В отличие от Франции, Италии, Испании и других стран основного вида централизованной модели обеспечения внутренней безопас­ности государства, где политиче­скую ответственность за состояние правопорядка в стране несет ми­нистр внутренних дел, в США нет, и никогда не было единственного ми­нистерства, отвечающего за обес­печение внутренней безопасности в стране.

Даже после терактов 11 сентября 2001г. и создания в системе феде­ральных органов исполнительной власти департамента внутренней безо­пасности (пятнадцатого министерства в американском правительстве, созданно­го, кстати, с учетом опыта функциони­рования КГБ СССР) это суперведомст­во не обладает монополией в данной сфере, что обусловлено особенностями становления и развития американской государственности.

Вся деятельность правоохранитель­ных структур в системе органов испол­нительной власти США на федеральном уровне диверсифицирована и осуществ­ляется в основном силами 5 мини­стерств: внутренней безопасности, юс­тиции, обороны, финансов и почты.

Система функционирования поли­цейских служб в федеральных правоох­ранительных органах США также явля­ется универсальной (она строится на ос­нове принципа отраслевой специализа­ции с учетом административно-террито­риального деления страны), но органи­зована она с учетом американской спе­цифики — множественности историче­ски сложившихся различных полицей­ских ведомств и особенностей задач, возложенных на входящие в них тради­ционные полицейские службы. Данный принцип положен в основу организации и деятельности всех звеньев полицейской системы Соединенных Штатов вне зависимости от ведомственной принад­лежности конкретного полицейского агентства, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

При этом внутренняя структура от­раслевых служб различных элементов СОВБ страны постоянно совершенству­ется для адекватной реакции на любые изменения, происходящие в обществе.

В частности, в настоящее время в США особое внимание уделяется борьбе с тер­роризмом.

С этой целью в стране созда­ны и эффективно действуют великолеп­но оснащенные службы антитеррора,  как в структуре всех крупных полицейских департаментов городов (отряды по борь­бе с терроризмом и другими чрезвычай­ными обстоятельствами — SWAT Team), так и в составе министерства внутрен­ней безопасности (в структуре Берего­вой охраны и службы авиационных мар­шалов), министерства юстиции (в стру­ктуре ФБР и Службы маршалов) и обо­роны (в составе спецназа армии США более 40 лет существует отряд «Дельта» — аналог нашей «Альфы»).

В современных условиях, после кар­динальной реформы всей системы обес­печения внутренней безопасности США, проведенной после терактов 11 сентября, традиционные полицейские службы, характерные для полицейского аппарата любого государства, с учетом американской специфики организаци­онно входят в состав следующих феде­ральных министерств: внутренней безо­пасности (МВБ), юстиции, финансов, обороны и почтовой связи.

В настоящее время в МВБ работают более 180 000 человек, в него входят сле­дующие полицейские службы:

1. Управление разведки и анализа (со­здано впервые). Функции данной служ­бы определены в самом названии — в это подразделение МВБ стекается вся информация, имеющая отношение к обеспечению внутренней безопасности США, от всех многочисленных поли­цейских и разведывательных структур страны.

2. Управление федеральной воздуш­ной маршальской службы (создано впервые). Эта новая федеральная поли­цейская служба выполняет функции авиационной полиции — ее сотрудники обеспечивают безопасность перевозок авиационного транспорта. Американцы учли опыт Израиля — в каждом самолё­те, перевозящем людей, имеется сотруд­ник службы, вооружённый специально разработанным огнестрельным оружи­ем, позволяющим его применение на борту лайнера без угрозы повреждения самолета.

3. Служба по вопросам гражданства и иммиграции (часто встречается и иное название — служба иммиграции и нату­рализации, ранее была в составе мини­стерства юстиции). Данная полицейская служба является близким подобием рос­сийских ФМС и ФПС. Ее сотрудники осуществляют контроль за въездом в США, законностью нахождения в Сое­диненных Штатах, порядком натурали­зации, выдают виды на жительство и т.д.

4. ФЕМА (наш аналог МЧС, ранее подчинялась президенту).

5. Таможенная служба (ранее была в составе Минфина). Ее сотрудники осу­ществляют реализацию таможенной по­литики и соблюдение таможенного за­конодательства США.

6. Секретная служба (ранее была в со­ставе Минфина). Сотрудники Секрет­ной службы обеспечивают безопасность Президента США, иных высших долж­ностных лиц государства и иностранных гостей, охраняют объекты Казначейст­ва. Кроме того, они занимаются борьбой с фальшивомонетничеством и поддел­кой государственных ценных бумаг, а также проводят расследования наруше­ний законов о госимуществе.

7. Береговая охрана (ранее была в со­ставе Минтранса). Служба береговой ох­раны выполняет все традиционные функции морской полиции — ее сотруд­ники обеспечивают безопасность на морских коммуникациях и в портах США. Именно они расследуют преступ­ления, совершенные на морских судах в территориальных водах Соединенных Штатов.

8. ДЕА — агентство по борьбе с нар­котиками (ранее было в составе Минюс­та).

