Комитет Государственной Думы по безопасности 4-го созыва (2004-2007 гг.) сформирован на основе конституционного принципа пропорционального представительства всего спектра политических сил в парламенте. 31 член Комитета представляют 5 депутатских объединений в Государственной Думе в лице фракций "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Родина" (народно-патриотический союз)", Народно-Патриотический Союз "Родина" (Партия Национального Возрождения "Народная Воля" - Социалистическая единая партия России - "Патриоты России"). Председателем Комитета является Васильев Владимир Абдуалиевич, кандидат юридических наук, генерал-полковник милиции.

Основным направлением деятельности Комитета является законодательное обеспечение национальной безопасности и законодательное регулирование деятельности правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации, в том числе:

Министерства внутренних дел Российской Федерации;

Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

Федеральной службы охраны Российской Федерации;

Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

Службы внешней разведки Российской Федерации;

Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации;

Федеральной миграционной службы;

Федеральной службы исполнения наказаний;

Органов прокуратуры Российской Федерации и др.

Основные направления деятельности Комитета структурно закреплены за подкомитетами:

по законодательству в сфере обеспечения национальной безопасности, деятельности разведывательных и специальных служб (председатель ‑ заместитель председателя Комитета В.В.Дятленко);

по законодательству о финансировании правоохранительных органов, спецслужб и социальной защиты военнослужащих, сотрудников и членов их семе (председатель ‑ первый заместитель председателя Комитета М.И.Гришанков);

по законодательству в сфере борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом и международному сотрудничеству в этой области (председатель ‑ заместитель председателя Комитета А.С.Куликов);

по законодательству в сфере обеспечения общественной безопасности и деятельности правоохранительных органов (председатель ‑ заместитель председателя Комитета В.И.Илюхин);

по законодательству в сферах обеспечения региональной, транспортной безопасности, деятельности единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (председатель ‑ заместитель председателя Комитета В.П.Войтенко);

по законодательству в сферах контроля за оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, борьбы с нелегальной миграцией (председатель ‑ заместитель председателя Комитета В.В.Бобырев).

В период работы Государственной Думы четвертого созыва члены Комитета по безопасности при осуществлении законотворческой деятельности в указанных сферах, приоритетное внимание уделяли вопросам обеспечения необходимого финансирования правоохранительных и иных структур и социальной защиты военнослужащих, сотрудников, членов их семей и др.

В течение 2004-2007 годов Комитет по безопасности вел законопроектную работу в качестве ответственного комитета по более чем 180 проектам федеральных законов. В полном объеме завершена работа по 160 законопроектам.

Всего за указанный период принято Государственной Думой и подписано Президентом Российской Федерации 52 федеральных законов, создающих правовые основы обеспечения безопасности нашей страны с учетом современных реалий.

С целью адекватной реакции на характерные для современного этапа развития мирового сообщества угрозы национальной безопасности России, такие как международный терроризм, возрастающий наркотрафик, незаконная миграция и др., Комитет по безопасности обращал особое внимание на совершенствование правовых основ противодействия новым вызовам и угрозам безопасности России.

Широкий общественный резонанс и положительный эффект правоприменения в сфере обеспечения безопасности имеют разработанные в Комитете и принятые Государственной Думой законы "О противодействии терроризму" № 35-ФЗ от 06.03.06 г. и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" № 153-ФЗ от 27.07.06 г. В них законодательно установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы предупреждениятерроризма и борьбы с ним, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма, и, что весьма актуально, закреплены правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил в борьбе с терроризмом, в том числе за пределами Российской Федерации. Создаваемая система мер противодействия терроризму строится на новом понимании терроризма как идеологии насилия и практики воздействия на принятие решения органами государственной власти. В качестве основного субъекта борьбы с терроризмом определен федеральный орган исполнительной власти в области безопасности, на который возлагаются, в частности, функции по проведению контртеррористической операции и привлечению сил и средств соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Одновременно в законодательные акты Российской Федерации внесен комплекс взаимосвязанных изменений, касающихся, в частности, деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предупреждению актов терроризма, усиления уголовной ответственности за различные проявления терроризма, введения конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера, установления уголовной ответственности за публичные призывы к терроризму и публичное оправдание терроризма, а также административной ответственности за нарушение правового режима контртеррористической операции и другие.

