Современные проблемы в отношениях предпринимательства и власти, в общем-то, достаточно известны. Известно также, что их много. Но важно выделить из них наиболее злободневные, наиболее опасные для предпринимательства и сосредоточиться на их решении.

Анализ современных отношений бизнеса и власти в России дает основание обозначить в качестве наиболее серьезной угрозы для бизнеса высокую степень корысти чиновников и предпринимателей. Что касается чиновников, тут все понятно. А вот корысть предпринимателей требует некоторого пояснения. Имеется в виду стремление добиться успеха, а, в конечном счете, и материального успеха путем нечистоплотных, а иногда и преступных действий.

Сразу оговорюсь: недугом корысти поражены, конечно, не все чиновники и предприниматели, а стремление последних добиться успеха обходными путями не всегда продиктовано корыстной или какой-либо иной неблаговидной мотивацией. Порой предприниматели оказываются в «западне» и действуют в состоянии крайней необходимости. Но все-таки это факт, что у значительного слоя предпринимателей корыстная мотивация в продвижении своего дела в той или иной степени превалирует и побуждает их действовать вне установленных правил, переходить черту дозволенного.

 Недуг корысти, алчного и необузданного стремления значительной части чиновников и предпринимателей к обогащению является категорией морального порядка. Одна из основных причин широкой распространенности этого заболевания в России коренится в отсутствии культуры и опыта формирования и распределения материальных благ в условиях рыночной экономики. Это наша историческая данность, «но она не вечна». Культура и опыт - дело наживное. И пройдя через «синяки» и «шишки», накопив отрицательный и положительный опыт, власть и бизнес должны совместно методично и скрупулезно выстраивать цивилизованные рыночные отношения, отношения доверия и сотрудничества.

Государство обязано делать это в силу своего предназначения, а бизнес - в силу своей заинтересованности. Надо признать, что процесс взаимодействия власти и бизнеса в отработке цивилизованных отношений развивается медленно и неэффективно (или малоэффективно). Ему еще предстоит набрать обороты, поэтому заинтересованным сторонам полезно поразмышлять над тем, что мешает.

Итак, мы уже обозначили одну из основных причин широкой распространенности коррупции - пораженность значительной части чиновников и предпринимателей бациллой корысти, можно сказать гипертрофированной корысти, когда она превалирует над всеми нравственными ценностями. Не случайно встревоженные этим люди в России, да и мире все больше и чаще отмечают безнравственность такого материального расслоения в обществе, какое есть в России, отмечают барство и кураж российских богачей, разительные контрасты особняков и хижин. Недугом корысти, как отмечено, поражены обе стороны - и чиновники, и предприниматели. Поэтому экономическая коррупция - это двухсторонний процесс недобропорядочных участников в сфере экономических отношений. Вред экономическим отношениям и обществу в целом приносят и те, и другие. Коррупционная смычка в сфере экономики вредна для предпринимательства потому, что она служит мощной питательной средой, инструментом таких негативных для бизнеса явлений как:

1) вынужденное изъятие из оборота финансовых средств и иных активов для совершения коррупционной сделки,

2) недобросовестная конкуренция,

3) подавление конкурентной среды,

4) недобросовестное партнерство,

5) незаконный захват имущества,

6) внутрикорпоративные конфликты,

7) сращивание власти и бизнеса,

8) протекционизм,

9) вынужденное внедрение в бизнес профессионально неподготовленных бездарных и нечестных работников (кадровый балласт),

10) финансовые и прочие затраты на судебные тяжбы.

 

Известно, что с точки зрения добропорядочности российский бизнес сильно различается. Значительная его часть имеет теневой или криминальный характер. Ясно, что государство озабочено безопасностью добропорядочного бизнеса. Но разного рода лукавый и даже противоправный бизнес нуждается в повышенном внимании контролирующих и правоохранительных органов, поскольку представляет угрозу и для честного бизнеса и для общества.

Он использует разного рода недостойные и противоправные методы в экономических отношениях: недобросовестную конкуренцию, нечистоплотное партнерство, неправомерное перераспределение чужого бизнеса и собственности. Порой он обретает бандитский характер, поскольку основной или сопутствующей целью его является незаконный захват чужой собственности - рейдерство. Но он (нечистоплотный бизнес) является еще источником и двигателем коррупции.

