Национальная безопасность Российской Федерации на протяжении последних десятилетий постоянно подвергается угрозам со стороны организованной преступности. Борьба с ней, как признано сейчас во всем мире, не должна сводиться исключительно к выявлению и пресечению отдельных ее проявлений.
Задача, стоящая перед правоохранительными органами на современном этапе, ставится гораздо шире — пресечь деятельность самого организованного преступного формирования, важную роль в существовании которого играет его финансовая база, предоставляющая возможность расширенного воспроизводства его людских и материальных ресурсов.
Разнообразные виды преступной деятельности, осуществляемой организованными преступными формированиями, приносят огромные доходы, масштабы которых не поддаются реальной оценке. В специальной литературе имеется множество оценок объема отмывания доходов, однако в настоящее время реальной методики осуществления такого рода расчетов не имеется.
По данным Счетной палаты Российской Федерации только на Кипре ежегодно отмываются до 12 млрд. долларов США российского происхождения. А даже по приблизительным оценкам экспертов МВФ, посредством мировых финансовых систем ежегодно легализуются доходы, полученные преступным путем, в объеме от 500 миллиардов до 1,5 триллиона долларов США, что в среднем объеме составляет от 2 до 5% мирового валового продукта.
Наибольшее количество их отмывается в США (примерно 300 млрд. долларов в год). Активы криминальных группировок Великобритании приближаются к 30 млрд. долларов. Прибыль, получаемая теневыми структурами Японии, составляет 5% ВВП и превышает правительственный бюджет, выделяемый на здравоохранение и социальное обеспечение.
«Насыщение» криминальным капиталом приводит к необходимости решения задачи по определению путей и средств его легализации.
Международные стандарты деятельности по выявлению, изъятию и конфискации денежных средств или иного имущества преступного происхождения предусмотрены такими международными соглашениями, как Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1998 года №141, Директива ЕЭС от 10 июня 1991 года №91/308/ЕЭС.
В национальное законодательство введены меры по реализации принятых Международной группой по финансовым мерам борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) сорока девяти рекомендаций, специально посвященных противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
На основе рекомендаций ФАТФ был разработан и принят Федеральный закон от 7 августа 2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Статьями 174 и 174 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за осуществление операций по отмыванию преступных доходов.
Наряду с этим надо сказать, что не все рекомендации ФАТФ в целях противодействия легализации преступных доходов получили адекватное отражение в российском законодательстве и государственной практике. Шестая рекомендация ФАТФ «Альтернативный перевод» гласит: «Каждая страна должна принять меры по обеспечению соответствия всех физических и юридических лиц, включая агентов, занимающихся переводами денег или ценностей, включая неформальные сети или системы перевода денег или ценностей, нормативам ФАТФ для кредитных организаций. Каждая страна должна принять меры по административному, гражданскому либо уголовному преследованию физических и юридических лиц, незаконно занимающимися такими денежными переводами».
ФАТФ подготовила также пояснительные указания и документ о лучшей практике к применению этой рекомендации, которые предусматривают уточнение необходимости регистрации всех систем перевода денег, или их лицензирования наряду с применением к ним широкого круга обязанностей, относящихся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Между тем Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ст. 5) не включает в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации, как, например, широко известная «Вестерн Юнион», которые, не являясь организациями федеральной почтовой связи, осуществляют массовые электронные переводы денежных средств, в т.ч. в страны СНГ. Их деятельность представляет собой ни что иное, как неформальную сеть перевода денег, которая не охвачена системой финансового контроля в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма и представляет собой удобный канал перемещения денежных средств, как полученных преступным путем, так и предназначенных для обеспечения преступной, в т.ч. террористической, деятельности. Упомянутый федеральный закон ничего не говорит и об электронных переводах денег как объектах предусмотренного им контроля финансовых операций.
БЕСКОНТРОЛЬНЫЕ ПОТОКИ
Остаются вне контроля и другие денежные потоки, также представляющие собой чаще всего неформальную сеть аккумулирования и трансграничного перевода денег. Сегодня «хавала», что на арабском банковском жаргоне означает «переводить» или «телеграфировать», переживает ренессанс. Возникшая во времена караванной торговли, она остается востребованной и в эпоху глобализации, нарастания миграционных потоков, взрывного развития международных связей малого и среднего бизнеса, вызванного прорывом в развитии телекоммуникаций. Не в последнюю очередь популярность «хавалы» основывается на ужесточении банковского надзора, т.к позволяет эффективно обходить многие препятствия нормативного характера.
