Л.М. С момента образования Комитета по безопасности прошло немногим более 100 дней. В этот отрезок времени принято подводить первые итоги. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, чем ознаменовался этот трехмесячный период и о ближайших планах работы Комитета.

Г.Г. Организационный период реорганизации всей Думы несколько затянулся. Наш Комитет организовал свою работу достаточно быстро, и мы давно приступили к плановым заседаниям. Вновь образованный Комитет по безопасности, как и ранее, является одним из самых больших и влиятельных в Государственной Думе. Регулярно проводятся заседания, на которых отмечается много полемики и дискуссий. В основном полемика носит профессиональный характер, и это является мерилом эффективности работы нашего Комитета. Очень надеюсь, что этот профессиональный подход к законотворческой деятельности, который был заложен еще до нас, удастся сохранить и приумножить и в этом составе Комитета.

Составлен план работы Комитета на 2008 год, в котором будет много внимания уделено антикоррупционной составляющей, в частности, мы рассчитываем на серьезную работу с готовящимся законопроектом по борьбе с коррупцией, который очень скоро будет внесен Президентом в Госдуму. Надеемся, что он будет прямого действия. Также мы рассмотрим в ближайший период изменения и дополнения в Закон «Об оружии». За мной сохранены тематика борьбы с рейдерством, все законодательство по охранной деятельности, по обороту оружия и ряд других направлений. Эти направления мне, как заместителю Председателя Комитета поручено курировать.

Готовятся интересные круглые столы, мы обязательно будем уделять внимание практике применения Правил дорожного движения. Мы планируем активно участвовать в подготовке и разработке ряда основополагающих законов. Станем одним из застрельщиков этого процесса, иначе получается так, что законодательные акты в этом направлении принимает один комитет, а наш комитет ощущает издержки этой правоприменительной практики. Планируются парламентские слушания по охранной деятельности в связи с внесением Правительством известного отрасли законопроекта. Также будет проведен круглый стол по борьбе с масштабными хищениями земельных паев, от которых пострадали сотни тысяч граждан. Мы будем продолжать защищать права граждан в области жилищного законодательства, видны преступные последствия его нарушения. Комитет занял, на мой взгляд, достаточно активную позицию. Мы пытаемся наладить отношения с другими ветвями власти, в частности, состоялось выездное заседание в Верховном суде России. Состоялся серьезный диалог по многим проблемам, в том числе защиты прав граждан в судах, в частности, по тем же Правилам дорожного движения, по компетенции судей и необходимости добиться объективности и беспристрастности судов. Встреча была необходима, в связи с тем, что телефонное право пока процветает «в полный рост». За солидную часть плана работы Комитета на 2008 год отвечать персонально мне. Надеюсь на сотрудничество с различными заинтересованными группами людей, в том числе и с предприятиями индустрии безопасности, оружейными структурами. Начали работать со Стрелковым союзом России, потому что у них тоже есть свои проблемы.

Будем доводить законодательство «до ума» в части сохранения культурных ценностей. Необходим новый закон об охране и защите культурных ценностей. Многое в этом законе относится к профилю нашего Комитета по безопасности. На ряде заповедных территорий размещены непрофильные предприятия: рестораны, гостиницы и т.п. Проблема стоит остро, и мы пересекаемся в этой работе с Министерством культуры, с творческими общественными организациями.

Кроме того, мы сейчас формируем группу для подготовки законопроекта по парламентскому контролю, собираем соответствующие материалы. По этой теме к нам уже поступил ряд научных диссертаций, и мы усилим работу в этом направлении. Будем запрашивать материалы по парламентскому контролю у зарубежных коллег. Я приглашаю активных людей присоединиться к нам в этом вопросе.

Мы также надеемся на проведение ряда ротаций в некоторых структурах, связанных с избранием Дмитрия Медведева на пост Президента России. Целый ряд партий его поддержал, и это будет символизировать новый этап в развитии страны и общества, в борьбе с коррупцией, в развитии парламентского контроля.

Л.М. Вы упомянули о предстоящих парламентских слушаниях по законопроекту, в полной мере касающемуся дальнейшей жизни и деятельности негосударственных структур безопасности. Как идет подготовка к этому мероприятию, и что Вы ожидаете от него?