Среди факторов, отягчающих и обременяющих российский бизнес, коррупционная составляющая далеко не единственная. Поэтому в принципе нужен системный подход к решению проблем безопасности, тем более что причины таких проблем зачастую взаимосвязаны. Но борьба с коррупцией сама по себе имеет системный характер, а потому вполне обоснованно рассматривается как самостоятельное направление в обеспечении безопасности предпринимательства в России.

В общем, все говорит о том, что общество должно осадить рвачей. Но как решить эту задачу? Я не претендую на полный ответ, его должны искать государство и само бизнес-сообщество. Но некоторые мысли по поводу решения данной задачи все-таки выскажу.

 

1. Как ни наивным это может показаться на первый взгляд, но считаю целесообразным и полезным энергично поддержать и развить уже начатый психологический и пропагандистский штурм в защиту нравственных и правовых форм поведения чиновников, ведения бизнеса, взаимоотношения чиновников и
предпринимателей.

Участниками такого штурма (можно сказать «зомбирования») должны стать:

- политические партии, движения и иные общественные организации,

- соответствующие органы исполнительной и законодательной власти,

- торгово-промышленные палаты,

- объединения предпринимателей,

- средства массовой информации.

 

Результатом массированного воздействия компании должно стать массовое осознание пагубности для всей страны недостойных форм отношения в экономических отношениях, отказ от них и нетерпимость к ним, мобилизация усилий общества и, прежде всего самих чиновников и предпринимателей на самоочищение и активное противодействие недостойным и противоправным формам поведения. Это может быть своего рода договор гражданского согласия, общественное согласие заинтересованных участников экономических отношений.

Организационные формы штурма могут быть весьма разнообразными, в том числе конференции, «круглые столы», отраслевые диалоги, взаимное предъявление и совместное разрешение претензий, выработка совместных мер.

Такие шаги должны получить развитие и представлять собой систему целенаправленных действий, в том числе с участием профессиональных объединений предпринимателей и саморегулируемых структур.

 

2.                  Надо признать, что в последнее время власти инициируют и разрабатывают достаточно широкую систему антикоррупционных мер, в том числе законодательного порядка. И это нельзя не приветствовать. Но в этой системе уже просматриваются серьезные прорехи, которые снижают необходимый уровень самой системности в борьбе с коррупцией. Отмечу лишь две позиции, на мой взгляд, - концептуальные.

Первая. Предлагается закрепить такое понятие её, которое почти совсем отсекает от коррупции так называемую «дающую сторону». Похоже, что «родители» подобного толкования коррупции исходят из того, что дающая сторона - это, как правило, жертвенные овечки. Но применительно к бизнесу, это далеко не так. В сфере экономики дающая сторона зачастую действует злонамеренно, а порой даже агрессивно в целях неправомерного приобретения или сохранения для себя незаслуженно выгодных условий и, наоборот, осложнения жизни конкурентам. А полученные в результате обходного маневра «дивиденды», обычно остаются в полной безопасности у таких
предпринимателей, причем даже в случаях выявления коррупционного способа достижения успеха. Между тем ст.20 «Конвенции ООН против коррупции» предписывает криминализировать «незаконное обогащение», а тем самым - ставить вне закона и доход, полученный в результате преступных действий, в том числе и
коррупционных.

Ясно, что без учета подобной провокационной и вредной роли рваческого слоя предпринимателей система антикоррупционных мер будет неполной, а потому ущербной.

И еще. Едва ли правильно, как это происходит у нас, недооценивать роль самих предпринимателей и их союзов в антикоррупционном фронте и тех, кто так или иначе оказывается жертвой коррупционных действий недобросовестных предпринимателей, а также тех, кто сам пользуется этим порочным инструментом. Первые – явно заинтересованы в успехе антикоррупционной политики, а вторые - по разным соображениям, в том числе по моральным, могут перейти в стан добропорядочных. К сожалению, антикоррупционные форумы и акции осуществляются зачастую либо без участия данного заинтересованного слоя людей, либо в одностороннем ключе - долой чиновничью коррупцию.