Организованные преступные формирования часто пользуются неформальными системами денежных переводов. Используют курьеров, например, или системы трансфертов, наподобие системы арабской «хавалы». Неформальные переводы денежных средств используются и представителями челночного бизнеса. Им предлагается оставить в России деньги, предназначенные для покупки товаров за рубежом, в обмен на получение за границей по определенному адресу товаров на ту же сумму. Как правило, такие трансграничные операции осуществляются образованными на этнической основе сообществами, члены которых действуют на территории ряда государств. В связи с ростом количества этнических диаспор в России подобные операции становятся все более популярными.
Согласно данным, приведенным главой ФМС России К.Ромодановским по окончании заседания правительственной комиссии по совершенствованию взаимодействия федерального центра и регионов, на котором рассматривались вопросы миграционной политики, в России сейчас находятся 10,2 млн. нелегальных мигрантов. Всего за последние 12 лет в Россию официально иммигрировало более 7 млн. человек. Одновременно, по оценкам Федеральной миграционной службы МВД России, Госкомстата, пограничной и налоговой служб, в России нелегально проживают от 3 до 10 млн. граждан из стран СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана и африканских государств.
Денежные переводы нелегальных мигрантов, как по официальным, так и по неофициальным каналам достигают 12-15 млрд. долларов США в год. Согласно зарубежным экспертным оценкам террористические организации, действующие в Юго-Восточной Азии, 80-90% денежных средств получают по схеме «хавала». Пакистанские банкиры в 2002 году пришли к выводу, что по каналам «хавалы» в страну ежегодно поступает 2-3 млрд., а легальные трансакции оцениваются в сумму 1 млрд. долларов США.
В основе работы схем перевода денежных средств такого рода лежит принцип компенсирующего сальдо. На первый взгляд система вполне легальна: отправитель денег передает некоторую сумму дилеру, имеющему небольшую контору в каком-либо населенном пункте. Тот связывается со своим партнером в пункте назначения, и последний выдает сумму адресату. Оборот средств по таким каналам настолько велик, что дилеры могут не беспокоиться о долгах. Доверие между ними построено на семейных, клановых и этнических связях.
«Хавала», как одна из них, позволяет осуществлять достаточно большие по объему денежные переводы без физического перемещения наличности. Привлекательность ее обусловлена тем, что практически не остается никаких документальных или электронных следов совершения операций перевода денег и достаточно простым механизмом функционирования.
Неформальная система денежных переводов построена на семейных, клановых и этнических связях. Оборот московской «хавалы» составлял 400 млн. рублей в месяц.
ПОПЫТКИ ПРЕСЕЧЕНИЯ
Основную проблему для правоохранительных органов, занимающихся выявлением и пресечением легализации преступных доходов, представляют центральные (клиент-получатель) и периферийные (посредник № 1 — посредник №2) связи в системе «хавала». Они имеют характер устойчивой цепи, каждое звено в которой несет персональную ответственность за возможный провал операции.
Стоит отметить, что «хавала» — не единственная система неофициальных денежных переводов. Подобные системы под различными наименованиями известны в Китае (фей-чиен), Пакистане (ханди), Гонконге (хукуан), Сомали (кса-вилаад), Таиланде (фей-кван), на Филиппинах (падала). В России наряду с названием «хавала» используются наименования «азиатская схема», «система небанковских переводов», «параллельная банковская система», «подпольная банковская система». Все эти системы формируют глобальную сеть, чье действие простирается практически на весь мир.
Весьма распространено мнение, что отчеты сделок сохраняются только на время трансакции, а при завершении сделки вся документация уничтожается. Однако это представление о безбумажности неформальных денежных переводов неверно. Информация относительно денежных переводов часто оставляет цифровые, сложно зашифрованные следы. Имеют место записки, устные соглашения, некоторые письменные отчеты. При переводе крупных сумм есть человек — меморайзер, который служит арбитром в случае спора.
Часто, для того чтобы диверсифицировать риск перевода больших сумм, используются методы, заимствованные из арсенала отмывания денег. Депозиты фрагментируются и переводятся телеграфно сотням банков во всем мире. Иногда деньги заканчивают свое движение в месте происхождения. «Хавала» в России используется афганской, пакистанской, индийской, китайской, вьетнамской, корейской, таджикской, узбекской, туркменской, киргизской, азербайджанской диаспорами.
Правоохранительными структурами России проводятся мероприятия по выявлению и пресечению незаконной деятельности организаторов пунктов «хавалы». Так, в ходе проведения следственных действий были получены документальные данные, что ежемесячно только через один пункт «хавалы» переправляется за рубеж от 6 до 8 млн. долларов (данные получены по результатам финансово-экономической экспертизы «черной» бухгалтерии). Было установлено, что через нелегальные пункты происходит «отмывание» денежных средств, источником происхождения которых является преступный бизнес. Переправляемые через московский пункт средства были получены от продажи контрабандного происхождения потребительских товаров, а также драгоценных камней (изумруды и рубины).
