ВОПРОС: Статья 12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предоставляет частному охраннику право задержать на месте правонарушения лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, и незамедлительно передать его в орган внутренних дел (милицию).
Применение данной нормы вызывает на практике серьезные затруднения.
Так неясно:
- о каком задержании в данной статье идет речь;
- за какие правонарушения вправе задержать частный охранник правонарушителя и с помощью каких средств;
- вправе ли он при этом причинить задерживаемому лицу вред, в положительном случае - какой;
- что следует понимать под местом правонарушения;
- что означает незамедлительная передача задержанного в орган внутренних дел.
Ничего не говорится в указанной статье и о необходимости фиксировать факт задержания, о способе и форме уведомления органа внутренних дел о произведенном задержании. В связи с этим, просим дать ответы на указанные вопросы.

ОТВЕТ: Как свидетельствует практика, частные охранники довольно часто реализуют предоставленное им Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» право на задержание. При этом действуют не всегда правомерно. Одной из причин допускаемых при задержании правонарушителей частным охранником является неправильное понимание, толкование и применение им положений указанной статьи.
Под задержанием в данной статье следует понимать действия охранника, направленные на физический захват (фактическое, а не процессуальное задержание) правонарушителя с целью незамедлительной передачи его в орган внутренних дел. Данное задержание, на которое, кстати, имеют право все граждане, следует отличать от задержания как меры административного и уголовно-процессуального принуждения, осуществляемого должностным лицом соответствующего административного органа, дознавателем, следователем в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным кодексом. Указанные должностные лица сами фактического задержания не осуществляют, а лишь принимают решение об административном или уголовно-процессуальном задержании и составляют соответствующий протокол. На такого рода задержания полномочия частных охранников не распространяются.
Из текста статьи 12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» следует, что охранник вправе задержать гражданина только при определенных условиях.
Во-первых, он может задержать только лицо, совершившее противоправное посягательство против охраняемой собственности. Под противоправным посягательством понимается как преступление, так и административное правонарушение, поэтому частный охранник вправе задержать как лицо, совершившее административный проступок, так и преступление.
Во-вторых, частный охранник вправе задержать лицо не за любое административное правонарушение или преступление, а только в том случае, если оно касается охраняемого имущества.
К числу административных правонарушений против охраняемого имущества, за которые частный охранник вправе задержать правонарушителя, относятся:
- умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли за причинение значительного ущерба (статья 7.17 КоАП),
- а также мелкое хищение (статья 7.27 КоАП), под которым понимается хищение имущества, стоимость которого не превышает одного минимального размера труда.
К числу преступлений против охраняемого имущества, за которые охранник вправе осуществить задержание, следует отнести:
- кражу (статья 158 УК),
- грабеж (статья 161 УК),
- разбой (статья 162 УК),
- вымогательство (статья 163 УК),
- хищение предметов, имеющих особую ценность (статья 164 УК),
- неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166 УК),
- умышленное уничтожение или повреждение имущества (статья 167 УКРФ).