Заложены правовые основы в решении вопросов правового регулирования возмещения вреда и социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта. Введена ответственность организаций за причастность к терроризму, запрещено создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

В целях создания надлежащих условий для более эффективного раскрытия преступлений и установления системы мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества потерпевших, свидетелей, других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, принят Федеральный закон № 119-ФЗ от 20.08.04 г. "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Данным законом предусмотрен конкретный механизм обеспечения государственной защиты, определен перечень лиц, подлежащих такой защите, и виды государственной защиты и меры безопасности, применяемые в отношении защищаемых лиц, а также указаны органы, на которые возложена задача по обеспечению их безопасности. В соответствии с требованиями Закона Правительством Российской Федерации утверждена Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы". Программа учитывает как отечественный, так и зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области и направлена на осуществление определенных Федеральным законом мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений. Для реализации Программы в федеральном бюджете только на 2007-2008 г.г. выделено 648,3 млн. рублей.

Комитет по безопасности осуществлял работу по формированию правовой базы по совершенствованию государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В этих целях приняты законы "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации" № 266-ФЗ от 30.12.06 г. и "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" № 89-ФЗ от 15.06.06 г. Их принятие позволило оптимизировать функции контролирующих органов, находящихся в пунктах пропуска, а также органов, осуществляющих режим пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Все это обеспечило более четкое прохождение пограничного, таможенного и иных видов контроля при пересечении Государственной границы.

Актуальными и требующими более четкого правового регулирования являлись вопросы, связанные с миграционными процессами в нашей стране. В этой связи принят Федеральный закон № 121-ФЗ от 18.07.06 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции". Законодателем определены компетентные органы, осуществляющие властные полномочия в сфере миграции, соответствующие изменения внесены в ряд законодательных актов Российской Федерации, в т.ч. в федеральные законы: "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "О гражданстве Российской Федерации", "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О беженцах", "О вынужденных переселенцах", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"; в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и другие.

Значительное внимание уделялось правовому регулированию различных аспектов социальной защищенности сотрудников правоохранительных органов и членов их семей. Разработаны и приняты законы: "О внесении изменения в статью 31 Закона Российской Федерации "О милиции" (в части установления права субъектов Российской Федерации определять порядок предоставления социальных гарантий детям сотрудников милиции) № 80-ФЗ от 08.06.06 г.; "О внесении изменения в Федеральный закон "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" № 169-ФЗ от 21.12.05 г.; "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О федеральной службе безопасности"№ 124-ФЗ от 05.07.07 г.;"О внесении изменений в статьи 54 и 55 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" № 121-ФЗ от 22.07.05 г. и другие.

Указанными законами субъектам Российской Федерации предоставлено право определения порядка первоочередного предоставления мест в общеобразовательных и дошкольных учреждениях и летних оздоровительных лагерях, независимо от форм собственности, детям сотрудников милиции, а также детям сотрудников милиции, погибших при исполнении служебных обязанностей, по месту жительства их семей. Предусмотрено право гражданского персонала органов федеральной службы безопасности, а также детей гражданского персонала в возрасте до 18 лет, на медицинскую помощь в военно-медицинских подразделениях и учреждениях органов федеральной службы безопасности. Законодательно установлены социальные и трудовые гарантии сотрудникам уголовно-исполнительной системы, избранным (назначенным) в законодательные (представительные) или исполнительные органы государственной власти либо органы местного самоуправления.

В связи с реформой федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации законодательно урегулированы вопросы по установлению социальных гарантий сотрудникам указанных органов и обеспечению их денежным довольствием при переводе на иные условия службы (работы). Это позволило в условиях совершенствования правоохранительных структур сохранить личный состав.

