Национальная безопасность Рос­сийской Федерации на протя­жении последних десятилетий постоянно подвергается угрозам со сто­роны организованной преступности. Борьба с ней, как признано сейчас во всем мире, не должна сводиться исклю­чительно к выявлению и пресечению от­дельных ее проявлений.

Задача, стоящая перед правоохранительными органами на современном этапе, ставится гораздо шире — пресечь деятельность самого ор­ганизованного преступного формирова­ния, важную роль в существовании ко­торого играет его финансовая база, пре­доставляющая возможность расширен­ного воспроизводства его людских и ма­териальных ресурсов.

Разнообразные виды преступной дея­тельности, осуществляемой организо­ванными преступными формирования­ми, приносят огромные доходы, мас­штабы которых не поддаются реальной оценке. В специальной литературе име­ется множество оценок объема отмыва­ния доходов, однако в настоящее время реальной методики осуществления та­кого рода расчетов не имеется.

По данным Счетной палаты Россий­ской Федерации только на Кипре еже­годно отмываются до 12 млрд. долларов США российского происхождения. А даже по приблизительным оценкам экс­пертов МВФ, посредством мировых финансовых систем ежегодно легализуют­ся доходы, полученные преступным пу­тем, в объеме от 500 миллиардов до 1,5 триллиона долларов США, что в сред­нем объеме составляет от 2 до 5% миро­вого валового продукта.

Наибольшее ко­личество их отмывается в США (при­мерно 300 млрд. долларов в год). Активы криминальных группировок Великоб­ритании приближаются к 30 млрд. дол­ларов. Прибыль, получаемая теневыми структурами Японии, составляет 5% ВВП и превышает правительственный бюджет, выделяемый на здравоохране­ние и социальное обеспечение.

 «Насыщение» криминальным капи­талом приводит к необходимости реше­ния задачи по определению путей и средств его легализации.

Международные стандарты деятель­ности по выявлению, изъятию и конфи­скации денежных средств или иного имущества преступного происхождения предусмотрены такими международны­ми соглашениями, как Конвенция Со­вета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от пре­ступной деятельности от 8 ноября 1998 года №141, Директива ЕЭС от 10 июня 1991 года №91/308/ЕЭС.

В националь­ное законодательство введены меры по реализации принятых Международной группой по финансовым мерам борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) сорока девяти рекомендаций, специально посвященных противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

На основе рекомендаций ФАТФ был разработан и принят Федеральный за­кон от 7 августа 2001г. № 115-ФЗ «О про­тиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем, и финансированию терроризма». Статьями 174 и 174 Уголовного кодек­са РФ установлена уголовная ответст­венность за осуществление операций по отмыванию преступных доходов.

Наряду с этим надо сказать, что не все рекомендации ФАТФ в целях противо­действия легализации преступных дохо­дов получили адекватное отражение в российском законодательстве и государ­ственной практике. Шестая рекоменда­ция ФАТФ «Альтернативный перевод» гласит: «Каждая страна должна принять меры по обеспечению соответствия всех физических и юридических лиц, включая агентов, занимающихся переводами денег или ценностей, включая неформальные сети или системы перевода денег или ценностей, нормативам ФАТФ для кре­дитных организаций. Каждая страна должна принять меры по административ­ному, гражданскому либо уголовному преследованию физических и юридиче­ских лиц, незаконно занимающимися та­кими денежными переводами».

ФАТФ подготовила также поясни­тельные указания и документ о лучшей практике к применению этой рекомен­дации, которые предусматривают уточ­нение необходимости регистрации всех систем перевода денег, или их лицензи­рования наряду с применением к ним широкого круга обязанностей, относя­щихся к организациям, осуществляю­щим операции с денежными средствами или иным имуществом.

