С высоты девятого этажа здания городской администрации, где находится кабинет мэра, город Жуковский виден как на ладони. Отсюда, с высоты птичьего полета, так и хочется сделать панорамные снимки. Но слова «полёт», «крылья» могут быть применимы во всём многообразии метафор, когда речь идёт об этом подмосковном центре авиационной науки, промышленности и современных высоких технологий.

На снимке: в полёте высотный разведчик М-17 «Стратосфера».

Жуковский расположен в живописной зелёной зоне на юго-востоке Московской области на территории Раменского района. Город получил своё имя в честь выдающегося русского учёного, основоположника теоретической и экспериментальной авиамеханики и аэродинамики Н.Е.Жуковского (1847-1921). Название это правомерно и символично: именно Николай Егорович организовал и был первым руководителем Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), переведённого сюда из Москвы в 30-е годы прошлого века.

Развитие института, уникального научно-исследовательского центра, придало импульс созданию будущей городской инфраструктуры. Небольшой посёлок Стаханово в 1947 году получил статус города и нынешнее название. Сегодня в Жуковском, обретшем мировую известность, живут более ста тысяч человек.

Так что история города неразрывно связана с развитием и успехами отечественной и мировой авиации и космонавтики. И вполне логично, что с 1993 года именно здесь с периодичностью раз в два года регулярно проводится Международный авиакосмический салон МАКС. За мужество и героизм, проявленные при проведении испытаний новых образцов авиационной и космической техники, тридцать одному жителю города присвоены звания Героев Советского Союза и России.

С этого и начался наш разговор с главой городской администрации Александром Бобовниковым. Несмотря на внешнюю сдержанность, в его голосе легко улавливались нотки гордости за свой город, за его жителей. В самом деле, в каком другом относительно небольшом (по столичным меркам) муниципальном образовании можно встретить сразу четыре всемирно известных «фирмы» — федеральные государственные унитарные предприятия «ЦАГИ им.Н.Е.Жуковского», «ЛИИ им.М.М.Громова», «ЭМЗ им.Мясищева». Этот ряд дополняют ФГУП «НИИАО» и два крупнейших в области приборостроения предприятия ОАО «НИИП им.В.В.Тихомирова», ОАО «МНИИ «АГАТ». Все они составляют основу научно-промышленного комплекса города.

В этом ряду на правом фланге по праву находится Центральный Аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е.Жуковского. По словам главы города, это, образно говоря, стартовая исследовательская площадка с эксклюзивной экспериментальной базой, где трудились и трудятся уже не одно поколение выдающихся учёных и конструкторов. Результаты полёта их творческой мысли и научного поиска воплощаются в летательные аппараты, которые составляли и составляют гордость и славу не только отечественной, но и мировой авиации.

Институт успешно продвигает свои разработки и исследовательские возможности на мировой рынок. Говоря о географии международного сотрудничества с ведущими аэрокосмическими компаниями и центрами, мэр города назвал такие известные фирмы, как «Боинг», «Локхид Мартин», «Рокуэлл» (США); «Эрбас», «Аэроспасьяль» (Франция); «Бритиш Аэроспейс» и «Роллс-Ройс» (Великобритания), компании и предприятия из Китая, Бразилии и других стран. Формы сотрудничества «жуковцев» с иностранными партнёрами и заказчиками весьма широки — от выполнения конкретных заказов по контрактам, общих фундаментальных исследований до организации совместных предприятий.

Почётный список «старожилов» города продолжает Лётно-исследовательский институт имени М.М.Громова. Это базовый научный центр по разработке передовых технологий лётных испытаний и по оценке их в полёте, мощный лётно-испытательный комплекс, который обеспечивает практически любые виды испытаний и исследований.

В этом же ряду научно-исследовательский институт авиационного оборудования, один из лидеров  отечественной авиационно-космической отрасли. Системы бортового оборудования, разработанные энтузиастами института, установлены на пилотируемых космических аппаратах, на самолётах Бе-200, Ту-204, Ту-214, Ту-234, Ту-334, Ил-96-300, Ил-114 и вертолётах Ка-226АГ.

Основными направлениями деятельности Экспериментального машиностроительного завода им. В.М.Мясищева являются разработка, изготовление и испытания новых образцов авиационной, космической и специальной техники, в том числе и гражданского применения. За последние годы на предприятии созданы высотные самолёты М-17 «Стратосфера», М-55 «Геофизика», воздушная транспортная система ВМ-Т «Атлант» для перевозки космического корабля «Буран» и блоков ракетоносителя «Энергия», легкомоторный самолёт многоцелевого назначения М-101Т «Гжель».

