Корр. журнала «Хранитель» Л.Ирин
На фото: Голощапов Игорь Александрович
Корр. Для основного контингента наших читателей будет интересно узнать Ваше мнение о сегодняшней количественной и качественной ситуации с кадрами в охранных структурах.
И.Г. В столице, как и в России в целом, в течение пяти лет отмечается количественный рост и охранных предприятий, и числа сотрудников в них. Характерно, что с одной стороны идет укрупнение охранных фирм, но с другой стороны, возможность упрощенного налогообложения подталкивает крупные предприятия «к делению» на более мелкие. Процесс искусственного увеличения субъектов рынка — юридических лиц мог так и продолжаться, если бы не одно «но». Это введенные нормы «положенности оружия», которые находятся на уровне 25% от численности ЧОПа. На сегодняшний день, чтобы существовало охранное предприятие с достаточным количеством короткоствольного служебного оружия, его количественный состав должен увеличиваться. То есть, из-за особенностей налогового бремени — тенденция к сокращению числа сотрудников, а из-за правил оборота оружия — к расширению предприятия.
Это две противоположные тенденции в изменении численности охранных структур относятся к отдельным юридическим лицам, в то время как т.н. холдинги — объединенные одними учредителями — растут непрерывно.
Корр. Как вы охарактеризуете качественный состав сотрудников охраны?
И.Г. Качественный состав сотрудников охраны, если рассматривать с начала 90-х годов, непрерывно падает. К факторам, которые снижают уровень качества охраны, можно отнести следующее: расширение числа таких заказчиков и объектов, которые относятся к малобюджетным объектам — в том числе в социальной сфере и, как правило, с низким уровнем оплаты — не способствуют повышению уровня подготовки охранников. Это — одна сторона.
С другой стороны, в начале 90-х годов среди охранников был высок процент выходцев из правоохранительных органов и они составляли основной костяк. Бывшие сотрудники правоохранительных органов являлись более дисциплинированными и подготовленными к охранной деятельности. Сейчас этот процент неуклонно снижается. В настоящее время профессия охранника стала массовой. В основном, рядовые охранники — это молодые, здоровые люди, но имеющие более низкий уровень правосознания и подготовки по своему предыдущему опыту. Это одна из общих тенденций, но процесс развития никогда не бывает однозначным.
С другой стороны, существуют факторы, заставляющие повышать уровень подготовки охранников. Следует выделить факторы двух типов: экономические и внеэкономические. Внеэкономические обусловлены деятельностью лицензионных подразделений: в частности, введением порядка проверок охранников: сдача обязательных контрольных упражнений по стрельбе, знание теории. Более жесткие требования неизбежно и существенно поднимают уровень подготовки сотрудников охраны по упомянутым вопросам.
Известный эксперимент в Москве, хотя и вызывал множество нареканий, но если говорить о подготовке кадров, то именно он обратил внимание руководителей ЧОПов на вопрос подготовки персонала. Кроме того, это сказалось на отношении самих охранников к самообразованию.
Есть и экономический фактор: клиент становится все более компетентным в области охраны с ясным пониманием, что он хочет получить от этого вида услуг. То есть требуются все более качественные услуги, адаптированные под запросы конкретной организации и конкретного руководителя. И менеджеры ЧОПов вынуждены обращать внимание на целевую подготовку сотрудников.
На сегодняшний день охранные предприятия специализируются как по видам услуг, так и по сегментам: высокое качество услуг с высокими расценками, услуги среднего качества, дешевые низкокачественные услуги. Надо рассматривать качество и подготовку дифференцированно: в дорогом сегменте они растут, а в низком сегменте, наиболее массовом, они падают или, как минимум, остаются на «полунулевом» уровне. Как известно: нельзя говорить о средней температуре больных в клинике.
Корр. Получение дополнительного образования менеджерами среднего звена актуально в сфере охранного бизнеса?
И.Г. В каждом случае, этот вопрос решается индивидуально. Если менеджер не имел высшего образования, возможно это и целесообразно. Однако на практике, на мой взгляд, полезнее систематическая переподготовка, чтобы осмыслить опыт, понять новые тенденции, пообщаться друг с другом, но это не обязательно формальное высшее образование.
Корр. Что Вы можете сказать о подготовке и переподготовке кадров в корпоративном сообществе? Каков потенциал имеющихся школ по подготовке кадров?
И.Г. В дорогом сегменте сами организации проводят внутри подготовку сотрудников со знанием специфики клиентов. В крупных объединениях существуют целые учебные отделы. Школы теоретически способны вести подготовку кадров, был бы спрос. Для этого школы должны предлагать подготовку, которую не смогут обеспечить фирмы, например, по вопросам маркетинга. Либо по иностранному опыту управления охранного бизнеса, в то время как азы профессии мало кого интересуют. Но в школах должен быть обеспечен высокий уровень преподавания. Независимых и компетентных экспертов в нашей сфере намного меньше, чем людей, считающих себя экспертами, и они знают себе цену. Участники семинаров, на которых мне приходилось присутствовать, зачастую больше получают от общения между собой в ходе обмена живым опытом, чем от формализованных лекций приглашенных преподавателей. Вряд ли сегодня школы смогут подняться на принципиально новый уровень обучения, и прорыва здесь ждать не приходится.
Сейчас начинает происходить объединение охранных структур по принципу работы на объектах одного профиля: стройки, школы, транспортные предприятия и т.п. У них одна и та же методика охраны объектов одного типа, поэтому в рамках этих объединений могут быть созданы востребованные узкопрофильные учебные центры. Например, подготовка охранника, который стоит в школе, должна включать психологическую подготовку для работы с детьми и подростками, а также с родителями. В НОУ должна проводиться именно такого рода доподготовка по специализации, как охранников, так и менеджеров ЧОПов. В таком случае возможное направление охранников на переподготовку будет оправдано. Можно говорить о специализированной подготовке на примере учебных центров ведомственной охраны. Ведомственная охрана работает с одним заказчиком — министерством, и выполняет его требования по безопасности однотипных объектов. Именно глубокое изучение специфики объектов и особенностей охраны, вариантов ЧС на группах объектов, оптимизации сочетания физической и технической охраны, требований по антитеррористической защищенности и т.д.
Корр. Насколько глубоко, по Вашему мнению, проникнет в охранное сообщество проблема специализации по отраслям и объектам?
И.Г. Объединения по охране строительных объектов и школ уже существует. Возможно объединение организаций охраняющих крупные торговые комплексы, гостиницы. Наверное, возможно объединение и по другим типам объектам. В туристическом бизнесе охранные предприятия работают слабо, там нет единого заказчика, хотя потенциально и там объединения возможны. Жизнь сама должна подвести к объединениям, только тогда они будут жизнеспособны.
Корр. Какова статистика по НСБ в столице на сегодняшний день?
И.Г. По состоянию на 1 мая 2006 года в Москве зарегистрировано 4 430 охранно-сыскных структур, из них ЧОПов — 4 049, СБ -353, 169 частных детективов и 28 детективных объединений.
Корр. Игорь Александрович, спасибо за актуальное интервью. Уверен, что Ваши экспертные оценки будут интересны читателям журнала «Хранитель» и в дальнейшем.