Пресечение финансовых потоков, проходящих через систему «хавала», требует взаимодействия правоохранительных органов различных государств. Так, например, взаимодействие со спецслужбами Узбекистана по отработке одного из каналов финансирования терроризма, основанном на использовании нелегальных международных денежных переводов по системе «хавала» привело к выявлению транснациональной преступной группы, состоявшей из граждан России, Афганистана, Узбекистана и Китая и обеспечивавшей функционирование канала, в том числе на территории России.
На основании полученных материалов была проведена широкомасштабная операция по ликвидации канала финансирования международных террористических организаций и его структур в Москве и в Узбекистане. В результате были задержаны 35 человек во главе с лидером группировки, а из незаконного оборота изъято большое количество купюр в рублях и долларах США на общую сумму около 40 млн. рублей. В ходе обысков был получен значительный объем доказательств преступной деятельности.
На территории России неоднократно задерживались представители арабских стран, которые въезжали в страну легально, имея при себе крупные суммы в долларах США. Затем эти деньги оседали в Чечне. Так, азербайджанскими пограничниками были задержаны в приграничном с Грузией Белоканском районе двое граждан Ирака, которые пытались проникнуть сначала в Грузию, а затем в Чечню. При себе они имели 300 тыс. долларов США. Кроме того, была налажена переправка денежных средств для чеченских сепаратистов по надежно действующим «окнам» на российско-грузинской границе.
Значительные объемы денежных средств поступают непосредственно через пункты пропуска на российско-грузинской и российско-азербайджанской границах. К этому, как правило, причастны коррумпированные сотрудники пограничных и таможенных органов, о чем свидетельствуют выявленные факты свободного перемещения грузов без досмотра и взыскивания таможенных пошлин.
Таким образом, анализ одного небанковского сектора перемещения денежных средств, поступающих для последующей легализации преступных доходов, показывает, что задача выявления и пресечения теневых денежных потоков правоохранительной системой Российской Федерации далеко не решена. Косвенно об этом свидетельствуют лишь единичные уголовные дела, по которым вынесены обвинительные приговоры, и то за деятельность по финансированию терроризма, а не за легализацию преступных доходов.
На сегодняшний день существует одно уголовное дело, возбужденное в 2005 году Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России (ФСКН) по ст. 172 и 174 УК РФ в отношении лиц, задействованных в системах неформальных денежных переводов. В пресс-релизе ФСКН сообщалось, что Московская «хавала» открылась в 2003 году и позволяла анонимно менять валюту и переводить деньги в любое государство мира, где существует афганская диаспора, а также иметь расчетные счета физическим лицам. Ее оборот составлял 400 млн. рублей в месяц.
Такая ситуация обусловлена рядом факторов, среди которых основными являются: оборот неконтролируемых денежных средств, коррупция, влияние на отдельные секторы экономики организованной преступности и некоторые другие.
Налицо отставание законодательства от развития технологии совершения финансовых операций, использующей электронные переводы, что требует внесения соответствующих дополнений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях распространения на деятельность по совершению таких переводов положений этого закона и полномочий Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Очевидно, что в борьбе с такими переводами для финансирования терроризма и иной преступной деятельности действующие меры государственного финансового контроля непригодны. Это задача правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-разыскную и уголовно-процессуальную деятельность по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.
«Хавала» и другие подобные системы нелегального перевода денег представляют собой деятельность международного масштаба, дальнейшее развитие которой может негативно отразиться на финансовых интересах и уровне борьбы с организованной преступностью ряда государств. В этом своем качестве подобные альтернативные системы денежных переводов могут рассматриваться как одна из угроз национальной безопасности.
Кроме того, наличие двух параллельных расчетных систем (формальной и неформальной) с доходностью, разнящейся в десятки раз, и «сервисными» возможностями, не ограниченными административными рамками в рыночных условиях не имеет шансов на длительное существование. Объективные экономические законы и тенденции будут диктовать банкам необходимость отказа от части банковских операций в пользу систем неформальных денежных переводов, что приведет к исключению ряда банковских операций из банковской системы, выведя их из-под надзора Центрального банка Российской Федерации.
В связи с этим необходимо разработать и принять международные стандарты деятельности по противодействию использованию таких переводов денежных средств и ценностей, т.к. шестой рекомендацией ФАТФ заложена лишь возможность разработки правовой основы такого противодействия. А реальное положение вещей требует дальнейшей правовой регламентации деятельности государств для обеспечения обоснованного и социально оправданного использования мер по выявлению, пресечению и предупреждению совершения нелегальных переводов денежных средств в случаях, вызывающих подозрения в связи этих переводов с преступлением.