В целях совершенствования правового регулирования деятельности государственных органов по исполнению судебных решений и актов иных органов и для создания дополнительных гарантий обеспечения прав, свобод и законных интересов лиц, осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, разработаны и приняты более 10 законов, в том числе: "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" № 46-ФЗ от 03.04.06 г.; "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" и в статьи 7 и 8 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" № 50-ФЗ от 15.04.06 г.; "О внесении изменения в статью 38 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" № 104-ФЗ от 19.06.07 г.; "О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"№ 91-ФЗ от 06.06.07 г. и другие.

В частности, законодатель расширил права осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, решил вопросы обеспечения безопасности осужденного, являющегося потерпевшим или свидетелем по уголовному делу о преступлении, совершенном в исправительном учреждении. В соответствии с рекомендациями Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания снят запрет на пользование книгами, газетами, журналами и иной литературой подозреваемым и обвиняемым, водворенным в карцер. Определена правовая основа передачи в состав уголовно-исполнительной системы следственных изоляторов органов ФСБ России. Производственный сектор уголовно-исполнительной системы переориентирован на учебно-производственную деятельность. Законодательно закреплена возможность уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы для осуществления контроля.

Одним из приоритетных направлений законотворческой работы Комитета является совершенствование правовых основ деятельности системы предупреждения крупномасштабных техногенных аварий и природных катастроф, пожаров, иных чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности населения. Разработаны и  приняты законодательные акты: "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" № 206-ФЗ от 04.12.06 г.; "О внесении изменений в статью 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" № 38-ФЗ от 10.05.04 г.; "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О гражданской обороне" № 51-ФЗ от 19.06.04 г.; "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности" № 172-ФЗ от 25.10.06 г., "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" и статью 21 Федерального закона "Об обороне" № 103-ФЗ от 19.06.07 г.

В указанных федеральных законах определены полномочия и закреплена ответственность по предупреждению чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями – собственниками охраняемых объектов. Законодателем уточнены основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части организации своевременного информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей, определен порядок установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения и ряд других мер.

Проведена работа по совершенствованию федерального законодательства в сфере гражданской обороны, в том числе, урегулированы отношения, возникающие при прохождении службы лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы МЧС России в органах управления гражданской обороны и аварийно-спасательных служб.

Законодательно решен вопрос о зачислении средств, полученных от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, в местные бюджеты.

В сфере проведения административной реформы разработан и принят Федеральный закон № 24-ФЗ от 02.03.07 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы". Законом, в частности, введен запрет государственным и муниципальным служащим осуществлять дополнительную оплачиваемую деятельность (преподавательскую, научную и иную творческую) в случаях, когда такая деятельность финансируется за счет средств иностранных государств, иностранных и международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Приняты также федеральные законы "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" 121-ФЗ от 18.07.06 г., определивший компетентные органы, осуществляющие властные полномочия в сфере миграции, и "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О милиции" № 126-ФЗ от 25.07.06 г., в части системы органов внутренних дел и расширения полномочий Министра внутренних дел Российской Федерации.

Членами Комитета разработан закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (о создании Следственного комитета прокуратуры Российской Федерации и подведомственных ему структурных подразделений) ‑ № 87-ФЗ от 05.06.07 г.

В Комитете велась законотворческая работа по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Проведена работа над 10 законодательными инициативами по вопросам ограничения установки особых государственных регистрационных знаков и специальных сигналов на транспортные средства. Члены Комитета являются авторами законопроектов: "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 12 Кодекса), "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и статью 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (в части обязательного нотариального удостоверения доверенностей на право управления транспортными средствами), "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" (в части ограничения установки специальных сигналов на транспортные средства) и др.

Разработан и принят ряд законов, регулирующих деятельность в сфере частной детективной и охранной деятельности, оборота оружия. В том числе: "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" № 59-ФЗ от 06.06.05 г. (об урегулировании правового статуса охранника) и № 118-ФЗ от 18.07.06 г. (об определении видов охранных услуг); "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "Об оружии" № 25-ФЗ от 26.04.04 г. (по вопросу приобретения оружия образовательными учреждениями, которые занимаются подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников юридических лиц с особыми уставными задачами); "О внесении изменений в Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и статью 12 Федерального закона "Об оружии", регулирующий вопросы оборота оружия в стратегических организациях, эксплуатирующих магистральные нефтепроводы для обеспечения сохранности продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд, и охраны объектов ее добычи, переработки, хранения и транспортирования, а также для обеспечения сохранности иного имущества, необходимого для выполнения государственных контрактов, в том числе при его транспортировании и др.