Между тем Фе­деральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, по­лученных преступным путем, и финан­сированию терроризма» (ст. 5) не вклю­чает в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средст­вами или иным имуществом, такие орга­низации, как, например, широко из­вестная «Вестерн Юнион», которые, не являясь организациями федеральной почтовой связи, осуществляют массо­вые электронные переводы денежных средств, в т.ч. в страны СНГ. Их деятель­ность представляет собой ни что иное, как неформальную сеть перевода денег, которая не охвачена системой финансо­вого контроля в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма и представляет собой удобный канал перемещения денежных средств, как полученных пре­ступным путем, так и предназначенных для обеспечения преступной, в т.ч. террористической, деятельности. Упо­мянутый федеральный закон ничего не говорит и об электронных переводах де­нег как объектах предусмотренного им контроля финансовых операций.

 БЕСКОНТРОЛЬНЫЕ ПОТОКИ

Остаются вне контроля и другие де­нежные потоки, также представляющие собой чаще всего неформальную сеть ак­кумулирования и трансграничного пере­вода денег. Сегодня «хавала», что на арабском банковском жаргоне означает «переводить» или «телеграфировать», пе­реживает ренессанс. Возникшая во вре­мена караванной торговли, она остается востребованной и в эпоху глобализации, нарастания миграционных потоков, взрывного развития международных связей малого и среднего бизнеса, вы­званного прорывом в развитии телеком­муникаций. Не в последнюю очередь по­пулярность «хавалы» основывается на ужесточении банковского надзора, т.к позволяет эффективно обходить многие препятствия нормативного характера.

Организованные преступные форми­рования часто пользуются неформаль­ными системами денежных переводов. Используют курьеров, например, или системы трансфертов, наподобие систе­мы арабской «хавалы». Неформальные переводы денежных средств использу­ются и представителями челночного бизнеса. Им предлагается оставить в России деньги, предназначенные для покупки товаров за рубежом, в обмен на получение за границей по опреде­ленному адресу това­ров на ту же сумму. Как правило, такие трансграничные опе­рации осуществляются образованными на этни­ческой основе сообществами, члены которых действуют на террито­рии ряда государств. В связи с ростом количества этнических диаспор в Рос­сии подобные операции становятся все более популярными.

Согласно данным, приведенным главой ФМС России К.Ромодановским по окончании заседа­ния правительственной комиссии по со­вершенствованию взаимодействия фе­дерального центра и регионов, на кото­ром рассматривались вопросы миграци­онной политики, в России сейчас нахо­дятся 10,2 млн. нелегальных мигрантов. Всего за последние 12 лет в Россию официально иммигрировало более 7 млн. человек. Одновременно, по оцен­кам Федеральной миграционной служ­бы МВД России, Госкомстата, погра­ничной и налоговой служб, в России не­легально проживают от 3 до 10 млн. гра­ждан из стран СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана и африканских го­сударств.

Денежные переводы нелегальных ми­грантов, как по официальным, так и по неофициальным каналам достигают 12-15 млрд. долларов США в год. Согласно зарубежным экспертным оценкам тер­рористические организации, действую­щие в Юго-Восточной Азии, 80-90% де­нежных средств получают по схеме «ха­вала». Пакистанские банкиры в 2002 го­ду пришли к выводу, что по каналам «ха­валы» в страну ежегодно поступает 2-3 млрд., а легальные трансакции оценива­ются в сумму 1 млрд. долларов США.

В основе работы схем пе­ревода денежных средств такого рода ле­жит принцип компенсирующего сальдо. На первый взгляд систе­ма вполне легальна: отправитель денег передает некоторую сумму дилеру, имеющему небольшую контору в каком-либо населенном пунк­те. Тот связывается со своим партнером в пункте назначения, и последний выда­ет сумму адресату. Оборот средств по та­ким каналам настолько велик, что диле­ры могут не беспокоиться о долгах. До­верие между ними построено на семей­ных, клановых и этнических связях.

 «Хавала», как одна из них, позволяет осуществлять достаточно большие по объему денежные переводы без физиче­ского перемещения наличности. Прив­лекательность ее обусловлена тем, что практически не остается никаких доку­ментальных или электронных следов со­вершения операций перевода денег и достаточно простым механизмом функ­ционирования.

