Вслед за бурей в охранном сообществе, известие о том, что федеральное правительство намерено в сжатые сроки разработать и принять закон о регулировании торговой деятельности, стало одним из наиболее обсуждаемых. В то время как чиновники заявляют о необходимости наведения порядка в рознице, бизнес всеми силами пытается не пустить их с государственным уставом в свой "монастырь". В отличие от охранного бизнеса, где бал правило МВД, Экспертный совет при Федеральной антимонопольной службе решил провести открытые слушания.

Наша цель - достичь здравого смысла по всем статьям
Именно эти слова заместителя руководителя ФАС Андрей Кашеваров, открывшего встречу стали ее лейтмотивом. Предупредив присутствующих предпринимателей о том, что протестовать против самого принятия закона о торговле нет абсолютно никакого смысла А. Кошеваров, предложил не распыляться на критику, а вести конструктивный диалог и поразмышлять о вариантах решения проблем, которые могут возникнуть после вступления проекта в силу. И этот призыв был услышан.

Главный удар по представлению основных положений законопроекта принял на себя начальник Управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле ФАС Тимофей Нижегородцев.

Основными причинами ускоренной разработки и включения обсуждаемого законопректа в перспективный план работы правительства, стали нерешенные вопросы регулирования ранка торговли со стороны региональных органов власти.

По его словам, местные власти, в чьем ведении в настоящий момент находятся вопросы торговли, не справляются с нарастающим конфликтом интересов в отношениях продавцов и поставщиков. Регионы, подчеркнул докладчик, не способны в краткие сроки изменить антимонопольное и гражданское законодательство, а значит, в любой момент могут выпустить ситуацию из-под контроля. Таким образом, сообщил он, настала пора заполнить нормативный вакуум, признать существующие реалии рынка, сбалансировать рыночные силы, договориться о правилах поведения в торговой сфере и санкциях для тех, кто не будет их соблюдать.

Вне всякого сомнения, заявленные цели не могут оспариваться здравомыслящими людьми.

Ключевыми в законопроекте стали антимонопольные статьи.
Нижегородцев - изложил основные положения антимонопольной главы разрабатываемого закона. Первой новеллой, по его словам, является то, что документ связывает воедино два звена торговли - розничное и оптовое. Как известно, рыночная доля продавцов и поставщиков образуется не на производстве или складе, а в магазинах, и если товар не появился на полках, то, соответственно, и доли у его поставщиков нет. Этот факт ключевым образом влияет на взаимоотношения предпринимателей, которые к тому же усложняются еще из-за проблемы перепроизводства в условиях дефицита торговых мест. Нехватку прилавков используют в своих интересах крупные сетевые компании, часто в ущерб производителям. Эта ситуация ни в одном нормативном акте не отрегулирована, заявил Нижегородцев, все происходит в рамках Гражданского кодекса, формально, на условиях свободы договора. В реальности же сети имеют возможность навязывать поставщикам свои условия, заставляя их закрывать производства, уходить с рынка. "Этот перекос очень опасен и может принять угрожающие масштабы", - считает представитель ФАС.

В итоге антимонопольная служба решила ввести в законопроект положение, согласно которому компания, доминирующая в рознице, признается доминирующей и на тех рынках, где приобретает товар для последующей перепродажи. Следовательно, такая фирма попадет под особый контроль со стороны ФАС.
Еще одним нововведением, продолжил Нижегородцев, станет установление пределов занимаемой доли в сфере розничной торговли. Установленные Федеральным законом от 26 июля 2007 г. N 135-ФЗ универсальные показатели справедливы для большинства рынков, но непригодны для более специфичных. Именно по этой причине, сообщил чиновник, первоначальная граница доминирования в торгово-розничном секторе снижена до 15 процентов, а предельная - до 35. При превышении нижней границы установленной зоны никакого прямого регулирования не будет, заверил Нижегородцев. Он пояснил, что компания, добившаяся 15-процентного присутствия на рынке, вносится в реестр субъектов, занимающих доминирующее положение. Кроме того, фирме выдадут поведенческие условия и предписания, в которых предполагается прописать определенные ценовые ограничения, а также предельно допустимые надбавки. "В общем, если вы стали лидером торговли на определенной территории, то должны быть готовы нести социальную ответственность", - заключил докладчик.
Тимофей Нижегородцев отметил, что в соответствии с законопроектом у предпринимателей всегда будет возможность подать заявление с просьбой приструнить компанию, злоупотребляющую доминированием на рынке. В этом случае ФАС оставляет за собой право возбудить дело, рассмотреть его, а затем признать претензии обоснованными или необоснованными. Косвенную защиту малому бизнесу даст введение предельного 35-процентного ограничения присутствия в торговой сфере. Фирмам, желающим превысить эту долю, придется обсудить перспективы ее наращивания с территориальным подразделением ФАС.

