Он широко известен как автор более 50 книг прозы и драматургии, лауреат Государственной премии СССР, пламенный публицист и оратор, организатор Антифашистского конгресса деятелей культуры Галичины в 1936 году, комментатор украинских прифронтовых радиостанций в годы Великой Отечественной войны…

      Ровно через полвека в этом же городе в подъезде своего дома был обнаружен с размозженной головой Виталий Иванович Масловский – активный и бескомпромиссный продолжатель творческой деятельности Галана, посмертно удостоенный литературной премии его имени.

      В недавнем заявлении Антифашистского комитета Украины, в частности, говорится: «Фашистскими негодяями в 1999 году был подло убит доктор исторических наук, профессор Виталий Масловский из Львова. Несмотря на угрозы физической расправы, он до последних дней жизни разоблачал в своих работах преступления украинского буржуазного национализма, прислужничество ОУН-УПА перед гитлеровцами. Этот мужественный человек пал от рук бандеровских последышей».

     Так в разных временных периодах, но на параллельных курсах воевали словом два талантливых публициста и оба погибли на боевом посту. Галан и Масловский – бесстрашные бойцы идеологического фронта. Их произведения очень актуальны сейчас, когда, как подчеркивается в заявлении республиканского Антифашистского комитета, «национал-фашистская гадина, пользуясь открытой поддержкой правящей верхушки страны во главе с президентом, уже вползла в Украину».

      Прогрессивная общественность республики, все здравомыслящие люди не забудут об этих патриотах, сражавшихся, как солдаты в войну, на передовой. Яркая страница в биографии Галана – участие в Нюрнбергском процессе в качестве специального корреспондента газеты «Советская Украина». В ходе суда над главными гитлеровскими военными преступниками он создал целую серию памфлетов, с большой художественной силой нарисовав портреты Геринга, Риббентропа, Кальтенбруннера, Розенберга и других главарей третьего рейха, выглядевших, по его словам, на скамье подсудимых «пауками в банке».

     «Здесь нацизм лежит перед нами повергнутый и распластанный, здесь его анатомируют, − писал Ярослав Александрович. – Но когда вырезают раковую опухоль, в организме остаются метастазы, и это очень опасно. Из них может вырасти новая опухоль». Вот почему в те дни Галан был постоянно деятелен не только на процессе. Рискуя жизнью, он буквально исследовал Нюрнберг и его окрестности.

      Пользуясь правом журналиста-международника, проникал в лагеря интернированных американскими оккупационными войсками преступников, в том числе украинских националистов, верно служивших Гитлеру. Богатейший материал, собранный тогда писателем, стал основой его книг «Их лица», «То, чего не забывают», «Люди без родины», «На службе у сатаны», пьес «Под золотым орлом», «Лодка качается», «В Риме колокола звонят» и множества других произведений. Смелое и убедительное разоблачение предательской и антинародной деятельности Организации украинских националистов, ее тесного сотрудничества с фашизмом и униатской церковью стало одним из главных направлений в творчестве Галана. Он писал об этом в послевоенном Львове, где все еще часто совершали вылазки недобитки-бандеровцы, зверски расправлявшиеся с теми, кто не разделял их взгляды. Люто ненавидя писателя-трибуна, они открыто угрожали ему смертью. После нескольких неудачных покушений на Галана организацией его убийства занялся бывший прислужник католического митрополита Андрея Шептицкого, встречавшего гитлеровцев 30 июня 1941 года во Львове с хлебом-солью, Роман Щепанский. За вознаграждение в 20 тысяч рублей в 1949 году за черное дело взялись сын униатского священника Илларий Лукашевич и его сообщник-националист Михаил Стахур.

      Придя к Ярославу Александровичу осенним днем, они разыграли из себя поклонников его таланта, а затем нанесли ему одиннадцать ударов топором по голове. В ходе расследования их вина была полностью доказана. Палачей заслуженно покарали… В Украине была установлена республиканская премия имени Я.А. Галана за лучшие публицистические произведения. Его квартира стала мемориальным музеем. Казалось, что это имя навсегда останется в истории Украины. Увы, настала иная пора.

      В Западной Украине уничтожено в последние годы все, что было связано с выдающимся украинским советским писателем: снесены памятники, переименованы улицы, полностью изъяты из библиотек произведения Ярослава Александровича. «Самостийники» по-прежнему боятся его не потерявших злободневности памфлетов, четкой политической направленности книг, разоблачающих антинародную сущность национализма. Но вот – сенсационная новость. Будучи не в состоянии идейно противостоять Галану, нынешние фальсификаторы истории решили разыграть, как говорится, карту наоборот.

