19 ноября мы отметили 300-летие со дня рождения величайшего русского просветителя, судьба которого олицетворяет всё лучшее, что свойственно нашему народу: стремление к прогрессу, преданность своему делу, презрение к штампам, к схоластике. Наконец, патриотизм, который был сутью Ломоносова, который всю жизнь воспевал Отечество «высоким штилем» стихов и прозы.

Он был сыном черносошного крестьянина Архангельской губернии, рыбака – человека небедного, но далёкого от элиты. Тогда и представить было невозможно, что мужик, представитель простонародья, может стать лидером российской науки, основоположником русской классической литературы и риторики. Но Ломоносов прорвался к звёздам, разрушил все преграды и стереотипы. Не раз ему приходилось скрывать своё «худое» происхождение: иначе не видать Ломоносову Славяно-греко-латинской академии… «Рождённый под хладным небом северной России, с пламенным воображением, сын бедного рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства. Ломоносов был первым образователем нашего языка; первый открыл в нём изящность, силу и гармонию...», - говорил Николай Михайлович Карамзин. Сам Ломоносов, вынашивая планы доступного народного образования, писал: «К наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чаще всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний». Мы нередко не замечаем, что аристократическая спесь – страшный порок и он не раз вставал на пути учёного.

Юбилей Михаила Васильевича Ломоносова – великий праздник для каждого думающего человека, не равнодушного к судьбам нашей Родины, к судьбам Просвещения. У Ломоносова мы должны учиться. Учиться вдохновенному и рациональному труду. Учиться искреннему и самоотверженному патриотизму. Учиться познавать мир неутомимо, целеустремлённо.

Ломоносов был революционером в науке, новатором в подходах к проблемам просвещения. Своей целеустремлённостью он взорвал рутину ХVIII столетия, изменил каноны «золотого века дворянства». Невероятная, фантастическая судьба, которая всегда будет вдохновлять тех, кто сызмальства стремится к свету знания! Он воспитал себя – и стал исполином, встал рядом с величайшими людьми России, на которых и держится наша страна.

Ломоносов для российского Просвещения – идеолог на все времена. К сожалению, сегодня у нас нет оснований для победных реляций перед великим просветителем. Система народного образования разрушается на наших глазах. Государство, основанное на варварских принципах ростовщичества и потребительства, заинтересовано в деинтеллектуализации общества. Вместо народного образования нам предлагают элитарную школу для «золотого» меньшинства, а для народных масс – дешёвую водку и дешёвые наркотики. Трудно представить себе систему, более далёкую от принципов Ломоносова и от здравого смысла. Думал ли великий учёный, что в ХХI веке Россия будет деградировать? Установку на прогресс, на развитие, на мобилизацию народной силы, народного таланта мы променяли на бюрократические россказни о «модернизации». Ломоносов оптимистически смотрел на будущее России. И он был прав! Бесстрашие и трудолюбие многих поколений русских и советских людей обеспечили нам неслыханные стратегические преимущества. Когда в тридцатые годы у нас пели: «Широка страна моя родная!..» - это было по-ломоносовски. Как восхищали Ломоносова огромные пространства России, в них он видел соразмерность масштабу свершений нашего народа – вчерашних, сегодняшних и будущих. Он мечтал об индустриализации:

Ты можешь мне произвести, Россия,

Целебны влажности и жилы золотые.

Но ныне для твоей бессмертной похвалы

Спешу против врагов чрез горы и валы;

Железо мне пролей, разжженной токи меди…

Когда наша страна была великой индустриальной державой – не отставало и Просвещение. Стране были нужны инженеры, изобретатели – и государство воспитывало их под знамёнами Ломоносова, отвечая на вызовы времени. Перед войной Московский университет получил имя своего основателя. После войны строительство уникального университетского комплекса на Ленинских горах было делом чести для всего СССР. Встал перед университетом памятник Ломоносову: основоположник Просвещения Российского с гордостью приглашал нас в храм науки. Так было. И мы верим, что Россия вернётся к созидательной идеологии, а значит – ко всеобщему бесплатному образованию, к новым грандиозным научно-техническим проектам, которые объединяют страну. Неутомимым энтузиастом таких проектов был Ломоносов – будь то обретение искусства мозаики или освоение новых земель и морских путей… Свой долг учёного он видел в служении народу и государству. Сегодня человек с такими принципами, увы, выглядит досужим мечтателем…

И во времена Ломоносова, и сегодня в нашем стране действуют силы, стремящиеся лишить Россию политического, экономического и культурного суверенитета. Они мечтают, чтобы мы пели с чужого голоса, чтобы не умели ценить красоту родного языка и величие российской истории. С «пятой колонной» всю жизнь боролся Ломоносов… А у России есть стратегические ценности, которые должны оставаться неизменными на вечные времена: наука и народное просвещение, армия и военная промышленность, освоение земель и создание транспортных артерий. По состоянию школы, науки и армии можно судить о том, достойны ли мы памяти о Ломоносове? Созидаем или разрушаем? Хозяева мы или расточители? Патриоты или временщики?