В связи с тем, что статья 12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности Российской Федерации» дает право охраннику задержать только лицо, совершившее противоправное посягательство против охраняемой им собственности, возникает вопрос, а вправе ли он задержать лицо, совершившее преступление против жизни и здоровья (например, против самого охранника, его товарищей, сотрудников охраняемого объекта, охраняемого лица).
Исходя из содержания статьи 12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности Российской Федерации» частный охранник таким правом не обладает. Поэтому в подобных случаях он действует как обычный гражданин и задерживает указанных правонарушителей по правилам статьи 37 УК РФ (Причинение вреда лицу, совершившему преступление). Право на задержание, предусмотренное указанной статьей, относится к числу неотчуждаемых прав граждан и принадлежит лицу, независимо от того, находится ли он при исполнении служебных обязанностей или нет. По этой же статье УК РФ будут оцениваться и правомерность такого задержания и причинения при этом вреда правонарушителю.
В-третьих, охранник вправе задержать лицо только на месте правонарушения. Законодатель не уточняет, что имеется в виду в этой статье под местом правонарушения. Системное и логическое толкование данной нормы позволяет сделать вывод, что под местом правонарушения в данной статье имеется в виду охраняемый объект или охраняемое имущество при его транспортировке. Объясняется такой вывод тем, что частный охранник вправе реализовать предоставленные ему права, в том числе и право на задержание, только при исполнении служебных обязанностей и на охраняемом объекте.
Что касается возможности причинения вреда при задержании лица, совершившего правонарушение, то здесь необходимо иметь в виду следующее. При задержании лица, совершившего административное правонарушение, не допускается причинение ему вреда, а также применение оружия или специальных средств. В этих случаях возможно только применение физической силы.
Правомерность причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, определяет статья 38 УК РФ, которой и должен руководствоваться частный охранник при задержании лица, совершившего преступление, как против охраняемой собственности, так и преступлений против жизни и здоровья.
Статья 12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» обязывает охранника незамедлительно передать задержанное лицо в орган внутренних дел. В связи с нечеткой формулировкой законодателя, на практике возникают трудности в понимании того, что следует понимать под незамедлительной передачей правонарушителя в орган внутренних дел.
Учитывая, что при задержании лица, совершившего противоправное посягательство против охраняемого имущества, частный охранник вправе только передать, а не доставить задержанное лицо в орган внутренних дел, то вопрос о времени его передачи зависит от времени прибытия сотрудников милиции за задержанным лицом. Тем не менее, частный охранник обязан принять все необходимые меры к тому, чтобы сразу же после задержания а, при необходимости, после препровождения его в охранное помещение, уведомить орган внутренних дел о произведенном задержании, зафиксировав при этом в соответствующем журнале время уведомления, данные сотрудника милиции принявшего уведомление, его указание. Далее, если, к примеру, по истечении часа сотрудники милиции не прибыли за задержанным лицом, следует вновь позвонить в милицию и напомнить о необходимости ускорить приезд, о чем опять-таки сделать отметку в указанном журнале.
При решении данного вопроса следует также исходить из того, что даже в случае административного задержания, применяемого органами внутренних дел в отношении лица, совершившего административное правонарушение, закон предоставляет им право задержать такое лицо лишь на срок не более 3 часов. Поэтому охранники должны принять все необходимые меры к тому, чтобы как можно быстрее передать задержанное лицо в орган внутренних дел. Следует иметь в виду и то, что уголовный кодекс (ст.127) предусматривает уголовную ответственность за незаконное лишение свободы.
Необходимо также иметь в виду и то, что частный охранник при задержании правонарушителя за преступления против жизни и здоровья, когда он действует как обычный гражданин и руководствуется при этом статьей 38 УК РФ вправе не только передать правонарушителя в орган внутренних дел, но и доставить его туда. Как известно, одной из целей задержания, предусмотренного статьей 38 УК РФ, является доставление задержанного лица в органы власти. Поэтому в подобных случаях будет правомерным и доставление правонарушителя в орган внутренних дел.
При этом доставление, осуществляемое охранником как обычным гражданином, следует отличать от доставления как меры административного принуждения, предусмотренного статьей 27.2 КоАП. В статье 38 УК под доставлением имеется в виду право гражданина принудительно препроводить (сопроводить) задержанное лицо в правоохранительный орган для принятия к нему соответствующих мер (привлечь к уголовной ответственности). Доставление же, предусмотренное статьей 27.2 КоАП, осуществляется в иных целях: для составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения. Другими словами, сходство между доставлением лица гражданином, предусмотренное статьей 38 УК и доставлением как мерой административного принуждения является чисто терминологическим.
Вместе с тем, частному охраннику следует иметь в виду, что в случае принятия решения о доставлении задержанного в орган внутренних дел, он берет на себя ответственность за безопасность, жизнь и здоровье задержанного лица.
При осуществлении задержания, предусмотренного статьей 12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности», не предусмотрено составления охранником каких-либо процессуальных документов (протоколов, актов и т.п.), хотя необходимость в этом имеется настоятельная.
Объясняется это тем, что задержание правонарушителя охранником существенно отличается от задержания такого лица обычным гражданином.
Дело в том, что охранник осуществляет задержание при выполнении трудовой функции и на основании закона (статьи 12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности»). Кроме того, на него локальным нормативным актом возлагается обязанность принять все необходимые меры по задержанию правонарушителя и незамедлительной его передаче в орган внутренних дел. Поэтому для частной охранной организации, заказчика представляется важным документально зафиксировать все обстоятельства задержания. Имеет значение эта информация и для органа милиции, куда будет передан правонарушитель. Ее наличие позволит сотруднику милиции быстро принять соответствующее обоснованное решение. Поэтому целесообразно факт и обстоятельства задержания отражать в документе внутреннего пользования (например, журнале происшествий).
Кроме того, следует фиксировать все обстоятельства задержания и передачи правонарушителя в милицию в отдельном (официальном) документе, именуемом, например: «Сообщение о задержании лиц, совершивших противоправное посягательство на охраняемую собственность», копия которого передается в орган внутренних дел вместе с задержанным лицом. Форма такого документа прилагается.