Дела благие на коррупционном поле
Генеральный директор крупной торговой сети ОАО "Магнит" Сергей Галицкий сразу отмел обвинения чиновников в кознях, которые чинят "сетевики" желающим выйти на рынок производителям. По его словам, все очень просто: есть эффективные и неэффективные поставщики, с первыми можно работать, со вторыми - нет.

Что касается разрабатываемого проекта закона, то Галицкий выступил как его убежденный противник. Он привел пример с небольшим городом или селом, в котором любой предприниматель может открыть магазин и моментально стать обладателем доминирующей доли. Чем это закончится, всем понятно, саркастично заметил бизнесмен. "Я вынужден буду просить у местного чиновника ФАС разрешения открыть второй магазин и даже предполагаю цену, в которую мне это разрешение обойдется. Иными словами, законопроект дает обширное поле для коррупционных действий", - заявил он. Решить проблему, по его мнению, можно, лишь применяя предложенные процентные нормативы к относительно крупным населенным пунктам, в которых число жителей превышает, к примеру, 100 тысяч человек.
Галицкий подверг критике еще одно предложение ФАС, согласно которому доминирующими будут признаны три компании, чья доля на рынке превысит двадцать процентов от общего объема розничного товарооборота. "Это очевидное препятствие для развития бизнеса", - заметил коммерсант.
Категорически не согласился выступающий и с тем пунктом, где предприниматели, заинтересованные в увеличении предельно допустимой доли присутствия на рынке, должны представить в антимонопольное ведомство ходатайство о даче согласия на осуществление тех или иных сделок. По сути, возмущенно сказал Галицкий, речь здесь идет о государственном регулировании коммерческих сделок. "Чиновникам осталось только написать за нас коммерческие договоры, определить стоимость аренды, и все будет в порядке", - иронично подытожил он.

Не все в правительстве одним лыком шиты
Куда менее эмоциональным, но столь же содержательным стало выступление президента холдинга "Русский огород", а по совместительству вице-президента Общероссийской общественной организации "ОПОРА России" Владислава Корочкина. По его мнению, глава закона, подготовленная специалистами Федеральной антимонопольной службы, единственная, которую может поддержать малый бизнес. Все остальные положения правительственного проекта бизнес-объединение категорически отвергает. Подготовленный документ, продолжил он, устанавливает целый ряд немотивированных ограничений и барьеров для ведения торговли, а потому требует кардинальных изменений. Если их не внести, заявил Корочкин, всем малым предприятиям торговли придет конец, они просто не смогут работать в условиях абсолютного государственного регулирования и огромного числа вновь появляющихся коррупционных барьеров. Единственное, на что, по словам представителя "ОПОРЫ", осталось уповать предпринимателям - это обещание руководителя МЭРТ Эльвиры Набиуллиной. По словам Корочкина, в ходе прошедшей недавней встречи с представителями бизнес-объединения она пообещала исключить из законопроекта все нормы, не соответствующие принципам рыночной экономики. Докладчик заметил, что конкретные предложения "опористов" уже направлены в Минэкономразвития, и они надеются, что мнение малого бизнеса все-таки будет учтено при подготовке окончательной редакции важнейшего для всей отрасли закона.

Приглашение к сотрудничеству
Снизить градус дискуссии попыталась начальник отдела прогнозирования и регулирования сферы внутренней торговли и платных услуг населению Минэкономразвития Надежда Кузнецова. Выразив благодарность за все замечания в адрес разработчиков законопроекта, она заявила, что готова согласиться со многими из них. Однако Кузнецова обратила внимание на то, что сам по себе документ очень сложен и каждая из сторон - будь то чиновник, поставщик, "сетевик", потребитель - имеет личное представление о перспективах развития торговли и стремится отстоять свои интересы. Примечательно, что если Набиуллина, судя по словам Корочкина, все же признала явно нерыночный характер ряда предложенных норм, то ее подчиненная назвала подобные обвинения "обидными и несправедливыми".
Отдельно Кузнецова рассказала о предполагаемом госрегулировании цен. Она заверила участников заседания в том, что когда только появилась идея разработки законопроекта о торговле, речи о вмешательстве чиновников в ценовую политику компаний не было. По ее словам, все изменилось осенью, когда резко подорожало большинство продуктов. Тем не менее, считает представитель экономического ведомства, даже в самом худшем для предпринимателей случае государство возьмется устанавливать цены лишь на пять видов продовольственных товаров.
В итоге, считает Кузнецова, есть только один выход из сложившейся вокруг спорного закона ситуации - пригласить представителей бизнес-сообщества к совместному обсуждению и доработке предложенного варианта документа. Только в этом случае он сможет хоть в какой-то степени удовлетворить как власть, так и предпринимателей.