Без разведки армия слепа, а без военной контрразведки – беззащитна. Эта истина доказана всей историей Великой Отечественной, в ходе которой исход сражений, операций и целых кампаний не раз предрешался успешными действиями разведслужб и провалами контрразведок. Даже наши враги вынуждены признать, что в отличие от Красной Армии, не единожды терпевшей тяжелые поражения, советская военная контрразведка СМЕРШ фактически не знала серьезных неудач, «вчистую» переиграв хваленые спецслужбы Рейха. Достаточно сказать, что противник не получил агентурным путем ни одной информации из Ставки нашего Верховного Главнокомандования, зато Советское командование имело агентурную информацию обо всех стратегических операциях, которые планировались в ставке Гитлера…
«Зафронтовая работа» и зачистки тыла, охота за немецкими агентами и диверсионными группами, «прочески» местности и силовые задержания, погони и перестрелки, радиоигры с противником и внедрение собственных агентов во вражеские разведцентры – таков традиционный набор сюжетов сконцентрированных в документальном повествовании Юрия Ленчевского «Поединок, или Еще раз о «Смерше», которое готовится к изданию медиагруппой «Хранитель». Не раскрывая деталей авторского замысла, мы в День памяти и скорби решили сообщить «граду и миру» о том, что эта книга станет и нашей скромной эпитафией народному подвигу. 

Работа Ю.С.Ленчевского, конечно, не первое общедоступное издание, в котором со знанием дела рассказывается о вкладе органов государственной безопасности, военной контрразведки «Смерш» в Великую Победу. Читателям будет небезынтересно познакомиться с буднями советских контрразведчиков, которые, что называется, не пренебрегая деталями, создавали панораму  вражеских замыслов, подчас ценой собственных жизней срывали их, и в меру своих сил и средств прокладывали дорогу на Берлин!  

Архивы отечественных спецслужб хранят, например, такие данные о работе «смершевцев» среди военнопленных. За годы Второй мировой войны Красной Армией было пленено 4 377 300 солдат, офицеров и генералов вражеских европейских государств и 639 635 – Квантунской армии. Понятно, что среди них скрывались сотрудники спецслужб, в то время как завербованная и подготовленная ими агентура все еще продолжала стрелять в спину бойцам и командирам Красной Армии на освобожденных территориях. Однако подразделениями «Смерш» было установлено свыше 2000 бывших сотрудников германских Абвера и РСХА и около 900 разведчиков и контрразведчиков императорской Японии…

Хрестоматийный факт: в 1945 году часть наших войск, разгромивших гитлеровцев в Европе, была переброшена на Дальний Восток, где нанесла неожиданный удар Квантунской армии. Но мало кто знает, что идея того, как скрыть масштабную передислокацию войск, принадлежит военному контрразведчику…

Немало сказано Ю.С.Ленчевским о такой кропотливой работе «смершевцев», как фильтрация военнослужащих Красной Армии и других лиц, находившихся в плену или окружении противника, о случаях разоблачения Константином Сумцовым, от лица которого идет повествование, бывших карателей, пособников вражеских служб и их агентов. При этом автор неизменно подчеркивает, что и в условиях войны чекисты не пренебрегали законом. При том, что и они, как обычные люди, не были застрахованы от ошибок.

Документальная основа книги – несомненное достоинство авторского замысла. Достоверность, как подлинная , точная деталь, неизменно подкупает читательский интерес. Нельзя, например, без волнения читать строчки донесений 41-го года о готовности чекистов вступить в борьбу с противником  на улицах  осажденной столицы СССР.

 «Справка об организации диверсионно-террористических групп в рамках реализации «Московского плана»

14 октября 1941г.

Сов. секретно

Для товарища Л.П.Берии

            1-я группа – «З.П.» – диверсионно-террористическая группа. Состоит их 3 подгрупп, по 3 человека в каждой, – двух боевиков и одного хранителя оружия для каждой подгруппы. Созданы тайники, куда закладывается оружие и взрывчатка. Кроме того, организовано хранение взрывчатки за пределами Москвы, на территории испытательной станции Наркомзема.

            В непосредственном подчинении руководителя группы имеются две рации: одна из них действующая, другая – резервная (на случай выхода из строя первой). Подобраны и обучены радисты для обеих раций.

            Для выполнения специальных заданий руководителя создана группа из 3 разведчиков 3-го спецотдела НКВД СССР, которые переведены на нелегальное положение. Все участники группы имеют прикрытие, для хранения и работы раций подобраны конспиративные квартиры.

Члены группы связаны с руководителем в индивидуальном порядке, через связистов.

            2-я группа – «Рыбаки» – диверсионно-террористическая группа в составе 4 человек, имеющих опыт боевой работы. Руководитель группы – «Доктор» – чекист запаса,

переведен на нелегальное положение.

            Члены группы будут прикрывать свою работу слесарно-технической мастерской, имеющейся у агента «Голошин» (изобретатель). Группа имеет рацию: в качестве радистов подобраны муж и жена, прошедшие соответствующее обучение. Рация будет храниться и работать в загородной даче в Лосиноостровской. Для совершения диверсионно-террористических актов группе выделены оружие и взрывчатка, которые будут храниться в специальном тайнике.

            3-я группа – «Белорусы» – террористическая группа под руководством «Лена» – бывш. чекиста – участника Гражданской войны. Группа состоит из 4 работников 3-го спецотдела НКВД

СССР, изъявивших желание работать в тылу противника, и 3 девушек-агентов, прошедших боевую подготовку. Группа имеет в своем составе одного шофера-боевика, который по выполнении членами группы боевых заданий должен обеспечить их укрытие. Оружием и взрывчаткой группа снабжена. Сотрудники НКВД переведены на нелегальное положение и обеспечены прикрытием.

