В день памяти святого великого князя Владимира в церковных песнопениях поется: «Приидите, стецемся вси верно к честней памяти отца российскаго, начальника благочестия и проповедника веры и князей русских верховнаго… восхвалим великаго Владимира, апостолам равнаго».

Князь-язычник

Владимир был младшим сыном Киевского князя Святослава и внуком святой княгини Ольги, которая, несомненно, оказала на него большое влияние. Родился он около 960 года.

Отправляясь в 970 году в поход, из которого ему не суждено было вернуться, Святослав поделил Русскую землю между сыновьями: в Киеве стал княжить Ярополк; в Овруче, центре Древлянской земли, — Олег; Владимир получил в надел Новгород.

После гибели отца (в 972 году), когда начались ссоры между его старшими братьями, закончившиеся гибелью Олега, Владимир удалился за море к варягам. Через три года, вернувшись с варяжской дружиной, Владимир пошел войной на Ярополка, который к тому времени завладел и уделом Владимира. Вернув «свой» Новгород и хитростью умертвив брата, Владимир 11 июня 978 года вступил в Киев, став в 17 лет единодержцем Киевского государства.

В первые шесть лет своего княжения Владимир «покорил окрестные страны, одни — миром, а непокорных — мечом»: завоевал Галицию, победил вятичей и радимичей, камских болгар и печенегов, объединив земли восточных славян от Буга до Балтийского моря в единое государство — Киевскую Русь.

Отличаясь храбростью на войне, в мирное время он вел самую порочную жизнь, был весьма жесток и мстителен. Как ревностный язычник, Владимир воздвигал своим богам богатых идолов, поклонялся им, не возбранял и человеческие жертвоприношения... Но Господь готовил ему иное поприще — «и прииде на него посещение Вышнего, призре на него Всемилостиве око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения, да взыщет Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое».

Князь-христианин

Как писал летописец Нестор в «Повести временных лет» (XII век), разные народы, желая соединения с русским князем, присылали к Владимиру своих проповедников. В 986 году к нему «пришли болгары магометанской веры… потом пришли иноземцы из Рима… пришли хазарские евреи… затем… греки». И каждый проповедовал свое. Князь Владимир слушал всех с великим вниманием. В мусульманстве его привлекло многоженство, но обряд обрезания и отказ от вина пришелся ему не по душе. «Иноземцам из Рима» князь сказал: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли вашего учения». Иудеи из Хазарского каганата, ревнители ветхозаветной веры, услышали его вполне резонный вопрос: «Как же вы других учите, когда сами рассеяны вашим Богом?» - и, посрамленные, удалились. А вот с греческим проповедником Владимир беседовал долго, задавал ему вопросы о сущности христианства. Отпустив грека с дарами, Владимир собрал своих старшин и бояр на совет, на котором было решено послать в разные страны ученых мужей, чтобы разузнать о каждом вероисповедании «из первых рук».

Когда послы возвратились в Киев, они с восторгом говорили князю Владимиру о преимуществах Православной веры и богослужении Греческой церкви. Их слова: «Не знаем, на небесах ли мы были или на земле, — казалось, что вместе с людьми поют ангелы...» - оставили неизгладимый след в душе великого князя. И он решил принять Православие, ведь и бояре советовали ему то же: «Если бы греческий закон не был лучше других, то и бабка твоя Ольга не приняла бы его, а она была умнейшая из человеков». Да и внешние обстоятельства по Божьей воле складывались так, чтобы это его решение осуществилось.

В 987 году византийские императоры Константин и Василий, не имея достаточно сил, обратились к Владимиру с просьбой помочь им усмирить бунт полководца Варды Фоки. Киевский князь выдвинул условие: сестра императоров — царевна Анна станет его женой. Ввиду своего отчаянного положения императоры согласились, но, когда мятеж Фоки был подавлен, свое обязательство не выполнили. Тогда, собрав многочисленное войско, Владимир отправился к греческому городу Херсонес (Корсунь) и, овладев им, потребовал от Константина и Василия выполнения их обещания. В случае отказа Владимир грозил им завоеванием Царьграда. Понимая, что с русскими им не справиться, императоры согласились с требованием Владимира. Только князь руссов должен принять христианскую веру — не подобает порфирородной* принцессе родниться с язычником. Владимир согласился — внутренне он уже давно был готов к этому шагу.