Функции ДЕА аналогичны россий­скому Госнаркоконтролю. Единствен­ное отличие — в организационной стру­ктуре ДЕА отсутствуют следственные подразделения, его сотрудники занима­ются только оперативной работой.

В состав Минюста входят три спец­службы (до 11.09.2001г. их было пять): ФБР; бюро тюрем; служба маршалов.

1. Федеральное бюро расследований является особой федеральной полицей­ской структурой, ответственной за обес­печение внутренней безопасности в стране — бюро выполняет роль общена­ционального координационного центра по борьбе с преступностью в США. От­личительной особенностью ФБР явля­ется сочетание функций контрразведки, политической полиции и уголовного ро­зыска. В этом отношении ФБР занимает уникальное положение не только среди американских, но и мировых специаль­ных служб.

2. Бюро тюрем США — федеральная служба, осуществляющая исполнение уголовного наказания по приговорам федеральных судов. По своим задачам и функциям она практически ничем не отличается от Федеральной службы ис­полнения наказания министерства юс­тиции России, но с одной существенной особенностью — сотрудники данной службы обеспечивают работу лишь фе­деральных тюрем страны, в которых от­бывают наказание исключительно осужденные федеральными судами США. Все осужденные судами штатов отбыва­ют наказание в тюрьмах штатов, кото­рые подчиняются своему руководству во главе с губернатором.

3. Служба маршалов является старей­шим федеральным полицейским агент­ством Соединенных Штатов. Сотрудни­ки данной службы обеспечивают безо­пасность судей, присяжных, прокуро­ров, свидетелей и членов их семей (именно они реализуют программу за­щиты свидетелей).

Кроме того, на служ­бу маршалов возложены следующие за­дачи:

- охрана зданий федеральных судов;

- обеспечение в них порядка во время су­дебных заседаний;

- конвоирование аре­стованных за нарушение федерального законодательства и заключенных феде­рального бюро тюрем,

- а также розыск бежавших преступников (в том числе скрывающихся в США иностранных граждан, подозреваемых в совершении преступлений), их арест и экстрадиция.

В состав Минфина входят две спец­службы: СВД — служба внутренних до­ходов; бюро по контролю за оборотом табака, алкоголя и огнестрельного ору­жия.

Служба внутренних доходов США по своим задачам и функциям является аналогом Федеральной налоговой служ­бы и бывшей Федеральной службы на­логовой полиции Российской Федера­ции. Сотрудники СВД осуществляют всю практическую деятельность по сбо­ру налогов и имеют право на проведение всего комплекса законодательно устано­вленных оперативно - разыскных меро­приятий в отношении физических или юридических лиц в случае подозрений в их уклонении от уплаты налогов.

Бюро по контролю за оборотом таба­ка, алкоголя и огнестрельного оружия (АТФ) является классической федераль­ной полицейской структурой выполня­ющей    лицензионно-разрешительные функции. Сотрудники АТФ с 1791 года осуществляют контроль за законностью продаж табака, алкоголя и огнестрель­ного оружия в Соединенных Штатах. При этом все они обладают правом рас­следования правонарушений в указан­ной области и применения при необхо­димости огнестрельного оружия.

В состав министерства обороны США (кроме Национальной гвардии) входят следующие структуры, оказывающие серьезную помощь для эффективного функционирования полицейской систе­мы страны:

1. Корпус военной полиции. В нем проходят службу более 50 000 военных полицейских, которые обеспечивают правопорядок в вооруженных силах США и охрану военных объектов. В ка­ждой части американской армии и фло­та имеется подразделение военной по­лиции, а в организационной структуре любого соединения (дивизии или эскад­ры) — штатная рота военной полиции численностью до 150 человек.

2. АНБ — агентство национальной безопасности. Это самая закрытая спец­служба США. Предание гласности офи­циальных сведений об агентстве запре­щено законом. Занимается АНБ крип­тографией, дешифровкой кодов и ра­диоэлектронной разведкой (электрон­ный и радиоперехват, прослушивание телефонных линий, компьютерных и модемных систем), а полученные дан­ные передает заинтересованным ведом­ствам. Одними из главных получателей информации, кроме структурных под­разделений министерства обороны, яв­ляются МВБ, ФБР и ЦРУ.

3. Разведывательное управление ми­нистерства обороны (РУМО), а также разведывательные управления видов вооруженных сил: армии, ВМС и ВВС.

Эти разведывательные органы мини­стерства обороны широко используются при полицейских операциях против наркотрафика и незаконного проникно­вения иностранцев на территорию США.

4. Части и соединения сухопутных войск и морской пехоты. Их примене­ние в случае необходимости при чрезвы­чайных обстоятельствах внутри страны прямо предусмотрено законодателем, но на практике встречается довольно редко (в последний раз регулярные войска применялись при подавлении сильных массовых беспорядков в Лос-Анджелесе в 1992 году) — обычно полиции штатов хватает сил и средств Национальной гвардии.

Как и подразделения Нацио­нальной гвардии, военнослужащие су­хопутных войск и морской пехоты в этих случаях используются преимущественно при несении патрульно-постовой служ­бы и охране режимных объектов.