     Пользуясь тем, что школьники и студенты вообще лишены возможности ознакомиться с его творчеством, прыткие борзописцы с учеными степенями зачислили его в ряды… националистов! Для чего? Чтобы еще и еще раз вдолбить соотечественникам: в советские времена «рука Москвы» дотягивалась до всех, «москали» истребляли лучших представителей украинской интеллигенции, расправлялись с теми, кто временно поддерживал их, а затем «осознанно стал противником». Именно этому посвящена книга кандидатов юридических наук, профессоров Александра Бантышева и Арсена Ухаля «Убийство на заказ: кто же организовал убийство Ярослава Галана?», презентация которой состоялась в Ужгороде.

    По мнению авторов, писатель «прозрел» после войны и публично критиковал советский строй, противился «насильственной русификации Львова», за что и поплатился. Соответствующие службы тогдашнего Министерства государственной безопасности СССР спланировали, мол, убрать «заразившегося украинским национализмом деятеля», поручив бойцам специального подразделения (?!) войти в доверие к Галану и ликвидировать его. В итоге операция была будто бы успешно осуществлена «москалями», но виновных «выбрали среди студентов-патриотов, которых засудили за любовь к Украине».

     Эти бредовые выводы – в духе официальной политики нынешнего руководства Украины. Вполне вероятно, что через какое-то время националисты попытаются сделать «жертвой происков Москвы» и Масловского, продолжавшего дело Галана. В первые послевоенные годы Виталий был пионером. На Волыни в то время еще прятались в лесах банды Организации украинских националистов – Украинской повстанческой армии. Предатели и отщепенцы нападали на представителей Советской власти, вырезали семьи колхозных активистов, учителей и врачей. Не щадили они и детей. Когда Виталий гордо шагал в составе пионерского отряда по родному селу, брошенная из-за кустов граната разорвалась в гуще ребят. Несколько школьников погибли. Масловского посекли осколки. Он лишился левой руки. Так в семье прибавился еще один инвалид – отец и старший брат Виталия партизанили и были ранены в боях с гитлеровскими захватчиками. Трагедия не сломила сельского парнишку. Он никогда не менял своих идейных убеждений в зависимости от политической конъюнктуры. Его близкие друзья сейчас говорят: «Мы знали, что ему угрожают расправой, просили быть хоть чуть осторожнее, однако бесстрашие было его жизненным кредо».

     Масловский долго и кропотливо учился, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, стал профессором, возглавил ведущее направление в Институте общественных наук Академии наук Украины. На его авторитетные исторические исследования и сейчас ссылаются ученые многих стран, его учебниками пользовалось не одно поколение преподавателей и студентов.

    После провозглашения «незалежной» Украины научные мировоззрения Виталия Ивановича были признаны «антигосударственными», он оказался безработным. Попытки устроиться хотя бы лектором-почасовиком в другие вузы были бесплодными. Но Масловский продолжал плодотворно трудиться на боевом посту публициста, остро разоблачая реакционную сущность идеологии украинского национализма, антинародную политику нынешнего режима, обеляющего военных преступников из Организации украинских националистов – Украинской повстанческой армии. Его документальные книги «Оружие Ярослава Галана», «Желто-голубая мафия», «В борьбе с врагами социализма», «Земля обвиняет», «Дорога в бездну» и многие другие, а также сотни статей и очерков в периодической печати – убедительнейшие доказательства вины фашистских прислужников и палачей своего народа в годы Великой Отечественной войны, предателей и перерожденцев сегодняшних дней. Опровергнуть факты и выводы Масловского враги не могли: они подтверждались архивными документами, а цивилизованно дискутировать оголтелые националисты не умели никогда. У них другие методы «влияния»: шантаж, запугивания, силовое давление. На Виталия Ивановича началась охота.

     Десять лет назад, в конце 1999 года, Масловский получил из Москвы авторские экземпляры своей новой книги «С кем и против кого воевали украинские националисты в годы второй мировой войны». Как оказалось – последней. Он не успел подарить ее своим друзьям-единомышленникам. На письменном столе осталась очередная начатая статья.

    Соседи по старинному дому на улице Сербской во Львове обнаружили Виталия Ивановича в подъезде. Он лежал ничком на полу. Из размозженного затылка лилась кровь… Средства массовой информации поспешили тогда сообщить, что в ходе расследования скоро станут известны все участники нападения. Святая наивность! Уголовное дело замяли, все было оформлено как «несчастный случай». Виталия Ивановича похоронили в родном селе, неподалеку от города Ковеля Волынской области. Там, где его, мальчишку, пытались убить национал-фашисты сразу после войны.

Юрий Кириллов, член Национального союза писателей Украины,

секретарь правления Международной ассоциации писателей баталистов и маринистов.

г.Львов.