За период 2004-2007 г.г. проведено 134 заседания Комитета по безопасности. На них рассмотрено более 1000 вопросов.

По инициативе членов Комитета на заседаниях рассматривались, в том числе и в закрытом режиме, наиболее актуальные проблемы обеспечения национальной безопасности. В частности, заслушивалась информация руководителей правоохранительных ведомств и спецслужб по проблемам:

‑ противодействия терроризму, а также дополнительного финансирования первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и противодействие терроризму на транспорте;

‑ по вопросам выплаты "боевых" денег военнослужащим и сотрудникам, выполнявшим служебные обязанности в зонах конфликтов;

‑ о наркоситуации в России и проблемах совершенствования законодательных основ противодействия наркобизнесу;

‑ об имплементации международных норм в сфере противодействия коррупции в российское законодательство; о мерах по декриминализации банковской системы;

‑ о правоохранительной службе Российской Федерации; об участии общественности в обеспечении правопорядка;

‑ о проблемах повышения эффективности деятельности органов прокуратуры; об актуальных проблемах в сфере государственной миграционной политики;

‑ о мерах, принимаемых органами исполнительной власти по обеспечению безопасности дорожного движения и повышению эффективности дорожно-транспортной инфраструктуры;

‑ о состоянии и мерах по совершенствованию организации защиты ядерно- и радиационно- опасных объектов в условиях террористической угрозы;

‑ об обеспечении геополитических интересов России, состоянии охраны Государственной границы и континентального шельфа Российской Федерации и многие другие.

Аудиторы Счетной палаты Российской Федерации на заседаниях Комитета регулярно информируют депутатов об итогах проверок целевого использования бюджетных средств, направленных на обеспечение безопасности.

Наиболее актуальные для исследования проблемы безопасности рассматривались в форме выездных заседаний.

Вопрос "О состоянии обеспечения авиационной безопасности на объектах воздушного транспорта и ходе исполнения Федерального закона от 21 марта 2005 г. № 20-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте" члены Комитета рассмотрели непосредственно в аэропорту "Домодедово" с участием всех заинтересованных субъектов этой деятельности.

На выездном заседании Комитета по безопасности в РАО ЕЭС обсуждался вопрос "О мерах, принимаемых энергетической системой России по недопущению чрезвычайных ситуаций на объектах электроэнергетики в зимний период".

На совместном выездном заседании Комитета по безопасности, Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству и Координационного совета правоохранительных органов в ЮФО в г. Ростове-на-Дону рассмотрены проблемы обеспечения безопасности на Северном Кавказе.

По предложениям Комитета по безопасности на заседаниях Государственной Думы, в рамках "Правительственного часа", рассмотрены актуальные проблемы безопасности личности, общества и государства, в том числе вопросы:

‑ "О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по повышению уровня социальной защиты военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов" с приглашением Министра финансов А.Л.Кудрина, Министра обороны С.Б. Иванова и Министра внутренних дел Р.Г.Нургалиева;

‑ "Об основных приоритетах миграционной политики Российской Федерации и о мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по совершенствованию действующего законодательства в этой сфере" с приглашением Министра внутренних дел Р.Г.Нургалиева, Руководителя Федеральной миграционной службы К.О.Ромодановского;

‑ "О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по профилактике и снижению уровня преступности среди несовершеннолетних" с приглашением Министра внутренних дел Р.Г.Нургалиева;

‑ "О борьбе с преступлениями, связанными с проявлениями экстремизма, преступлениями на национальной почве" и "О реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год по вопросам борьбы с коррупцией" (с приглашением Генерального прокурора РФ Ю.Я.Чайки, Председателя Верховного Суда РФ В.М.Лебедева, Министра внутренних дел Р.Г.Нургалиева);

‑ "О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по повышению эффективности осуществления контрольных и надзорных функций за обеспечением пожарной, экологической, технологической, атомной и транспортной безопасности" с участием Главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору Г.Н.Кириллова, Руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К.Б.Пуликовского, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Г.К.Курзенкова, и др.