В структуре министерства почтовой связи (почтовой службы) имеется собст­венное полицейское агентство числен­ностью более 2000 человек. Сотрудники этой федеральной полицейской службы законодательно уполномочены прово­дить расследования по более чем 100 со­ставам преступлений, имеющим отно­шение к деятельности почты. Кроме то­го, они осуществляют сопровождение особо ценных грузов и охрану ведомст­венных объектов и транспортных средств. Почтовая полиция располагает собственными криминалистическими лабораториями и информационным центром, кроме того, к ее услугам по­мощь Национального центра крими­нальной информации ФБР.

Как уже упоминалось, важную роль в успешном функционировании полицей­ской системы США играют полицей­ские органы базового уровня.

Их множественность (около 18 000 полицейских агентств штатов и муници­пальных образований, обеспечивающих правопорядок на подведомственной им территории) и различия в административно-правовом статусе (по целям и за­дачам; по правовым основам деятельно­сти; по организационной структуре) де­терминируют определенные отличия, в целом не существенные, в организаци­онной структуре и деятельности различ­ных полицейских служб, как в полицей­ских департаментах штатов, так и в му­ниципальных образованиях — городах и округах.

Несмотря на некоторые отличия, по­лицейские органы штатов (как правило, эти органы так и называются — «поли­ция штата» или «департамент общест­венной безопасности штата») имеют по­хожую организационную структуру, что обусловлено типичностью возложенных на них задач.

В основном это осуществление поли­цейских функций на территориях штата, где отсутствует иная полицейская власть; помощь муниципальным полицейским органам в проведении уголовных рассле­дований; охрана высших должностных лиц штата и его особо важных объектов; патрулирование автомобильных дорог штата (вне территории городов); регист­рация автотранспортных средств, выдача водительских удостоверений и проведе­ние технических осмотров и инспекций автотранспорта; ведение криминалисти­ческих экспертиз, а также справочно-информационной и архивной докумен­тации для всех полицейских органов на территории штата; подготовка личного состава, как для собственных подразде­лений, так и иным полицейским депар­таментам штата, если у них нет собствен­ной учебной базы подготовки будущих полицейских.

В муниципальных образованиях по­лиция городов и округов хотя и выпол­няет в основном одинаковые задачи и функции, но ее организационная струк­тура везде различна, так как она зависит от численности населения, проживаю­щего на обслуживаемой территории.

Если в крупных городах США — в Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско, Детройте — в полицейском департа­менте организационно присутствуют практически все перечисленные в нача­ле статьи традиционные полицейские службы (кроме службы государствен­ной безопасности), то в небольших го­родах и округах их, как правило, три: дежурная служба, патрульно-постовая и уголовного розыска (не считая под­разделений тылового и технического обеспечения).

Стадии процесса управления и требо­вания, предъявляемые к нему, а также принципы планирования, организации и деятельности отдельных полицейских формирований в США практически универсальны не только для различных полицейских ведомств Соединенных Штатов, но и для всего полицейского аппарата западноевропейских стран вне зависимости от используемой модели полицейской системы государства.

А вот размещение различных поли­цейских служб в организационной стру­ктуре отдельных федеральных органов исполнительной власти США уникаль­но и обусловлено как особенностями национального менталитета, так и осо­быми условиями возникновения, стано­вления и развития американской госу­дарственности.

Анализ организационной структуры американских министерств позволяет заключить, что полицейские службы сгруппированы в них следующим обра­зом:

а) в министерстве внутренней безо­пасности — разведки и анализа; авиаци­онной полиции и антитеррора; погра­ничной полиции и таможни; паспортно-визовая; морской полиции; оперативно­го вмешательства и спасательная; охра­ны высших должностных лиц государст­ва и особо важных государственных объ­ектов; по борьбе с фальшивомонетничеством и незаконным распространением наркотиков; служба технического обес­печения ОРД;

б)         в министерстве юстиции — госу­дарственной безопасности; уголовного розыска; собственной безопасности; пе­нитенциарная служба; служба конвои­рования осужденных и охраны судебных учреждений; служба обеспечения безо­пасности участников уголовного про­цесса; оперативного вмешательства; ан­титеррора и технического обеспечения
ОРД; подготовки личного состава пра­воохранительных органов основного и
базового уровня полицейской системы США; информационно-криминалисти­ческая;

в)         в министерстве финансов — налого­вой полиции и технического обеспече­ния ОРД; лицензионно-разрешительная и служба оперативного вмешательства;

г)         в министерстве обороны — военной полиции; служба криптографии, де­шифровки и технического обеспечения оперативно - разыскных мероприятий; разведки и антитеррора; оперативного вмешательства; патрульно-постовая и охраны режимных объектов (в случае привлечения частей и подразделений Национальной гвардии, сухопутных войск и морской пехоты к подавлению массовых беспорядков);

д)         в министерстве почтовой связи — почтовой полиции и службы техниче­ского обеспечения ОРД.

В структуре полиции штатов имеются следующие полицейские службы: до­рожной полиции; патрульно-постовая; уголовного розыска; охраны высших должностных лиц штатов и режимных объектов; информационно-криминали­стическая.