского национального контактного пункта по взаимодействию с Европейской полицейской организацией генерал-майор милиции Александр Прокопчук.

 Решение о создании Европола было принято странами Евросоюза 14 лет назад: Маахстрихтское соглашение о Европейском союзе от 8 февраля 1992г. предусматривало создание в своей структуре Европола, однако с 1994 по 1999годы Европол, по сути, осуществлял только функции отдела по борьбе с наркотиками.

В полном объеме выполнять свои функции новая организация начала в июле 1999г. после того, как в 1998г. все страны - члены ЕС ратифицировали Конвенцию о Европоле и приняли ряд общеевропейских законодательных актов. Сегодня управление деятельностью Европола осуществляет Совет министров юстиции и внутренних дел стран - участниц ЕС. Совет назначает директора Европола, его заместителей и утверждает бюджет. К примеру, бюджет 2006 года составил 63,4 млн. евро, и сформирован он за счет взносов стран - членов ЕС в соответствии с их ВНП. Штаб-квартира Европола располагается в Гааге.

Европол осуществляет свою деятельность только на территории Европейского союза, финансируется за счет взносов стран-членов с третьими странами, т.е. не входящими в ЕС, сотрудничает только на основании соответствующих договоров.

Европол на сегодняшний день подписал договоры о сотрудничестве со следующими международными организациями: Всемирная таможенная организация (WCO), Европейский центр контроля за наркотиками и наркоманией (EMCCDA), Европейский центральный банк, Европейская комиссия, Евроюст, Интерпол; а также странами: Болгария, Исландия, Канада, Колумбия, Норвегия, Россия, Румыния, США, Турция, Швейцария.

История развития отношений России и Европола началась в 2003г. Именно тогда на саммите «Россия – ЕС» было подписано Соглашение о сотрудничестве (так называемое стратегическое соглашение), в котором были определены российские компетентные органы, ответственные за его реализацию, и предусматривался обмен стратегической и технической информацией о состоянии и развитии преступности, новых формах противодействия ей, методах проведения полицейских расследований и криминалистических экспертиз, каналах перевода денежных средств, полученных преступным путем, и др.

 В 2004г. приказом МВД России №859 в структуре НЦБ Интерпола при МВД России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП), в функции которого входят организация и осуществление сотрудничества компетентных органов РФ (МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСКН России, Росфинмониторинг) с Европолом, а также выработка мер, направленных на усовершенствование механизма взаимодействия.

 Как пишут эксперты развития этой службы, «в соответствии с российской межведомственной Инструкцией 2000г. в Генеральный секретариат и Национальные центральные бюро следует сообщать о преступлениях террористического характера, если: - цели террористической организации распространяются более чем на одно государство;

- совершение преступления начинается в одном государстве, а завершается в другом;

- материально-техническое обеспечение группы исполнителей преступления имеет зарубежное происхождение;

- преступление планируется или готовится в одном государстве, а осуществляется в другом;

- жертвы преступления являются гражданами различных государств или людьми, связанными с деятельностью международных организаций;

- ущерб, нанесенный преступлением, затрагивает различные государства, или международные организации, или предприятия с иностранным участием;

- преступление совершено террористической организацией, ранее причастной к террористическим преступлениям, имеющим международную значимость;

- финансирование или операции по отмыванию денег террористических организаций осуществляются в другом государстве;

- постоянная или временная сети материально-технической поддержки преступлений затрагивают или находятся более чем в одном государстве;

- орудия или инструменты, используемые в деятельности террористической организации, затрагивают более чем одно государство;

- одно или несколько лиц, причастных к преступлению, не являются гражданами государства, в котором оно совершено».

 На сайте МВД России в разделе «Интерпол» приведены данные о том, что, начиная с 1990 года, НЦБ Интерпола и его филиалы осуществляли информационное сопровождение при расследовании более 50 тыс. уголовных дел и 38 тыс. дел оперативного учета. Это привело к аресту и экстрадиции в Россию более 150 человек, установлению местонахождения около 200 пропавших без вести лиц, обнаружению более 19 тыс. похищенных автомашин, обнаружению за рубежом и возвращению в Россию 180 похищенных предметов искусства, в том числе около 50 особо ценных.

В базе данных Генерального секретариата находятся примерно 8 тыс. лиц с «окраской» «терроризм» - это лица, уже арестованные либо разыскиваемые за преступления террористической направленности (таковых около полутора тысяч), подозреваемые в причастности к террористической деятельности и т.д.

 Всего за различные преступления по каналам Интерпола разыскивается более 40 тыс. человек, в том числе свыше полутора тысяч по запросам российского бюро Интерпола. Это не только российские граждане, хотя таковых большинство.

Ежегодно по всему миру задерживаются примерно 5-7 тыс. лиц, разыскиваемых по каналам Интерпола.

 Международная организация уголовной полиции помогает странам скоординировать усилия в борьбе и со многими другими общеуголовными преступлениями. Для каждой страны характерна своя определенная группа преступлений, которые проходят через Национальное центральное бюро Интерпола. Такие группы преступлений зависят, прежде всего, от социально-экономического развития страны, ее географического положения и «преступных традиций». При этом следует признать первенствующей причиной разнообразия преступлений социально-экономический фактор.

Область повышенного внимания и особого напряжения в работе сотрудников бюро составляют автотранспортные преступления и преступления в сфере экономики. Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации имеет выход к базе данных похищенных автомобилей Генерального секретариата Интерпола.

В отдельных случаях возможно получение сведений о наличии недвижимости и иной собственности за рубежом у лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжкого преступления, при условии, если известно конкретное местонахождение объектов собственности. А также получение ограниченной информации по некоторым вопросам финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц (выполнение контрактов, финансовое положение), если запрашиваемая информация не относится к коммерческой тайне.

 Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации принимает также участие в борьбе с новыми для страны преступлениями в сфере компьютерных технологий. Так злоумышленники:

- используют похищенные реквизиты кредитных карт, заказывая по ним в зарубежных Интернет-магазинах товары,

- получают неправомерный доступ к компьютерной информации юридических и физических лиц,

- создают и распространяют вредоносные программы,

- неправомерно воспроизводят элементы компьютерной техники или программного обеспечения,

- используют электронно-вычислительные машины и сети в противоправных целях: для размещения детской порнографии, обмена нелегальным программным обеспечением, распространения хакерской информации и т. д.

 Таким образом, как показывает практика, Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации стоит на страже интересов своего государства, в том числе и экономических, и вносит свой посильный вклад в дело международной борьбы с преступностью.

В середине декабря 2008 года лидеры 27 стран-членов Евросоюза, провели двухдневный саммит в Брюсселе, на котором одобрили Европейскую стратегию безопасности (ЕСБ). Эта стратегия представляет 18-страничный документ под названием «Обеспечивая безопасность в меняющемся мире». Новыми угрозами международной безопасности в ЕСБ названы климатические изменения, кибер-преступность и пиратство.

 Публикация этого материала целесообразна в связи с необходимостью защиты отечественного предпринимательства, а также в связи с расширением деятельности международных преступных группировок, причем сферы их деятельности захватывают все новые области, где возможная прибыль исчисляется десятками и сотнями процентов.