Советская Армия строилась как детище и неотъемлемая часть советского народа, школа дружбы равных наций и национальностей, как носительница идей свободы, справедливости, интернационализма, пламенного советского патриотизма, верности социалистическому государству.

 Миллионы фактов, в том числе десятки тысяч последних писем бойцов с фронта, написанных перед боем, собранных в пяти огромных томах, свидетельствуют, что духовная несгибаемость наших воинов базировалась на сплаве великих, благородных и справедливых идей и лучших нравственно-психологических качеств соотечественников.

Но важно иметь в виду, что идеология играет не только вдохновляющую и мобилизующую роль, но и дает ориентиры практической политике государства, является «компасом» при принятии решений по строительству, обороны, Вооруженных Сил, подготовке и ведению войны. Эта функция идеологии зачастую находится в тени, и автор задался целью показать ее «работу» перед и в ходе Великой Отечественной войны, понимая, что в статье можно лишь обозначить основные направления для дальнейших исследований.

 Идеал армии и воина нового типа

Задолго до войны 1941-1945 гг. в СССР велась активная работа по уяснению того, какая армия нужна для надежной защиты социалистического Отечества. Велись дискуссии, проводились конференции, публиковались научные труды. Менялись модели: народная милиция; добровольная гвардия, регулярная армия; смешанная − территориально-милиционные войска с кадровым ядром; массовая кадровая армия на основе всеобщей воинской обязанности; классовая, народная; средство политики и пронизанная политикой и идеологией социалистического государства.

Имея главным предназначением надежно защищать социалистическое Отечество, она призывалась быть школой высокой культуры, развития гражданственности у молодежи, нравственного совершенствования, физической закалки, подготовки юношей к будущему созидательному труду и активному участию в общественной жизни как активных строителей этого социалистического общества.

Изначально развивалась и осуществлялась идея создания армии, живущей единой жизнью с народом и верной только ему, активно участвующей во всех общественных делах, в том числе в формировании и осуществлении политики государства. Солдаты и матросы, командный состав вовлекались в историческое творчество новой жизни, в том числе самой новой армии. Избрание и работа военных на равных основаниях с другими гражданами в Советах, судах, руководящих органах компартии, общественных и творческих объединениях, право военнослужащих состоять в партии и комсомоле, участие во всех политических делах страны соответствовали великим идеям равенства, свободы, справедливости. Это был смелый вызов обществам, боявшимся пускать военных в политику, отнимавшим у армий политические права и свободы.

То обстоятельство, что в армии предусматривалось действие всей совокупности общественно-политических, культурно-просветительских, научно-технических, художественно-самодеятельных и иных организаций соответствовало идеям наиболее полной демократизации общества, дающей наиболее полный выход всем проявлениям социальной активности военнослужащих. Свободное и равноправное взаимодействие, здоровое «кровообращение» между гражданами и военными элементами общественного организма, максимально служило сплочению и укреплению сил общества. Во многом благодаря этому наша страна прошла через тяжелейшие испытания, сумела отразить фашистское нашествие, казалось бы, несокрушимой германской армии. Изначально в полной мере обогащению духовной жизни, развитию деловой и политической активности личного состава служила деятельность политорганов и партийных организаций, партийно-политическая работа в целом.

Но важно помнить, что все это способствовало в максимальной мере и боевому укреплению армии. Кстати, на боевую и техническую подготовку личного состава, а также офицерских кадров в училищах и академиях отводилось более 90% всего учебного времени. Даже в Военно-политической академии им. В.И.Ленина на это отводилось около 53-55% общего учебного времени.

Армия строилась как детище и неотъемлемая часть советского народа, школа дружбы равных наций и национальностей, как носительница идей свободы, справедливости, интернационализма, пламенного советского патриотизма, верности социалистическому государству. Модель социалистической армии и ее осуществление дали самую превосходную военную организацию, которая смогла остановить и разгромить самого могучего врага, которого когда-либо знала история.

Каждое государство вырабатывает свой идеал воина (рядового бойца, военного специалиста, командира, полководца), который соответствует его социально-политической природе, особенностям геополитического положения страны, предназначению, конкретным целям и задачам армии, требованиям войны. Это своеобразная «теоретическая модель», официальные представления об общем облике, комплексе необходимых качеств, стимулах и принципах деятельности и поведения воина, а также реальные персоны, признанные образцами их воплощения, на которые должен равняться личный состав вооруженных сил, в соответствии с которыми строится армейское обучение и воспитание. Определение содержания и реализация этого идеала существенно влияют на боевые возможности армии. Наши героические солдаты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. − плоды новой социалистической жизни, а также советской идеологии, воспитательной деятельности государства трудящихся.

В советской военной идеологии 20-30-х гг., особенно перед и в ходе войны с фашисткой Германией уделялось всему этому большое и нарастающее внимание. Речь шла о формировании «воина нового типа», существенно отличающегося от того, который был известен истории.

