31 июля – день Военно-морского флота России

Он был непобедимым флотоводцем, буквально – не проиграл ни одного сражения. Как тактик и воспитатель армии, надолго опередил своё время. Достойный соратник и ученик Суворова, адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков.

Когда австрийский офицер в докладе упомянул «адмирала фон Ушакова», Суворов резко его прервал: «Возьми себе своё «фон», а русского адмирала, героя Калиакрии и Корфу, изволь величать Фёдором Фёдоровичем Ушаковым!». Возмущение Суворова понятно: Ушаков был, что называется, из перерусских русским, манерами напоминал простолюдина и держал себя вовсе не как аристократ-космополит. В те годы немногих блестящих русских аристократов можно было часто встретить в храме Божьем. Богомольный Ушаков, как и Суворов, был исключением из правил. Претили ему и пёстрые развлечения светской жизни. Ушаков привык к аскетическому матросскому быту, он не был богат и не стремился к наградам. Прирождённый воин и моряк, главной своей миссией он считал службу Отечеству. Как и Суворов, он чувствовал в себе силы преобразить русский военный флот, превратить его в непобедимый кулак, который утверждал могущество Российской империи в Чёрном и Средиземном море. Ушаков ошарашивал противника наступательными действиями, опережал его, умело сосредотачивал силы для решительного удара, был по-суворовски быстр. Его целью было уничтожение основных сил противника – то есть, кратчайший путь к полной победе. Потому успехи Ушакова всегда решительно содействовали общей победе России в кампаниях. Продвижение Ушакова по служебной лестнице не было быстрым: простодушному моряку не хватало дипломатических умений. На наше счастье, нашёлся в правящей элите влиятельный человек, оценивший таланты Ушакова, поверивший в него. Это был князь Таврический, Григорий Потёмкин – ещё один русский самородок, незаурядный полководец и выдающийся управленец. Как управленец (прозорливый, неутомимый!), Потёмкин не знал себе равных в истории дореволюционной России. Он сделал ставку на Ушакова – и тот ответил своему командующему незабываемой победой у мыса Калиакрия 31 июля 1791г. В этом сражении у русских было 16 линейных кораблей, 2 фрегата, 2 бомбардирских судна, брандер и 13 легких судов; у турок - 18 линейных кораблей, 17 фрегатов и 43 легких корабля. Командовал турецким флотом капудан-паша Гуссейн – один из лучших османских флотоводцев. Ушаков стремительно атаковал турецкую эскадру, удивив противника тем, что не перестраивал свою эскадру из походного порядка в боевой. Под огнём Ушаков прошёл между берегом и турецкой эскадрой, чтобы занять выгодное наветренное положение. Это и предопределило победу.

Передовой отряд османов под командованием Саида-Али пытался занять наветренное положение. Тогда Ушаков на корабле "Рождество Христово" вышел из строя и атаковал корабль Саида-Али. В своем донесении Потемкину Фёдор Фёдорович впечатляюще писал об этом моменте боя: "При том же заметил я, что Саид-Али с вице-адмиральским кораблем красного флага и другим большим и несколькими фрегатами, будучи сам передовым, спешил отделить вперед, выигрывая ветер, потому для предупреждения его нападения погнался я с кораблем "Рождеством Христовом" за ним, следуя вперед нашей линии, и сигналом подтвердил флоту исполнить поведенное и сомкнуть дистанцию. Построй ж я линию нашего флота в самом близком расстоянии против неприятельской и догнав передовой корабль паши Саид-Али, сигналом приказал всему флоту спуститься к неприятелю на ближнюю дистанцию, а корабль под флагом моим "Рождество Христово", приближаясь к передовому нашинскому кораблю в дистанцию полкабельтова, атаковал его".

Турки были ошеломлены и деморализованы. Бой продолжился преследованием турецких кораблей. В этом сражении Ушаков применил новаторский тактический прием - атаку со стороны берега, прием, который перенял затем знаменитый британец – адмирал Нельсон, использовав его через семь лет в Абукирском сражении против французской эскадры.

Великую роль сыграл Ушаков в кампаниях 1798 и 1799 года, действуя у берегов Италии против революционной Франции. Для генерала Бонапарта Ионические острова были стратегически важнейшим оплотом республики. 13 августа 1798 года эскадра адмирала Ушакова вышла из Севастополя и двинулась к Средиземному морю. Эскадра состояла из 6-ти кораблей, 7-и фрегатов и 3-х посыльных судов. На кораблях находилось 1700 солдат морской пехоты. После прибытия эскадры в Дарданеллы в подчинение Ушакову поступила турецкая эскадра: 4 корабля, 6 фрегатов и 14 канонерских лодок. Бывшие противники стали союзниками, как и англичане, которых на этом морском фронте представлял адмирал Нельсон. С 28 сентября по 5 ноября, Ушаков изгнал французов с островов Цериго, Занте, Кефалония и Санта Мавра и начал осаду острова Корфу, который считался ключом к Адриатике. Там находился сильный французский гарнизон. Для решительных действий Ушаков получил подкрепление из России и от турок. Почти четыре месяца шла осада Корфу – сильнейшей и, как считалось, неприступной морской крепости. И, наконец, штурм, сметавший по-суворовски все каноны военного искусства.

Получив весть о победе Ушакова на острове Корфу, Суворов воскликнул: "Великий Петр наш жив!.. Что он, по разбитии в 1714 году шведского флота при Аландских островах, произнес, а именно: "природа произвела Россию только одну: она соперницы не имеет", - то и теперь мы видим. Ура! Русскому Флоту!.. Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя мичманом?".