Одной из форм работы Комитета по безопасности является проведение парламентских слушаний, "круглых столов", на которых с привлечением государственных и общественных деятелей, ученых широко рассматриваются наиболее актуальные проблемы безопасности. За период четвертого созыва Комитет провел более 20 парламентских слушаний, в том числе: "Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом", "О государственной политике и стратегии противодействия коррупции", "Актуальные проблемы и концептуальные подходы нормативно-правового обеспечения противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и распространению наркомании в Российской Федерации", "Военное сотрудничество и проблемы обеспечения региональной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств в современных условиях", "О состоянии и проблемах законодательного обеспечения радиационной безопасности в Российской Федерации", "О проекте федерального закона "Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", "Правовое регулирование охранной и сыскной деятельности: практика, тенденции и проблемы в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации", "О законодательных мерах и технических методах противодействия обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции в Российской Федерации", "Проблемы законодательного обеспечения безопасности дорожного движения и повышения эффективности дорожно-транспортной инфраструктуры", "Проблемы правового обеспечения энергетической и экологической безопасности стран СНГ Каспийского региона", "Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка: прошлое и настоящее" и др.

Комитет активно использует такую форму обсуждения актуальных вопросов безопасности и правопорядка с широким привлечением научной общественности и практических работников, как "круглые столы". В этом созыве их проведено более 40, в том числе: "О совершенствовании законодательства в целях противодействия терроризму", "Общественные организации и их роль в борьбе с терроризмом", "Недружественное поглощение" российских предприятий и иные противоправные способы воздействия на их деятельность: пробелы в законодательстве или его неисполнение?", "О проблемах ВТО и основных направлениях ее развития с учетом имеющегося опыта и основных мировых тенденций в этой области", "Состояние профилактики преступности в Российской Федерации", "О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в крупных городах Российской Федерации", "Законодательное регулирование в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ: состояние, проблемы и пути их решения", "О проблемах законодательного обеспечения противодействия проявлениям экстремизма и ксенофобии в Российской Федерации", "Истоки насилия и жестокости в обществе, меры их законодательного предупреждения", "Законодательное обеспечение противодействия коррупции", "О законодательном обеспечении государственного стимулирования развития отрасли информационной безопасности", "Проблемы правового и социального статуса жертв преступности в России", "Инновационная политика - фактор экономической безопасности и гарантия стабильного развития Российской Федерации", "Законодательное обеспечение социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы", "Законодательные и иные меры предупреждения коррупции в системе закупок для государственных и муниципальных нужд", "Актуальные проблемы правового обеспечения противодействия нелегальной миграции", "Законодательные проблемы противодействия алкоголизации населения как угрозы национальной безопасности России", и многие другие.

Ещё одним из важным направлением деятельности Комитета является проведение конференций, семинаров, диспутов, иных мероприятий диалогового формата. Всего за период созыва было проведено более 250 подобных мероприятий. В этом плане следует отметить ежегодный международный форум "Технологии безопасности", который под эгидой Комитета по безопасности в 2007 г. году проводился в 12-й раз. В рамках данного форума проводятся "круглые столы", семинары, конференции, совещания, тематические выставки.

Комитет также является постоянным соорганизатором Национального форума по информационной безопасности "Инфофорум", международной специализированной выставки "Пожарная безопасность ххi века " и международной специализированной выставки " Комплексные системы безопасности".

Члены Комитета входят в состав многих президентских, парламентских, правительственных и международных Комитетов и Комиссий, являются членами депутатских групп по связям с парламентами зарубежных стран: СНГ; прибалтийских государств; европейских государств; стран Северной Америки; стран Латинской Америки; арабских стран и стран Северной Африки; стран Азии; стран Африки; по связям с ЮНЕСКО.