3. Воздействие на сознание недобропорядочных чиновников и предпринимателей должно осуществляться, в том числе путем повышения эффективности деятельности контролирующих и правоохранительных органов, включая судебные, а также путем интенсивного использования негосударственных возможностей противодействия правонарушениям в сфере бизнеса, возможностей всей инфраструктуры обеспечения безопасности бизнеса и урегулирования экономических конфликтов. Кстати, наше действующее законодательство чрезмерно сориентировано на использование судебного механизма применения юридической ответственности, а сама ответственность является эфемерной по сравнению с причиняемым вредом.

 4. Непременным условием реализации курса на упорядочение экономических отношений является нетерпимость к разного рода ловкачам и рвачам в среде предпринимателей и чиновников. Нетерпимость должна проявляться, в том числе в подаче соответствующей информации в контролирующие и правоохранительные органы. К сожалению, у нас в обществе сложилось, в том числе не без участия журналистского корпуса,
однобокое, искаженное представление о подобного рода активности граждан и организаций, выставляемой обычно под ярлыком «стукачество». В результате многие честные предприниматели терпимо относятся к тем, кто обходит их за счет теневого и серого бизнеса, контрафакта, контрабанды и т.п. Они как бы добровольно, без всякого сопротивления, становятся жертвами недостойных приемов. К сожалению не только пресса, но и государство иногда дает повод опасаться участия в разоблачении нечистоплотных предпринимателей.
Подытоживая эту мысль, хочу подчеркнуть необходимость перестройки общественного сознания предпринимателей в этом вопросе. Нельзя защиту собственных законных и справедливых интересов перекладывать только на государство, надо и самим защищаться, в том числе - сообща.

5. Резкое снижение уровня коррупции и устранение ее возможно лишь при условии существенной перестройки работы контролирующих органов. Сейчас кое-что сделано в этом направлении (хоть как-то, но обеспечена их автономность и независимость в системе органов власти - я имею в виду создание специализированных контрольно-надзорных служб), что-то делается (например, утверждаются отраслевые регламенты действий государственных служащих). Но нужна, если можно так сказать, интеллектуально-
психологическая перестройка работы контролирующих органов. Смысл ее: сделать из административного надзирателя и карателя (что тоже необходимо в определенной мере) еще и некую методическую службу, способную оказывать услуги предпринимателям в выявлении причин ошибок и нарушений, осуществлять конструктивный надзор, работать с субъектами контроля как с подопечными, применять строгие меры воздействия лишь за злоумышленные нарушения или за грубую халатность, а не за рядовые ошибки и промахи. И начинать такую перестройку надо с налоговых органов. Их сначала надо научить хотя бы быстро признавать и исправлять свои ошибки. А ошибок уйма. Об этом свидетельствует и арбитражная практика по оспариванию налоговых взысканий. А сколько мелких, а иногда и средних грехов налоговиков остаются неоспоренными по причине - «себе дороже».

 Налоговики, мягко скажем, тоже не свободны от коррупции. Они умеют что-то не разглядеть, на что-то закрыть глаза. И всем понятно - почему. Но ведь это влечет еще и неравные конкурентные условия для предпринимателей, фактор угрозы добропорядочному бизнесу. К сожалению контроля за этой стороной деятельности налоговиков похоже недостаточно. Об этом можно судить по рассказам самих предпринимателей, да и просто рядовых граждан, имеющих возможность наблюдать образ жизни работников налоговых органов. Дама работала и вела скромный образ жизни и даже приходилось сводить концы с концами. Но попала на работу в налоговый орган и все резко изменилось: машины себе и детям, квартиры, загородные особняки, хорошие туры и прочее. Люди все видят и понимают. Опять же оговорюсь, что далек от широкого обобщения. Но явление, как говорится, имеет место быть.

Когда упразднили налоговую полицию (а у них была и функция по контролю за деятельностью самих налоговиков), то большую часть их сотрудников, обладавших соответствующими знаниями, переместили в органы наркоконтроля. Милиция же из-за вала работы не в состоянии обеспечить контроль за самими налоговиками. Нет и надлежащего ведомственного контроля за этим контролирующим органом.           

6. Большим вопросом для бизнеса и правоохранительных органов является вопрос о регистрации юридических лиц. Каждый день в стране регистрируется около двух тысяч фирм, половина из которых однодневки. О широком использовании подставных фирм в махинациях в сфере бизнеса уже давно говорят правоохранительные органы, пресса.