            4-я группа – «Дальневосточники» – диверсионная группа. Руководитель группы агент «Леонид» - бывший партизан, имеющий опыт подпольной и диверсионной работы в тылу японцев. Привлек к работе жену и 17- летнего сына. Переведен на нелегальное положение. Группа состоит из двух пятерок, действующих самостоятельно и связанных с «Леонидом» через руководителей пятерок. Группа будет осуществлять диверсионные акты на промышленных предприятиях и железнодорожном транспорте. Члены группы снабжены оружием и взрывчаткой.

            5-я группа – «Старики» – диверсионно-террористическая группа. Руководитель - «Клим» - ст. оперуполномоченный СПУ НКВД СССР. Группа состоит из 6 человек, бывших активных эсеров и анархистов, изъявивших желание работать в тылу противника. Все имеют опыт подпольной боевой работы. Для прикрытия «Клима» созданы слесарная мастерская и конспиративная квартира у агента «Снегурочка», на которой он «женат». Группа снабжена оружием и взрывчаткой. Кроме того, участнице группы «Герасимовой», поручено издавать антифашистские листовки, для чего она снабжена машинкой и стеклографом.

            6-я группа – «Преданные» – диверсионная группа в составе 4 человек под руководством агента «Поэт». Группа состоит из бывших командиров Красной Армии и работников ПВО, имеющих боевой опыт. Члены группы располагают тайником, снабженным взрывчаткой и оружием. Группа будет проводить диверсионные акты на железнодорожном транспорте.

            7-я группа – «Лихие» – террористическая группа, состоящая из 4 человек, бывших воспитанников Болшевской трудкоманды НКВД – в прошлом уголовных преступников. Руководитель группы – агент «Марков» – бывший уголовный преступник, грабитель. Группа будет использоваться по совершению террористических актов в отношении офицеров германской армии.

            8-я группа – «Семейка» – террористическая группа в составе 2 человек – мужа и жены (агенты «Альфред» и «Арбатская»), изъявивших желание остаться в тылу у немцев для террористической работы. «Альфред» – духовное лицо. Агент «Лекал» – бывший офицер царской армии, старый проверенный агент. Оставляется в тылу противника с поручениями разведывательного характера. Для успешного выполнения задания по нашему заданию женился на дочери бывшего владельца «Прохоровской мануфактуры», располагающей большими связями среди сотрудников немецкого посольства в Москве и белой эмиграции. В случае возвращения жене фабрик «Лекал» будет ими управлять и займет соответствующее общественное

положение.

            Агент «Тиски» – инженер, спортсмен, из дворян, мать осуждена к 8 годам ИТЛ за связь с сотрудниками немецкого посольства в Москве. Боевой и преданный агент. Оставляется в тылу с заданием внедриться в спортивные и молодежные фашистские организации и добиться

руководящего положения для совершения крупного террористического акта. «Тиски» прошел специальную подготовку в НКВД СССР.

            Агент «Уралов» – скульптор, имеет собственную скульптурную мастерскую. Оставляется в тылу у немцев для террористической работы. В мастерской «Уралова» создан тайник для хранения оружия и взрывчатых веществ. «Уралов» прошел специальную подготовку в НКВД

СССР…

            Агент «Строитель» – инженер-железнодорожник, дворянин. Бывший крупный  предприниматель. До революции знакомый бывших генералов царской армии и князей.

В тылу немцев «Строитель» организует проектно-строительное акционерное общество и добивается видного общественного положения. Сгруппировал вокруг себя группу пораженчески настроенных интеллигентов для «организованной встречи немцев». Будет использован по разведывательной работе и в зависимости от его отношения к своим обязанностям намечен для более активного использования.

            Агент «Кавказский» – бывший офицер царской армии, бывший крупный московский коммерсант. Жена – врач-гинеколог, обладает солидными связями в Берлине. Оставляются в тылу для разведывательной работы. Имеющееся у его жены, доставленное из Германии специальное оборудование используется для открытия частной гинекологической лечебницы. Кроме того, будет принимать участие в коммерческой деятельности торгового дома, который думают восстановить его братья, в прошлом владельцы крупного акционерного торгового дома на паях с немцами. Лечебница и торговый дом будут использованы для укрытия наших нелегальщиков.

            Агент «Железный» – инженер, научный работник, бывший офицер царской армии.

Оставляется в тылу немцев по собственному желанию с заданиями разведывательного характера. «Железный» имеет опыт работы в типографии, и ему поручено издавать антифашистские листовки. Снабжен пишущей машинкой, стеклографом и фотоаппаратом…

            Агент «Семенов» – видный театральный деятель. Оставляется в тылу немцев с заданиями разведывательного характера. Для прикрытия своей работы должен организовать драматический театр…

            Агент «Евгеньева» – жена бывшего немецкого барона, расстрелянного в 1918 году. Старый, проверенный агент. Оставляется в тылу с разведывательными заданиями.

            Агент «Лира» – аспирант консерватории, сотрудница профессора Квитко, видного  украинского националиста, под прикрытием которого будет вести разведывательную работу.

            Со всеми вышеперечисленными руководителями групп и агентами установлены пароли для связи.

КОБУЛОВ

ЦА ФСБ России, ф. К-1 ос, оп. 6, д. 84, л. 28-36.

Подлинник. Рукописный экземпляр исполнен Н.И. Эйтингоном».

 

            В известном смысле перед нами – всесословное, многонациональное патриотическое подполье. Лучшая часть того народа, который сегодня зажег свечи в знак скорби, памяти и поклонения перед своими мужественными предками.

                                                                                                           Медиагруппа «Хранитель».