Неформальная система денежных переводов построена на семейных, клановых и этнических связях. Оборот московской «хавалы» составлял 400 млн. рублей в месяц.

 ПОПЫТКИ ПРЕСЕЧЕНИЯ

Основную проблему для правоохра­нительных органов, занимающихся вы­явлением и пресечением легализации преступных доходов, представляют цен­тральные (клиент-получатель) и периферийные (посредник № 1 — посредник №2) связи в системе «хавала». Они име­ют характер устойчивой цепи, каждое звено в которой несет персональную от­ветственность за возможный провал операции.

Стоит отметить, что «хавала» — не единственная система неофициальных денежных переводов. Подобные системы под различными наименованиями из­вестны в Китае (фей-чиен), Пакистане (ханди), Гонконге (хукуан), Сомали (кса-вилаад), Таиланде (фей-кван), на Филиппинах (падала). В России наряду с на­званием «хавала» ис­пользуются наимено­вания «азиатская схе­ма», «система небан­ковских переводов», «параллельная банковская система», «подпольная банков­ская система». Все эти системы форми­руют глобальную сеть, чье действие про­стирается практически на весь мир.

Весьма распространено мнение, что отчеты сделок сохраняются только на время трансакции, а при завершении сделки вся документация уничтожается. Однако это представление о безбумаж­ности неформальных денежных перево­дов неверно. Информация относитель­но денежных переводов часто оставляет цифровые, сложно зашифрованные сле­ды. Имеют место записки, устные согла­шения, некоторые письменные отчеты. При переводе крупных сумм есть чело­век — меморайзер, который служит ар­битром в случае спора.

Часто, для того чтобы диверсифици­ровать риск перевода больших сумм, ис­пользуются методы, заимствованные из арсенала отмывания денег. Депозиты фрагментируются и переводятся теле­графно сотням банков во всем мире. Иногда деньги заканчивают свое движе­ние в месте происхождения. «Хавала» в России используется аф­ганской, пакистанской, индийской, ки­тайской, вьетнамской, корейской, тад­жикской, узбекской, туркменской, кир­гизской, азербайджанской диаспорами.

Правоохранительными структурами России проводятся мероприятия по вы­явлению и пресечению незаконной дея­тельности организаторов пунктов «хавалы». Так, в ходе проведения следствен­ных действий были получены докумен­тальные данные, что ежемесячно только через один пункт «хавалы» переправля­ется за рубеж от 6 до 8 млн. долларов (данные получены по результатам фи­нансово-экономической экспертизы «черной» бухгалтерии). Было установле­но, что через нелегальные пункты про­исходит «отмывание» денежных средств, источником происхождения которых яв­ляется преступный бизнес. Переправля­емые через московский пункт средства были получены от продажи контрабанд­ного происхождения потребительских товаров, а также драгоценных камней (изумруды и рубины).

Пресечение финансовых потоков, про­ходящих через систему «хавала», требует взаимодействия правоохранительных ор­ганов различных государств. Так, напри­мер, взаимодействие со спецслужбами Узбекистана по отработке одного из кана­лов финансирования терроризма, осно­ванном на использовании нелегальных международных денежных переводов по системе «хавала» привело к выявлению транснациональной преступной группы, состоявшей из граждан России, Афгани­стана, Узбекистана и Китая и обеспечи­вавшей функционирование канала, в том числе на территории России.

На основании полученных материа­лов была проведена широкомасштабная операция по ликвидации канала финан­сирования международных террористи­ческих организаций и его структур в Москве и в Узбекистане. В результате были задержаны 35 человек во главе с лидером группировки, а из незаконного оборота изъято большое количество ку­пюр в рублях и долларах США на общую сумму около 40 млн. рублей. В ходе обы­сков был получен значительный объем доказательств преступной деятельности.

