Днем рождения Пограничных войск считается 28 мая 1918 года, когда был подписан декрет об учреждении советской пограничной охраны. Но если быть точным: создание отечественной порубежной службы уходит в глубь истории.

В Древней Руси для защиты от набегов кочевников и охраны ее рубежей использовались системы оборонительных сооружений − Змиевы валы, Большая засечная черта, возводимые вдоль границ русских территорий, для присмотра за которыми создавалась засечная стража. Дозорные полки и заставы на юге страны упоминаются еще в хрониках времен Ивана Грозного, так что некоторые историки не без оснований считают, что нашей погранслужбе как государственному институту – по крайней мере четыре столетия.

С ХVIII века границы Российской империи охранялись специальным формированием − пограничной таможенной стражей, а с 1893 года − Отдельным корпусом пограничной стражи. Из истории не вычеркнуть высокую эффективность дореволюционной системы охраны границ, которую осуществляла эта самостоятельная войсковая структура. Служба в этом ведомстве считалась весьма престижной, а отбирали туда лучших офицеров и нижних чинов. Причем среди бывших царских офицеров-пограничников было немало таких, кто принял предложение советской власти о создании новой пограничной службы.

Этот момент хорошо отражен в телесериале «Государственная граница», который и по сей день пользуется успехом у зрителя. К слову, консультантом этой замечательной ленты был мой друг и коллега по военно-историческим изысканиям, ветеран погранвойск, фронтовик, доктор наук генерал-майор КГБ Петр Иванчишин. Сам же я не могу не вспомнить далекое время службы на Дальнем Востоке, в поселке с примечательным названием Пограничный. Именно в этих краях когда-то служил знаменитый следопыт Никита Карацупа, прошедший все ступени пограничной службы от рядового бойца до полковника, патриарха пограничной семейной династии.

С самого начала создания службы охраны границ новая власть и государство были вынуждены уделять очень серьезное внимание этой проблеме. Ведь наши государственные рубежи – самые протяженные в мире, а в то время молодое государство нового типа было объектом постоянных вооруженных выступлений, провокаций практически по всему периметру. Ведь в то время у Москвы не было друзей и союзников, за исключением, пожалуй, Монголии с ее обширной территорией, но крайне малочисленным населением.

Так или иначе, вышеназванная дата – 28 мая 1918 года – остается праздничной и для нынешнего поколения российских стражей границы. Факт этот представляется символичным: ведь при любом строе, при любом повороте истории пограничная безопасность является непременным компонентом безопасности национальной.

Весь тревожный предвоенный период система охраны наших границ была службой повышенной боевой готовности, а пограничные силы − частями и подразделениями переднего края. Отражением этой военно-исторической реальности служат вооруженные пограничные конфликты у озера Хасан (Приморский край, 1938г.), на реке Халхин-Гол (Монгольская Народная Республика, 1939г.). Разразившаяся тогда же «незнаменитая» война с Финляндией, по официальным данным, началась с вооруженных провокаций на границе.

Надо отдать должное тогдашней системе боевой учебы в пограничных частях и подразделениях. Особое внимание уделялось огневой, тактической, физической подготовке, навыкам рукопашного боя, искусству маскировки. Уровень общевойсковой и специальной подготовки был столь высок, что рядовой пограничник мог действовать как младший командир, а сержант – как офицер взводного звена. В полной мере это качество проявилось позднее, когда разразилась большая война и десятки тысяч «зеленых фуражек» ушли на фронт, стали бойцами диверсионно-разведывательных формирований и партизанских отрядов.

...Ранним воскресным утром 22 июня 1941 года по всей западной границе пограничники первыми приняли на себя мощнейшие удары гитлеровских полчищ, доселе прошедших с победными боями почти по всей Западной, Восточной и Северной Европе. Бойцы в зеленых фуражках не дрогнули и не отступили без приказа, до конца выполнив свой долг. Гарнизон Брестской крепости, в которой сражались и пограничники, целый месяц вел бои, оставаясь в глубоком тылу врага – к немалому изумлению немцев. Не потому ли сам фюрер приказал тогда: пограничников в плен не брать...

Эти факты общеизвестны. Но до сих во фронтовой хронике пограничных частей и подразделений есть страницы, не очень знакомые не только широкой общественности, но и историкам. Или же бывает так, что им ведомы приведенные ниже события, но не ведомо, что речь идет именно о пограничниках. Например, командиры партизанских и специальных формирований, действовавших в тылу врага, Герои Советского Союза Константин Карицкий, Иван Кудря, Дмитрий Медведев, Евгений Мирковский, Николай Прокопюк, Михаил Прудников были офицерами пограничных войск.

30 июня 1942 года началась эвакуация войск из Севастополя. В выполнении этой задачи большую роль сыграли моряки-пограничники 4-го и 8-го дивизионов сторожевых катеров (ДСКА). К концу 1942 года, когда немцы вошли в Новороссийск, дивизион Н.И. Сипягина перебазировался в Геленджикскую бухту. Несмотря на потери, он не только сохранил боеспособность, но и усилил огневую мощь, установив на катерах ракетное вооружение. Первая «морская катюша» для запуска 82-мм реактивных снарядов была установлена на катере СКА-084, затем еще на трех.