А закончился итальянский поход Ушакова вступлением в Вечный город – в Рим. Французы оставили его на условиях капитуляции, и русские моряки, не знавшие поражений, прошли победным маршем по древней столице.

Для сравнения вспомним, что в то самое время адмирал Нельсон осаждал Мальту с крепостью Ла-Валетта, которая была укреплена значительно слабее, чем Корфу. Осада шла больше года. Сам Нельсон взятия Мальты так и не дождался.

О других воинских и духовных подвигах Ушакова за последние полвека написано немало. Читайте и, пожалуйста, перечитывайте!

Мы по праву называем его Суворовым русского флота: Ушаков был воспитателем, отцом-командиром для офицеров и матросов, Ушаков произвёл революцию в тактике морских сражений, ломал шаблоны, выбирая кратчайший путь к победе, удивляла современников набожность Ушакова. Наконец, Ушаков, прослужив с оружием в руках четыре десятилетия, остался непобедимым. Как это по-суворовски!

Но при императоре Александре I Россия отказалась от амбиций великой военно-морской державы. Адмирал доживал свой век в отставке, возле Санаксарского монастыря, где служил Богу его праведный дядя – преподобный Феодор Ушаков, Феодор Санаксарский. Да и для самого адмирала с молодых лет (в том числе и в годы флотской службы) подвиг воина и подвиг монаха были слиты воедино. Россия стала забывать о великом адмирале. В XIX веке у него не было всенародной славы Суворова, Кутузова, Нахимова, Скобелева. Даже британского адмирала Нельсона в России знали лучше, чем Ушакова.

Несгибаемый в дыму сражений, Ушаков в жизни оставался скромным, смиренным человеком. И общество долго его недооценивало. У величайшего флотоводца не было первых степеней орденов Св. Георгия и Св. Владимира. Его не произвели ни в князья, ни в графы, ни в бароны… Для Ушакова не нашлось места ни на петербургском памятнике императрице Екатерине и великим деятелям её эпохи, ни на новгородском монументе, посвящённом тысячелетию России. Подвиги Ушакова не интересовали художников, поэтов. Да и военные историки не слишком усердствовали: упомяну лишь книгу Р.Скаловского, вышедшую в 1856-м году. Ушаков незаслуженно пребывал в тени славы других героев русской истории – до поры, до времени.

…В начале 1944 года Наркомат Военно-морского флота СССР обратился к Сталину с предложением учредить ордена и медали Ушакова и Нахимова. Встал вопрос: кого поставить выше? В те годы и в армии, и в народе гораздо популярнее был Нахимов. Севастопольская эпопея и подвиг Нахимова по дореволюционной традиции считались (и вполне обоснованно!) апофеозом героизма. Но адмирал Н.Г.Кузнецов понимал, что рядом с Ушаковым в истории русского флота просто некого поставить. Доводы Кузнецова убедили Сталина – и вождь СССР открыл дорогу учёным, художникам, писателям, кинематографистам для исследования и воспевания подвигов Ушакова. Даже в годы войны Верховный уделял время вопросу воссоздания портрета адмирала Ушакова. Михаил Михайлович Герасимов, изучив череп адмирала, представил свою версию портрета. Подключили к работе и экспертов из Академии художеств. Книги, картины, скульптуры…

Из многих изданий, посвящённых флотоводцу и вышедших после 1944-го, выделим великолепный трёхтомник под редакцией Р.Н.Мордвинова, в котором жизнь и деятельность Ушакова показана подробно, на основе документов и популярный исторический роман Леонтия Раковского, который во всех библиотеках СССР был вдрызг зачитан мальчишками. И вершина славы – кинодилогия Михаила Ромма: «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». Ушаков – Иван Переверзев! Этот актёр всю мощь своего таланта посвятил флоту: он играл главную роль в фильмах «Иван Никулин – русский матрос», а ещё были моряки в фильмах «Домой», «Повесть о «Неистовом», «Мичман Панин», «Сокровище республики», «День ангела»… Всегда элегантный, мужественно обаятельный Переверзев не отказывался и от характерных ролей, среди которых тоже запомнились моряки. Так, в многосерийном фильме «Человек в проходном дворе» он сыграл роль моряка Войтина – совсем не элегантного, несчастного, запутавшегося человека, который всё же сохранил в себе чувство чести.

Но коронной и, по признанию актёра, любимой ролью стал для Переверзева именно Ушаков – русский морской медведь, непобедимый и кроткий, сильный и милосердный. А ведь он играл именно «праведного воина», обратите внимание на глаза Переверзева в роли Ушакова, на внимательный, сострадательный взгляд.

После переверзевского «Отменно!» Ушаков навсегда занял заслуженное место в сонме сокровенных героев Отечества, известных всей России. Отныне Ушакова любят и почитают. Кто знает, случилось бы без этого фильма чудо канонизации Ушакова как местночтимого святого Саранской и Мордовской епархий в 2001-м году.

В октябре 2004-го Архиерейский собор Русской православной церкви причислил Ушакова к общецерковным святым в лике праведных. Праведный воин Феодор Ушаков – небесный покровитель военно-морского флота и стратегической авиации России.

Подвиги, одиночество, праведность, забвение, слава, икона – таков путь воина, начертанный свыше. Воистину неповторимый путь.