Ломоносов творил на пределе возможностей, отдавая все силы, целиком мобилизуя волю для одной великой цели: чтобы направить Россию на столбовую дорогу прогресса. И он сдвинул горы, развитие науки после Ломоносова стало в России необратимым. Только так и можно построить на крепком фундаменте судьбу страны и личную судьбу – дорогой ценой, самоотречённым трудом.

Мы счастливые люди, у нас есть Ломоносов, есть неисчерпаемое богатство его наследия, есть пример его «благородной упрямки». Мы не забываем, что путь Ломоносова начался в рыбном обозе, а продолжается в пантеоне наших вечных современников, классиков науки и литературы… Давайте перечитывать Ломоносова, давайте следовать за мыслями великого человека, открывать новые грани в его (без преувеличений!) неисчерпаемом наследии. Это самое полезное и захватывающее из всех возможных путешествий.

Русский язык Ломоносов считал основой нравственного воспитания. Он первым в России давал лекции на родном языке. Это казалось дерзостью. Современники даже запомнили дату первой такой лекции по физике – 20 июня 1746 года. Это было событием! азумеется, Ломоносов мог читать эти лекции и по латыни, как это было принято, и по-немецки. Не следует воспринимать Ломоносова как прямолинейного шовиниста, который поставил себе целью любой ценой «утирать носы» иностранцам. Он учился в Германии, с уважением относился ко многим европейским коллегам – и среди ближайших соратников русского академика было немало учёных иностранного происхождения. Достаточно упомянуть одного Георга Рихмана – немца из Пернау (Пярну), который погиб в 1753-м году от шаровой молнии во время опыта с незаземлённым «электрическим указателем». «Рихман умер прекрасной смертью, исполняя по своей профессии должность. Память его никогда не умолкнет», - писал Ломоносов. Он отдавал должное талантливым и честным людям, независимо от их происхождения. Любил иностранные языки, стихи, ценил литературу разных народов. Но сыновнюю любовь испытывал только к России. И для него было принципиально важным доказать, что русский язык пригоден для научного исследования, для лекций по физике. Кредо Ломоносова осталось в афоризме: «Культура вовсе не есть подражание иноземному». Это, как мы видим, не агрессивное кредо: патриотам в те времена приходилось защищаться, в родной стране оборонять свои позиции из окопов… Подобно тому, как в последние двадцать лет русофобия стала официальной идеологией молодой российской буржуазии, в XVIII веке подражание Западу было повальным заболеванием. Даже век спустя министр просвещения С.С.Уваров – идеолог «официальной народности» - свои научные сочинения излагал по-французски. С тяжёлыми боями приходилось России по заветам Ломоносова отстаивать права на культурную и языковую независимость. Тем горше, что сегодня мы эту независимость теряем…

Ломоносов был первым русским учёным мирового значения. Его прозрения опережали время… В последние годы снова активизировались ниспровергатели авторитетов, которые усердно взращивают в самосознании русского народа комплекс неполноценности. Они кричат, что заслуги Ломоносова перед точными науками – блеф, выдумки шовинистической советской пропаганды. И не свершал Ломоносов открытий, только высказывал смелые предположения в письмах друзьям… На каждое из подобных обвинений можно ответить с привлечением документов.

В 1760-м году Михайло Васильевич написал диссертацию «Рассуждение о твёрдости и жидкости тел». «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте... Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает», - это не в частном письме написано, это опубликованная научная работа. Труды Ломоносова по молекулярно-кинетической теории тепла – это захватывающая глава в истории науки. Многие работы русского учёного были хорошо известны зарубежным коллегам, современникам Ломоносова. Они, как положено, и спорили, и опирались на его гипотезы. Миф о сомнительности научных достижений Ломоносова базируется на одном факте: результаты химических опытов, которые дали ответ на вопрос «прибывает ли вес металлов от чистого жару» получили резонанс лишь через много десятилетий после смерти Ломоносова – и после того, как Лавуазье описал аналогичные опыты. Для недругов Ломоносова этот сюжет подозрителен: что это за «секретные открытия»? Уж не сталинская ли фальсификация? Но достаточно заглянуть в другие – хорошо известные современникам – труды Ломоносова, чтобы понять, как серьёзно и успешно он разрабатывал эту прорывную научную тему.

И таких пионерных прозрений в научной биографии Ломоносова немало. Да, на Западе его труды замалчивались: Российская империя в то время не была способна на международную рекламу великого учёного. А уж в европах толк в рекламе знали. Россия в XVIII веке доказала всему миру, что у неё есть доблестная, стойкая армия и пышный двор. Но никто в те времена не рассматривал Россию как научную, культурную сверхдержаву. Один Ломоносов, увы, не мог прорвать плотину. «Приходится удивляться тому, как много сделал Ломоносов в области экспериментальной базисной науки, несмотря на эти неблагоприятные условия. Во-первых, он очень широко захватил в своих работах различные области физики. Он изучал жидкое, твердое и газообразное состояние тел. Он тщательно разработал термометрию, он точно калибровал свои ртутные термометры. Пользуясь ими, он, например, определил коэффициент расширения газов при нагревании с удивительной для своего времени точностью. Сравнивая его данные с современными, мы находим, что он сделал ошибку меньше 3%, что было в десять раз точнее принятого тогда значения. Это показывает исключительно высокую технику Ломоносова как экспериментатора», - говорил Пётр Леонидович Капица.