Моряки-пограничники 4-го и 8-го ДСКА отличились в Новороссийской десантной операции. 3 февраля 1943 года отряд особого назначения (273 человека) под командованием Ц.Л. Куникова быстро и бесшумно занял свои места на 7 катерах. Вместе с ними вышли два торпедных катера на случай необходимости прикрыть десантный отряд дымовой завесой и катер-тральщик – для огневой поддержки. По сигналу комдива Сипягина из Геленджика двинулись к месту высадки десанта. 4 февраля в 00 часов 50 минут по условному сигналу ракеты семерка катеров прорезала дымовую завесу и устремилась к берегу, ведя массированный орудийно-пулеметный огонь. Атака на шквалистой волне была столь внезапной, что катера за 3-5 минут без потерь высадили десантников.

За одну ночь каждый экипаж успел сделать по 2-3 боевых рейса. К утру на маленьком плацдарме под огнем врага сумели закрепиться 860 бойцов. 8 месяцев фашистские снаряды и бомбы вдоль и поперек перепахивали клочок этой Огненной Земли, на которой, кроме героев, не осталось ничего живого – ни птиц, ни травы.

В сентябре 1943 года настал день решительной схватки за Новороссийск. Активное участие в операции принимали катера под командованием Н.И. Сипягина. 6 суток длилась схватка за город, моряки-пограничники не знали ни сна, ни отдыха. Утром 16 сентября фашисты были выбиты из Новороссийска. Комдив Николай Сипягин был удостоен звания Героя Советского Союза, а его дивизион – ордена Красного Знамени и почетного наименования «Новороссийский».

Морские пограничники под командованием Сипягина участвовали в другой важной наступательной операции – высадке 18-й армии в район Эльтигена. В начале ноября 1943 года погода выдалась холодная и штормовая. Капитан 3 ранга Н.И Сипягин вел свой дивизион плотной двухкильватерной колонной. Два катера подорвались на минах, остальные сумели подойти к месту высадки.

Когда лучи немецких прожекторов впились в катера с таманского берега, ударила наша артиллерия. По приказанию Сипягина катера подошли ближе к берегу, чтобы поддержать десантников огнем, а потом перебросить на мотоботы тех, кто был на борту. Море кипело от разрывов вражеских снарядов, один из них попал в командирский катер. Осколок сразил Сипягина и еще нескольких человек. Погибшего комдива заменил в бою командир звена Леднев (к сожалению, в архивных документах его имя не указано).

Памятник морякам-катерникам я видел в Новороссийске, но там почему-то не указано, что они были из состава морских частей погранвойск. А жаль. Ведь подобные «мелочи» вряд ли уместны в таком важном деле, как сохранение и поддержание памяти о тех, кто невероятно трудными фронтовыми дорогами шел к Победе и привел к ней страну.

Вынужден сказать об этом и потому, что в даже в популярном справочнике «Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941– 1945. Люди. События. Факты», выпущенном вторым изданием уже в наши дни, к примеру, об ученом-гельминтологе К.И. Скрябине (при всем к нему уважении) сказано, а о Герое Советского Союза морском пограничнике Николае Сипягине даже не упоминается. Казалось бы, этот недосмотр могли исправить другие современные издания. Открываю фундаментальный военно-энциклопедический словарь, изданный уже в XXI веке. И что же? В толстенном полуторатысячестраничном томе в разделе на букву «С» можно прочесть о сипаях (индийских солдатах-наемниках), о синтагме – подразделении в армии Древней Македонии, но не о герое-пограничнике Сипягине.

Примечательные и малоосвещенные страницы в истории нашей погранслужбы – участие «зеленых фуражек» в афганской эпопее и в событиях, вызванных распадом СССР. Они ушли на российскую территорию организованно и сразу же приступили к оборудованию новых государственных рубежей. Ныне пограничники входят в состав ФСБ России. А возглавляет структуру первый заместитель Директора ФСБ России − руководитель Пограничной службы генерал армии Владимир Проничев.

Особенность деятельности погранслужбы на современном этапе заключается в смещении акцента с войсковой составляющей в охране границы на оперативный. Здесь первыми из силовых структур перешли на контрактную систему комплектования. Это позволяет отбирать лучших из лучших воинов, уже имеющих за плечами и образование не ниже среднего, и жизненный опыт, а многие и школу срочной службы на границе и в армии. Что же касается подготовки офицерских кадров для охраны границы, то один из престижных вузов действует в Подмосковье – в Голицыне. Здесь же находится и центральный пограничный госпиталь, оснащенный самым современным оборудованием и высококвалифицированными кадрами. А сами «зеленые фуражки» круглосуточно несут службу в аэропортах Шереметьево и Домодедово. Здесь проходит самый близкий к столице пограничный рубеж.

Владимир Рощупкин, профессор Академии военных наук, кавалер знака отличия «За заслуги в пограничной службе»