Вскоре в Корсунь в сопровождении духовенства прибыла царевна Анна, но застала Владимира больным — у князя неожиданно сильно разболелись глаза. Думая, что так наказывают его языческие боги за то, что он отверг их, Владимир стал колебаться в своем решении креститься. Царевна Анна все же смогла уговорить князя принять Святое Крещение, чтобы исцелиться «от слепоты телесной и душевной». По преданию, как только князь погрузился в купель, он прозрел и в восторге воскликнул: «Ныне я познал Бога истинного!» С князем Владимиром приняли Святое Крещение и многие из его дружины.

Тогда же состоялось венчание 25-летнего князя Владимира, в крещении Василия, с царевной Анной. В сопровождении нескольких греческих епископов и священников молодые возвратились в Киев. С собой они привезли кресты, книги и святые иконы, в том числе и написанный, по преданию, евангелистом Лукой чудотворный образ Божией Матери, названный впоследствии Минским.

Владимир Красное Солнышко

В Киеве князь Владимир отпустил с миром своих четырех жен, окрестил двенадцать своих сыновей на том самом месте, которое и теперь называется Крещатиком, уничтожил пантеон идолов на княжеском дворе, а самого главного из них — Перуна — с серебряной головой и золотыми усами приказал сбросить в Днепр. Как писал летописец, «в лето 6496… Владимир же был рад, что познал Бога… И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие…»

По преданию, 1 августа 988 года князь Владимир повелел всем киевлянам приходить креститься на Днепр, при впадении в него речки Почайны. Освятив молитвой речные воды, все духовенство во главе с первым митрополитом Киевским Михаилом окрестило бесчисленное множество пришедших — «в тот день небо и земля ликовали».

На следующий год Владимир заложил первую на Руси каменную Десятинную церковь, которую строили греческие мастера. В 996 году эта церковь, украшенная мрамором, золотом и серебром, была освящена. Сюда был перенесен гроб святой равноапостольной княгини Ольги.

После Киева князь Владимир, хотя и с немалыми трудностями, усердно распространял и утверждал христианство и по другим городам Руси. Особенно долго язычество держалось на севере — в Новгороде, Ростове, Муроме… И всюду князь-христианин строил церкви, так что «всю землю Русскую и грады вся украси святыми церквами», заботился о духовенстве, открывал школы, строил новые города — Владимир Волынский, Владимир в Суздальской земле и другие.

Всех, знавших его прежде, удивляло духовное перерождение князя Владимира. Он буквально претворял в жизнь заповеди Христовы о помощи бедным, больным и обездоленным — кормил, поил, одевал их всех, выдавал деньги из своей казны, снаряжал особые возы с хлебом, мясом, рыбой, овощами, квасом и медом и развозил все это добро по домам немощных и престарелых.

15 июля (по старому стилю) 1015 года любимый и оплакиваемый всеми Великий Киевский князь Владимир (в народе его звали Красное Солнышко) скончался в своем загородном селе Берестове. Тело князя было положено в мраморном гробе в Десятинной церкви рядом с могилами святой Ольги и княгини Анны.

В 1635 году митрополит Киевский Петр Могила, осматривая Десятинную церковь, разоренную Батыем, открыл гробницу святого Владимира и обрел в ней честную главу равноапостольного князя. Теперь она хранится в Киево-Печерской лавре, в соборном Успенском храме вблизи иконостаса.

 
* Титул «порфирородные» получали те отпрыски императорского дома Византии, кто родился в императорском дворце. Там был «родильный дом» для царских детей, именуемый по названию породы красного отделочного камня «порфирой». Этим титулом подчеркивалось царское происхождение порфирородных в отличие от многочисленных узурпаторов, постоянно захватывающих византийский трон.