Познавая природу вещей, Ломоносов занимался географией и экономикой не менее энергично, чем физической химией. И в этой области он мыслил нешаблонно, смело отбрасывая расхожие заблуждения своего времени. В трудах Ломоносова мы видим принцип «народного хозяйства», одновременного экономического развития государства и народа. Как это не похоже на господствовавший в то время в Европе принцип меркантилизма, когда считалось, что все средства хороши для «выжимания» экспортного товара. Мы рождены в огромной стране – и Ломоносов видел великое благо в российском географическом размахе.

Ломоносов был сторонником сильного централизованного государства. Он понимал, что именно такая система помогает России побеждать и просвещаться. Не секрет, что у каждого народа есть особые сильные и слабые стороны.

Посмотрите, как проигрывает русский человек, когда жизнь превращается в состязание мафий, в конкуренцию предприимчивых кустарей. От этого суетливого парада-алле частных собственников у многих из нас попросту опускаются руки, - и миллионы (здесь, увы, нет преувеличения!) наших соотечественников предпочитают буржуазным соревнованиям пассивный протест запоя и бродяжничества…

Ломоносов так сформулировал основной принцип, позволявший ему опережать современников в самых разнообразных исследованиях: «Из наблюдений установлять теорию, чрез теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды». Ломоносов разработал собственную теорию познания, в которой гипотезы корректно проверяются экспериментами – и за деревьями тактических задач не теряется лес. Наука, теория, в понимании Ломоносова, должна быть живой, «зрячей». Это новаторская, прорывная методика – и время подтвердило её правильность. В принципиальных вопросах Ломоносов был непреклонен, непробиваем, шёл напролом, сам называл это качество «благородной упрямкой». А в науке его метод предполагал гибкость: вновь открывшиеся факты, эксперименты заставляли пересматривать прежние представления.

Ломоносов был основоположником русской геологии – отрасли, которая кормит всю Россию, и на которую почему-то смотрят свысока сильные мира сего, как на некую скатерть-самобранку. Словно это не наука, не ремесло, не великий труд! Другое дело, что владеют богатствами России дилетанты, пенкосниматели – и употребляют нефтедоллары во зло, развращают общество. Если бы у власти были рачительные хозяева – добыча ресурсов стала бы локомотивом для развития технологий, наукоёмкого производства. Так и было в косыгинские времена… Что роднило управленцев советской эпохи с Ломоносовым? И по происхождению, и по воспитанию, и по опыту они не были оторваны от жизни большинства сограждан, знали цену труду. Крестьянский календарь учит и тактической сноровке, и стратегическому взгляду на труд. Инженер, рабочий, творчески относящийся к своему труду, держит в голове и свою производственную задачу на уровне бригады, и предприятие в целом, и отрасль и, наконец, государство, страну. И Ломоносова любая наука, любое производство интересовало только в комплексе со стратегией развития страны. То есть, не только с сегодняшним днём, но и со вчерашним, и с завтрашним. Когда Ломоносов предрекал русскому Северу и Сибири великое будущее – он, конечно, мечтал не о бездумной растрате ресурсов. Известно, как ревностно Ломоносов заботился о бережливом отношении к самому ходовому ресурсу того времени – к лесу. Если осваиваются новые земли, расширяется производство, развивается наука – значит, принцип «энергетической сверхдержавы» по Ломоносову работает на общество, на будущее. А сегодня всё уходит в «Челси», и индустрию саморекламы. Нечто подобное бывало и во времена Ломоносова. Бироновщина, потом – бездумная придворная роскошь Елизаветы. А он мечтал о путешествиях, об освоении землей и морей, чтобы всюду парил флаг державы.

До Ломоносова ученые считали каменный уголь горной породой, пропитавшейся каким-то «угольным соком». Такого мнения придерживались некоторые геологи даже в начале XIX веке. Между тем еще в XVIII веке Ломоносов доказывал, что ископаемый уголь, подобно торфу, образовался из растительных остатков, покрытых впоследствии пластами горных пород. Необходимо отметить, что Ломоносов первый указал на образование нефти из остатков организмов. Эта мысль получила подтверждение и признание только в XX веке.

Разговор о Ломоносове – о нашем бессмертном учителе – завершить невозможно, его можно только прервать. Одно могу пожелать всем нам в эти юбилейные дни: Давайте почаще обращаться к Ломоносову, изучать его деяния, его научный опыт. Перечитывать стихи первого русского академика. Например, такие:

Дерзайте ныне ободренны 
Раченьем вашим показать, 
Что может собственных Платонов 
И быстрых разумом Невтонов 
Российская земля рождать.