Глава города рассказал нам и о коллективе, чья продукция и разработки хорошо известны в оборонной сфере. Это Московский научно-исследовательский институт «Агат» — ведущее предприятие по созданию и испытаниям опытных образцов радиоэлектронной аппаратуры. В их числе — радиолокационные устройства военного применения; специальные цифровые вычислительные устройства и т.д.; медицинская аппаратура на базе высоких технологий. Особая заслуга учёных института — создание радиолокационных головок самонаведения (РГС) для серии ракет, которыми вооружены истребители МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-27 и их модификации. Войсковые  зенитно-ракетные установки «Куб», «Бук», «Квадрат», «Ганг», «Урал», а также корабельный ракетный комплекс ПВО «Штиль» — всё это тоже творения ума и рук работников «Агата».

Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В.Тихомирова — головное предприятие в России по разработке сложных радиотехнических систем, используемых в мобильных зенитных ракетных комплексах средней дальности действия. В научном активе института — георадар, способный обнаруживать объекты на глубине до 20 м, и специальный гидролокатор, с помощью которого удалось найти затонувшую в Баренцевом море подводную лодку «Курск».

Но это лишь часть, хотя и немалая, научно-производственного потенциала города. По оценке мэра, численность работающих в организациях этого профиля составляет 27,3% от всей городской рабочей силы. В этой сфере трудятся более 800 учёных со степенями кандидатов и докторов наук. Постоянно обновляется компьютерная база, немало средств выделяется для закупки нового оборудования. Это уже чётко проявившаяся тенденция. Или, если угодно, традиция для города — претендента на присвоение статуса наукограда. А вообще-то город по многим параметрам уже является таковым.

В интересах развития Жуковского как наукограда разработана соответствующая программа. Её основные направления — развитие научно-производственного комплекса, поддержка инновационной деятельности и привлечение инвестиций, создание единой информационной среды, материально-техническое и кадровое обеспечение.

Глава города с удовлетворением говорит о динамично развивающейся экономике Жуковского. В 2004 году объём промышленной продукции городских предприятий вырос с 3333,8 млн. руб. до 4185,6 млн. руб. по сравнению с годом предыдущим. Соответственно растут и доходы жителей. В сфере малого предпринимательства создаются новые рабочие места, появилось больше возможностей для инициативных, предприимчивых людей. Объём продукции предприятий малого бизнеса в 2004 году составил 5954 млн. рублей,  доля товаров и услуг, производимых в этой сфере, — без малого 40%.

Особой темой в нашей беседе с Александром Петровичем Бобовниковым стала социальная проблематика. Средняя обеспеченность населения общей жилой площадью на конец 2004 года составила 19,65 кв. м. на человека. В 2004 г. введено жилья 97,13 тыс. кв. м. До начала 2006 года планируется ввод 61,05 тыс. кв. м. жилой площади. Что реально это даст жителям города? Показатель конкретный: общая площадь к концу 2005 года достигла 20,65 кв. м. на человека. Но главное, конечно, это качество строительства, сохранность жилого фонда, теплосетей, систем водоснабжения, лифтового хозяйства.

К жилищной теме особый интерес, поскольку глава города не просто администратор, управленец, а профессиональный инженер-строитель с большим опытом работы.

Александр Петрович Бобовников родился 28 октября 1953 года в Курске в семье потомственных строителей. Проживает в г.Жуковском. Кандидат в мастера спорта по классической и вольной борьбе. Женат, имеет двух дочерей.

С 1978 по 1984 гг. работал в городском подразделении Главмособлстроя — «Мособлинжстрой–2». (Эта крупная организация ведёт строительство в Московской области, в том числе в Жуковском и Раменском, а также в Воскресенском и Электростальском районах). Занимал должности инженера, старшего инженера, а затем и начальника ПТО СМУ-4 этого треста.

В 1991-1994 гг. А.П.Бобовников возглавляет консорциум «Россия». В сентябре 2000 года избран главой города Жуковского. В марте прошлого года переизбран на второй срок.

Что касается образования, то в этой сфере город Жуковский, по оценке нашего собеседника, — один из лидеров в Московской области. Здесь вот уже много лет работают факультеты Московского физико-технического и Московского авиационного институтов. Это кузницы кадров для научных предприятий города и области. Открыт Международный институт менеджмента, готовящий руководителей для народного хозяйства по президентской программе. В области среднего специального образования ведущим учебным заведением является Жуковский авиационный техникум.

Так что подмосковный Аэроград, как образно можно назвать Жуковский, — город, устремлённый в будущее. Его крылья — динамично развивающаяся экономика и производство в союзе с уникальным для Отечества научно-исследовательским потенциалом. Не случайно мэр считает свой город и его жителей  сообществом талантливых людей.