Типовая форма сообщения о задержании лиц, совершивших противоправное посягательство на охраняемое имущество
__________________________________________________________
(наименование частной охранной организации, службы безопасности)


Начальнику ______________________________
(наименование органа внутренних дел)

СООБЩЕНИЕ
о задержании лица (лиц), совершившего(их) противоправное посягательство
на охраняемое имущество
(задержание на месте правонарушения и незамедлительная передача в орган
внутренних дел указанных лиц предусмотрены ст. 12 Закона РФ
от 11.03.1992 г. № 2487-1"О частной детективной и охранной деятельности в РФ")

Я, __________________старший смены охраны объекта (охранник)
(фамилия, инициалы)
__________________________________________________________
(наименование охраняемого объекта)
составил настоящее сообщение о том, что «_____»________20__г. в ________час. ________ мин. на охраняемом объекте (территории), находящемся по адресу ______________________________________
(адрес охраняемого объекта)
мною совместно с __________________________________________
 (указать фамилии, инициалы других охранников)
на месте совершения правонарушения задержано(задержаны) лицо(лица), в действиях которого(ых) усматривались следующие события (признаки) противоправных действий: ___________________________________________________________________________
О факте правонарушения и задержании в_______ час._______ мин. ________________сообщено в ________________________________
(способ сообщения) (наименование органа внутренних дел)
информация принята ________________________________________
(должность, фамилия и инициалы сотрудника)
даны указания о действиях охраны ____________________________
(записать указания)
Имеющиеся данные о личности задержанного (задержанных):
_____________________________________________________________________________
(указать фамилии, имена, отчества)
______________________________________________________________________________
(отметить, как получены данные – со слов или по документам)
______________________________________________________________________________
(при отказе сообщить данные сделать соответствующую отметку)

Предъявленные задержанным (задержанными) документы:
______________________________________________________________________________
(указать серию, номер, кем и когда выданы;
______________________________________________________________________________
(при отказе предъявить документы сделать соответствующую отметку)

Предметы, транспортные средства, послужившие орудием или объектом правонарушения:
__________________________________________________________________________________________
(описать их, в отношении транспортных средств указать тип, марку, рег. номер; изымать их или ограничивать права пользования ими без участия милиции - только в случаях необходимой обороны и крайней необходимости)
Иные предметы, транспортные средства, документы, деньги и ценности, находящиеся при правонарушителях:
__________________________________________________________________________________________
(в случае добровольного согласия задержанных предъявить личные предметы, деньги и ценности для переписи в целях сохранности - описать их; при отказе – сделать соответствующую отметку; в отношении транспортных средств указать тип, марку, рег. номер)
Изымать или ограничивать права пользования имуществом без участия милиции запрещается - кроме случаев крайней необходимости или необходимой обороны, когда какие-либо предметы могут использоваться или используются для нападения на охранников либо побега.
Дополнительные данные о задержанных (о месте работы и должности, месте проживания) ________________________________________________________________________________
(когда они известны, следуют из просмотренных документов)
___________________________________________________________________________________
(или сообщены задержанными)
 
Отметка о передаче задержанных
В _________ час. _________ мин. задержанный (задержанные) передан (переданы) ______________________________________________________________________________
(должность, фамилий и инициалы старшего прибывшей группы или оперативного дежурного по отделу внутренних дел)
Совместно с задержанным (задержанными) находились или переданы охраной (нужное подчеркнуть) ______________________________________________________________________________________
(вписать транспортные средства, предметы, документы, имущество или указать: перечисленные в сообщении транспортные средства, предметы, документы и т.д.)
 
Поступившие от задержанных лиц жалобы и претензии __________________________________________________________________________________
(внести сведения о поступивших жалобах и претензиях)
Старший смены охраны объекта (охранник) ___________________/____________/
(подпись) (ФИО)
Задержанные лица переданы, совместно с ними находились или переданы охраной (нужное подчеркнуть) перечисленные в сообщении предметы, документы, имущество.
______________________________ __________/_____________/
(должность, фамилия и инициалы) (подпись)  (фамилия и.о.) старшего прибывшей группы или оперативного дежурного ОВД)
Сообщение получено
_______________________________________/_____________/
(должность, фамилия и инициалы)  (подпись) (фамилия и.о.) старшего прибывшей группы или оперативного дежурного ОВД)
 
Примечание: Сообщение составляется в трех экземплярах – оригинал в орган внутренних дел по месту передачи задержанных, копии - в охранное предприятие и заказчику охранных услуг.
При необходимости сотрудники органов внутренних дел могут составлять Акты приема-передачи транспортных средств, предметов, документов, имущества, либо стандартные протоколы добровольной выдачи, протоколы изъятия.
Передача, добровольная выдача и изъятие сотрудниками органов внутренних дел предметов, документов и имущества должна производиться именно у тех лиц, кто является их владельцем или распоряжается ими – то есть, как правило, не у охраны, а у самих правонарушителей или у представителей заказчика. Передача, выдача или изъятие у охраны перечисленного может быть только в случаях, когда орудия и объекты правонарушения являются собственностью охраны или изъяты охраной в ситуациях необходимой обороны или крайней необходимости в рамках общегражданских прав.