Все это выбивает из колеи и лихорадит российский бизнес, снижает его инвестиционную привлекательность. Из создавшегося положения надо срочно делать выводы законодательного порядка. Вывод из того, что произошло, надо сделать и правительству, и законодателю и Министерству экономического развития и торговли России, с легкой руки которого криминал запущен в бизнес как козел в капусту. Этот печальный опыт еще раз подчеркивает важность принятия подобных решений с проведением криминологических экспертиз. Иначе «дорога в рай» будет слишком тернистой.

 7. Одной из причин разгула экономических преступлений, причем в значительной степени латентных, является, по моему убеждению, недостаточно эффективная деятельность правоохранительных органов по борьбе с экономическими преступлениями. И беда не только в невысоком профессионализме соответствующего аппарата сотрудников (на что, правда есть свои объективные причины), и не только в сращивании их и с бизнесом, и криминалом (не всеобщим, конечно), а в неумении работать в должной мере на предупреждение и пресечение наиболее распространенных и опасных видов экономических преступлений. Не хватает такой важной с криминологической точки зрения составляющей борьбы с экономическими преступлениями, как предвидение, прогнозирование и принятие упреждающих мер.

Сошлюсь на актуальный с точки зрения национального проекта по жилью пример с массовым мошенничеством в долевом строительстве. Сколько раз можно наступать на одни и те же грабли типа финансовых пирамид? А ведь у оперативных служб очень много полномочий, которые позволяют, что называется на корню просветить всех тех, кто брался за это дело, кто с самого начала проявлял признаки нечистоплотного ведения долевого строительства. По известным
мне фактам здесь хорошо нагрелись и пришлые мошенники (из некоторых стран-соседей), которые тоже использовали чрезмерную облегченность с регистрацией юридических лиц. Кстати, правоохранители уже давно должны были восстать против такого порядка их регистрации: ведь так много злоупотреблений связано с этим.

Промах с долевым строительством жилья не только серьезно подорвал репутацию этого вида предпринимательства, но, наверняка, отрицательно аукнулся и на национальном проекте «Здоровье», в том числе на его демографической части.

 8. Особая тема для обсуждения и полезных выводов - это качество правового обеспечения безопасности предпринимательства. Достаточно напомнить общеизвестное законодательное решение об упрощении и ускорении регистрации юридических лиц и последовавшем всплеске экономических преступлений с использованием фирм-однодневок (бабочек). Даже Уголовно-процессуальный кодекс, сравнительно свежий, стоит на страже лиц, обвиняемых в преступлениях, если они являются добросовестными приобретателями акций. Человек совершил преступление, причинил вред физическому или юридическому лицу, но на принадлежащие ему акции не может быть наложен арест в целях обеспечения гражданского иска, если эти акции приобретены без нарушения правил, причем даже если на средства, полученные преступным путем.

Не буду касаться других вопросов этого кодекса, вызывающих, мягко говоря, недоумение. Возьмем лишь вопрос об уголовном преследовании лиц, организовавших и осуществивших экономическое преступление и причинивших вред бизнес-субъекту Этому субъекту весьма трудно добиться возбуждения уголовного преследования злоумышленника. Стандартный ответ милиции в лице отделов БЭП, следователей и прокуроров - «добивайтесь справедливости и защиты своих прав через арбитражный суд. А мы не находим оснований для уголовного преследования». Так отвечают зачастую и в тех случаях, когда признаки преступления, что называется, налицо. Разного рода мошенники и кидалы довольны: даже если они проиграют в суде, счета и активы будут уже обнулены, а сама фирма канула в лета. Обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела в суде - дело малополезное: в случае отмены отказа следователи все равно не будут «рыть землю» и по настоящему работать по делу.

Понять следователей и прокуроров можно: если возбуждать много уголовных дел об экономических преступлениях, то легко, образно говоря, «зашиться». Поэтому такие дела возбуждаются по разным «дополнительным аргументам» или указаниям. Таким образом, данный участок защиты своих экономических прав для большинства пострадавших от криминала бизнес-субъектов оказывается недоступным, а органы уголовного преследования не выполняют в полной мере свои функции.