На территории России неоднократно задерживались представители арабских стран, которые въезжали в страну ле­гально, имея при себе крупные суммы в долларах США. Затем эти деньги оседа­ли в Чечне. Так, азербайджанскими по­граничниками были задержаны в при­граничном с Грузией Белоканском рай­оне двое граждан Ирака, которые пыта­лись проникнуть сначала в Грузию, а за­тем в Чечню. При себе они имели 300 тыс. долларов США. Кроме того, была налажена переправка денежных средств для чеченских сепаратистов по надежно действующим «окнам» на российско-грузинской границе.

Значительные объемы денежных средств поступают непосредственно че­рез пункты пропуска на российско-гру­зинской и российско-азербайджанской границах. К этому, как правило, причастны коррумпированные сотрудники по­граничных и таможенных органов, о чем свидетельствуют выявленные факты сво­бодного перемещения грузов без досмот­ра и взыскивания таможенных пошлин.

Таким образом, анализ одного небан­ковского сектора перемещения денеж­ных средств, поступающих для последу­ющей легализации преступных доходов, показывает, что задача выявления и пре­сечения теневых денежных потоков пра­воохранительной системой Российской Федерации далеко не решена. Косвенно об этом свидетельствуют лишь единич­ные уголовные дела, по которым выне­сены обвинительные приговоры, и то за деятельность по финансированию тер­роризма, а не за легализацию преступ­ных доходов.

На сегодняшний день существует од­но уголовное дело, возбужденное в 2005 году Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России (ФСКН) по ст. 172 и 174 УК РФ в отно­шении лиц, задействованных в системах неформальных денежных переводов. В пресс-релизе ФСКН сообщалось, что Московская «хавала» открылась в 2003 году и позволяла анонимно менять ва­люту и переводить деньги в любое го­сударство мира, где существует афган­ская диаспора, а также иметь расчетные счета физическим лицам. Ее оборот со­ставлял 400 млн. рублей в месяц.

Такая ситуация обусловлена рядом факторов, среди которых основными являются: оборот неконтролируемых де­нежных средств, коррупция, влияние на отдельные секторы экономики органи­зованной преступности и некоторые другие.

Налицо отставание законодательства от развития технологии совершения фи­нансовых операций, использующей электронные переводы, что требует вне­сения соответствующих дополнений в Федеральный закон «О противодейст­вии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи­нансированию терроризма» в целях рас­пространения на деятельность по совер­шению таких переводов положений это­го закона и полномочий Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Очевидно, что в борьбе с такими пе­реводами для финансирования терро­ризма и иной преступной деятельности действующие меры государственного финансового контроля непригодны. Это задача правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-разыск­ную и уголовно-процессуальную дея­тельность по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.

«Хавала» и другие подобные системы нелегального перевода денег представляют собой деятельность международ­ного масштаба, дальнейшее развитие которой может негативно отразиться на финансовых интересах и уровне борьбы с организованной преступностью ряда государств. В этом своем качестве по­добные альтернативные системы денеж­ных переводов могут рассматриваться как одна из угроз национальной безо­пасности.

Кроме того, наличие двух па­раллельных расчетных систем (фор­мальной и неформальной) с доходно­стью, разнящейся в десятки раз, и «сер­висными» возможностями, не ограни­ченными административными рамками в рыночных условиях не имеет шансов на длительное существование. Объек­тивные экономические законы и тен­денции будут диктовать банкам необхо­димость отказа от части банковских опе­раций в пользу систем неформальных денежных переводов, что приведет к ис­ключению ряда банковских операций из банковской системы, выведя их из-под надзора Центрального банка Россий­ской Федерации.

В связи с этим необходимо разрабо­тать и принять международные стандар­ты деятельности по противодействию использованию таких переводов денеж­ных средств и ценностей, т.к. шестой ре­комендацией ФАТФ заложена лишь воз­можность разработки правовой основы такого противодействия. А реальное по­ложение вещей требует дальнейшей пра­вовой регламентации деятельности го­сударств для обеспечения обоснованно­го и социально оправданного использо­вания мер по выявлению, пресечению и предупреждению совершения нелегаль­ных переводов денежных средств в слу­чаях, вызывающих подозрения в связи этих переводов с преступлением.