За период 2004 ‑ 2007 г.г. в Комитете проведено свыше 100 встреч с делегациями парламентариев зарубежных стран, представителями дипломатического корпуса, государственными, политическими и общественными деятелями многих стран.

В сентябре 2007 г. делегация Комитета во главе с Председателем В.А.Васильевым посетила с официальным визитом Китайскую Народную Республику.

Постоянный обмен парламентскими делегациями позволяет установить более тесный контакт между Россией и другими государствами, выработать общий подход к решению таких злободневных проблем мирового сообщества, как борьба с международным терроризмом, наркомафией, незаконным оборотом денежных средств, добытых преступным путем и многих других.

В порядке информирования общественности о проводимой Комитетом работе, на WEB-странице Комитета в глобальной сети Интернет в 2004-2007 г.г. размещено свыше 1000 материалов, подготовленных по итогам заседаний Комитета по безопасности, а также других общественно значимых мероприятий.

В различных изданиях опубликовано свыше 300 статей, докладов, интервью, членов Комитета по безопасности и работников аппарата Комитета, организовано более 500 пресс-конференций, встреч членов Комитета с корреспондентами, редакторами и руководителями СМИ, выступления на радио и телевидении.

За период созыва Комитетом издано 8 сборников по актуальным проблемам безопасности: "Борьба с терроризмом и его финансированием"; "Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма"; "Истоки насилия и жестокости в обществе, меры их законодательного предупреждения"; "О проблемах законодательного обеспечения противодействия проявлениям экстремизма и ксенофобии в Российской Федерации"; "Вопросы совершенствования законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности"; "Борьба с коррупцией: актуальные проблемы законодательного обеспечения" и др.

Члены Комитета по безопасности при подготовке своих законодательных инициатив используют предложения и критические замечания, содержащиеся в письмах и обращениях граждан, направленных в Комитет по безопасности. Аппарат Комитета постоянно проводит анализ и обобщение поступающих предложений.

За период созыва 2004-2007 г.г. в адрес Комитета поступило свыше 5000обращений граждан, трудовых коллективов, общественных объединений, предприятий и учреждений по вопросам ведения Комитета по безопасности (без учета депутатской почты). В связи с этим подготовлено и направлено свыше 5400поручений (запросов) в Правительство Российской Федерации, в различные федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Федерации.

В целях экспертно-правовой поддержки деятельности Комитета действует Экспертный совет, который объединил около 200 видных российских ученых и практиков ‑ специалистов в различных сферах национальной безопасности, в их числе более 100 профессоров, докторов и кандидатов наук. В составе Совета представители органов государственной власти, науки и высшей школы, общественных объединений, бизнессообщества. Структурно Экспертный совет разделен на секции соответственно подкомитетам. Общее руководство по направлениям экспертной деятельности указанных секций осуществляют председатели подкомитетов.

Для проведения научной экспертизы законопроектов Комитет эффективно использует научный потенциал ведущих научных и образовательных центров:

‑ на базе Московской академии экономики и права создан и успешно действует Научный центр обеспечения законодательной работы в сфере экономической безопасности;

‑ Московский институт права утвержден базовым научным центром Комитета Государственной Думы по безопасности в сфере правовых и экономических отношений;

‑ научно-практическим экспертным центром Комитета является Институт поведения, учеными которого разработаны уникальная технология угашения наркозависимости и программа социальной адаптации лиц, употреблявших наркотики.

По инициативе Комитета по безопасности Государственной Думой был заключен государственный контракт с Академией ФСБ России на выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Основные направления совершенствования системы обеспечения национальной безопасности: законодательный аспект". По итогам работы научный коллектив представил развернутый отчет, содержащий анализ законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, законности и правопорядка и ряд законодательных предложений, которые могут быть основой для законопроектной работы Комитета по безопасности Государственной Думы пятого созыва.

Члены Комитета по безопасности сделали хороший задел для законотворческой работы депутатов Государственной Думы пятого созыва. В том числе, проекты федеральных законов: "О противодействии коррупции", "Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", "О негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности в Российской Федерации", "О служебной тайне", а также ряд других законопроектов.