Многие из полномочий силовых структур перешли в действующее законодательство еще из советских времен, когда государственный, публичный интерес был довлеющим. Сейчас мы живем в другое время, Конституция гарантирует защиту всех форм собственности. Однако некоторые правовые институты отстали от велений времени. Например, добиться возбуждения уголовного или административного преследования недобросовестного партнера, допустившего экономическое правонарушение, особенно с признаками преступления, задача не из простых. Обычно жертв отсылают в арбитражные суды, где добиваться справедливости приходится в порядке частных усилий, причем на протяжении весьма длительного времени и без особых надежд на конечный успех, поскольку изворотливый субъект успевает различными способами спрятать или реализовать свои активы и имущество. Получается, что нечистоплотные предприниматели или лжепредприниматели не несут никакой реальной ответственности за свои пакости.

Исправить ненормальное положение можно и нужно, во-первых, путем укрепления соответствующего блока органов расследования, и, во-вторых, путем изменения соответствующих норм УПК. Надо, в частности, повысить правовые возможности пострадавшего бизнес-субъекта инициировать уголовное преследование нечистоплотных субъектов бизнеса и осуществлять их преследование совместно с органами расследования, тандемом. Иначе получается расхождение публичного и частного интересов, недооценка второго вопреки требованию Конституции РФ.

 9. В последнее время остро встал вопрос о принятии системы мер по противодействию незаконным захватам предпринимательских структур.

Общими усилиями заинтересованных органов и организаций уже наработан целый комплекс соответствующих мер, в том числе и законопроектов. Но поскольку не все эти меры реализованы, а угроза расползания и расширения рейдерства по стране сохраняется, позволю предложить и такую меру противодействия этому злу: на уровне административного и уголовного законодательства установить:

а) ответственность за совершение и организацию насильственного захвата объектов и офисов юридических лиц, какими бы то ни было организациями и лицами, не уполномоченными законом на совершение силовых действий.

б) установить законодательно права суда общей юрисдикции на временное приостановление исполнения решения суда или иное решение о смене собственника, когда имеются признаки фальсификации такого решения суда или иных документов. Инициатором соответствующего ходатайства перед судом должен быть судебный исполнитель и прокурор, осуществляющий надзор за соблюдением закона в их деятельности. Законом естественно должен быть установлен максимальный срок, в рамках которого суд может определить конкретный срок, необходимый для проверки сомнительных документов.

 10. Сейчас наступает очень интересный ответственный период в нашей экономике: радикальный переход от сырьевой к высокотехнологичной. И это связано с соответствующими инвестиционными проектами и конкурсами. Но кое-где бизнес, который сориентирован на реализацию сырьевого продукта и оказался не в состоянии перейти на высокотехнологичный, всячески цепляется за старое и ставит палки инновационному, организует фальсификацию конкурсов с помощью коррумпированных чиновников. Это тот самый участок экономики, который сейчас нуждается в пристальном внимании органов власти, в том числе правоохранительных.

Для убедительности сошлюсь на весьма конкретную и красноречивую историю в Иркутской области, не называя, правда, ее участников поименно. Но сначала подчеркну значимость того бизнеса, по поводу которого развернулись события. Экономический и социальный эффект от глубокой переработки внутри страны леса, ныне вывозимого за рубеж, - огромен, в том числе и для широкого развития современного деревянного домостроения в рамках приоритетного национального проекта «Доступное жилье». Так вот, инвестиционный конкурс в Иркутской области, который был проведен в декабре 2006 г., в результате манипуляций и фальсификации выигрывает «свой», близкий местным властям лесозаготовитель, который годами специализировался на примитивном вывозе кругляка в Китай, и не имеет реальных возможностей для организации переработки леса. А тот, кто имеет несравненно больший и финансовый, и технологический, и прочий ресурс, оказался в проигрыше, причем именно в результате фальсификации представленных на конкурс материалов. Один из организаторов махинаций - высокопоставленный чиновник, был арестован. Результаты конкурса оспорены в арбитражный суд, а программа по организации переработки леса - попала в тупик. Подобное может происходить во многих других отраслях экономики, причем в широких масштабах. Поэтому упреждающий контроль властей за проведением таких конкурсов, и активная позиция добропорядочных участников таких конкурсов - необходимое условие успешной перестройки предпринимательства от сырьевого к перерабатывающему.