Г.Г. Данный законопроект вызывает очень много эмоций, и, к сожалению, в своем большинстве они отрицательные. Часть разделов вызывает большое беспокойство, и даже возмущение. Совершенно непонятна причина такого дискриминационного действия, ведь мы все прекрасно знаем, что создателем законопроекта является Министерство внутренних дел. Моя личная точка зрения – законопроект крайне лоббистский, и создан он для того, чтобы окончательно закрепить преимущество ФГУП «Охрана» на рынке охранных услуг. Почти никаких иных целей этот законопроект не преследует, хотя в нем есть ряд позитивных моментов. Можно сказать, что «дёгтя в этой бочке, гораздо больше, чем мёда». В связи с этим, я сегодня получаю много писем от огромного количества организаций, а это в том числе и метрополитен, и крупные холдинги финансово-промышленных групп, которые имеют большие службы безопасности, и транспортные предприятия, которые обеспокоены тем, что может быть разрушена эффективность существующих систем безопасности на их объектах. Выражают обеспокоенность предпринимательские союзы и общественные торгово-промышленные структуры. Идут обращения от предпринимателей из организации «Опора России», т.к. формулировки законопроекта задели очень многих. И в этой связи перед парламентскими слушаниями я предложил провести совещание всех заинтересованных сторон под председательством Владимира Васильева – Председателя Комитета Госдумы по безопасности. Это необходимо для определения возможных точек соприкосновения или для рассмотрения возможности отзыва этого законопроекта. Я думаю, что это было бы наименьшим злом из тех ситуаций, которые он в себе несет. Потому что, если уж его править, то придется вносить ко второму чтению в Госдуме слишком много поправок. Это – первое.

Второе – мы четко видим, что, к сожалению, существует противодействие МВД России в вопросах согласования и утверждения прав и обязанностей сотрудников охранных предприятий и служб безопасности. Нам совершенно непонятна эта позиция, потому что этот законопроект нами разрабатывался совместно, а можно сказать, что на следующий день мы увидели противодействие. Это совершенно непонятная позиция, которая противоречит здравому смыслу и логике, поскольку в мае 2007 года меня попросили поддержать законопроект, который предоставлял огромные права и полномочия ФГУП «Охрана». При этом была достигнута договоренность, что в обмен на это законопроект о правах и обязанностях на 16-ом году существования охранной деятельности будет поддержан. Мы видим, что эти достигнутые договоренности на рабочем уровне были частично или полностью дезавуированы. Поэтому нельзя понять такую позицию Министерства внутренних дел, и видно, что принцип «не пущать» действует со страшной силой, и опять начинает доминировать в умах руководства МВД России. Это приводит к совершенно не нужному масштабному конфликту с ветеранским движением в стране. Создатели законопроекта не знают, сколько тонн ненормативной лексики высказано в их адрес от их бывших коллег, а если бы знали, то, наверное, им стало стыдно.

 

Л.М. Перед парламентскими слушаниями состоится заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты России. Настали новые времена, и придут новые люди в руководство Комитета. Какими путями, по-Вашему, можно активизировать деятельность этого важного Комитета в части защиты малого и среднего предпринимательства, и в поддержку деятельности НСБ?

Г.Г. Де-факто эта деятельность уже активизировалась с приходом Николая Гетмана – Директора Департамента экономической безопасности. Он, как большой профессионал, сумел развить деятельность подкомитета по формированию индустрии безопасности, который входит в Комитет. Я всегда рассматриваю эту структуру не только как союзника предпринимательства в России, но и как организацию, полномочия которой надо расширять, предоставляя соответствующую возможность влиять на государственную экономическую политику.

ТПП РФ должна расширять свое влияние, в том числе и на законодательном уровне. Потому что никто лучше этой палаты не понимает в целом потребности экономики. Она входит в контакты с отраслевыми союзами, имеет большое количество региональных отделений, знает проблемы гораздо глубже. Надеюсь, что профильный Комитет ТПП РФ будет наполнен новыми инициативными людьми и вступит в активную фазу работы.

 

Л.М. Спасибо за интервью, и до встреч на ближайших мероприятиях.