Некоторые полагают, что эта деятельность не дала ожидавшегося результата: СССР не смог выработать адекватный новой войне образ « идеального воина» и подготовить лучшего в мире солдата и военачальника. Его модель в этом деле была, якобы, слишком идеологизирована и политизирована, что задвигало внимание к военно-профессиональной подготовке воинов и эффективности ратных дел на задний план. И хотя Советская Армия стала победительницей, советский солдат не показал, якобы, превосходства по эффективности боевых действий. В советской идеологии-де идея героизма затмевала идею боевого мастерства и эффективности вооруженной борьбы. «В советской пропагандистской модели главное место было отведено именно теме подвига (Космодемьянская, Матросов, Гастелло). Превозносился героический поступок какого-то из бойцов в отдельно взятом − часто неравном − бою, причем зачастую закончившийся гибелью этого бойца»(1).

Немецкая «модель идеального воина» иногда ставится выше советской: в ней на первом месте была «производительность боевой работы», т.е. способность бойца уничтожать больше живой силы и техники противника. Успех воина определялся не героизмом, а сбитыми самолетами, сожженными танками, раздавленными орудиями и т.п (2)., а потому, мол, рекорды по этим показателям принадлежат германцам, и они в 3-7 раз выше советских, за исключением снайперской стрельбы из винтовки.

Нет спора − немецкие вояки были, как правило, большими мастерами военного дела: от рядовых до высших генералов. Сказывалось добротное общее образование, «технический менталитет», культ военного профессионализма, качественное военное обучение, больший боевой опыт, преимущества борьбы (внезапное нападение, лучшая техника в начале войны, принятие боя и сражения при превосходстве в силах и т.д.) По ряду этих показателей мы уступали в силу былой отсталости царской России, разорения страны первой мировой и гражданской войнами, а также иностранной военной интервенцией (1914-1920). В начале 20-х гг. более 80% населения было неграмотно, и хотя советская власть быстро с этим покончила, общий уровень образования еще не поднялся до необходимого. Военные училища и академии делали ускоренные выпуски. Советским воинам не хватало опыта боевых действий. Преодолевая большие трудности, СССР сумел подготовить воина, который защитил страну и спас мировую цивилизацию от невиданно мощного врага, равного которому история не знала и которого до этого никто не смог остановить и побить.

И большую роль в этом сыграло обоснование «модели» советского воина. Принципиально новым в ней было формирование воина-гражданина, политически сознательного и преданного новому строю, высококультурного, горячего патриота и интернационалиста, приверженного лучшим и самым благородным нормам морали, самоотверженно-героического, но и с «максимальной военной квалификацией», оснащением лучшим оружием, умеющим мастерски применить его. Уже с 20-х гг. ставилась цель сделать рядового солдата отличным военным специалистом, подготовленным на уровне младшего командира, «полуофицера». В армии кипело соревнование на лучшего стрелка, артиллериста, водителя танка, летчика и т.д., массовые движения за овладение высшими нормами в воинском мастерстве.

Идейно-политическое содержание советской модели, «идеального воина», в основе которой лежали благородные цели защиты Отечества, справедливых и освободительных войн, превосходства нового строя, высокой морали не только не мешали развитию боевого мастерства, а были мощными стимулами его усвоения и совершенствования, обеспечения невиданной боевой активности, инициативы и творчества в военном деле, массового героизма и в целом более высокой эффективности боевых действий. И здесь важно видеть не только тех или иных военных специалистов, но и общие их результаты, включая конечные итоги войны.

Считают, что рекорд по количеству сбитых самолетов в войне 1941-1945 гг. принадлежит немецкому асу Э.Хартману − 352 сбитых самолета, по танкам − летчику-бомбардировщику Руделю − 536 танков и т.д. Но общие потери самолетов у Германии почти в два раза выше, чем у СССР: немцы потеряли 101671 самолет, причем от советских войск − 76253, а наши потери − 43100 самолетов. И это потому, что наши наиболее эффективные летчики, создавая новую тактику боя, обучали ей других. Так, трижды Герой Советского Союза А.Покрышкин, сбивший лично в воздушных боях 59 самолетов противника, подготовил по своей тактической системе сотни летчиков, ставших высокими мастерами своего дела. Полк и дивизия, которыми он командовал, стояли далеко выше любой части и соединения ВВС Германии именно по боевой эффективности в целом. Тянулись к его примеру и другие. Советские воины уничтожили на 7420 немецких орудий и минометов больше, чем немцы советских. Но по танкам наши войска потеряли почти в 2,5 раза больше, чем немецкие.

Когда сравнивают боевую эффективность бойцов советской и германской армий 1941-1945 гг., важно брать не только рекордные личные количественные показатели по уничтожению живой силы и техники противника, но целую совокупность показателей, в том числе и качественных: характер идей и стимулов, лежащих в основе их действий, отношение к пленным, другим народам, местному населению занятых территорий, их материальным и духовным ценностям, благоприятствующие или затрудняющие условия (лучшее оружие, опыты, численное превосходство в одержанных победах и т.п.), а также учитывать, как все это влияло на самого человека и общество. Нельзя забывать, что фашистским воякам принадлежат многие зловещие и самые бесчеловечные «рекорды» : по массовым расстрелам и сожжениям пленных, мирного населения, включая стариков, женщин и детей, уничтожению культурных святынь, грабежам и т.п. Людские потери СССР потрясают −  более 27 млн человек. Но нередко забывают, что более 50% из них, а именно − 16,7 млн, составляют мирные граждане, ставшие жертвами варварских бомбардировок, организованных массовых уничтожений мирных людей немецко-фашистскими вояками. В зоне действия советских войск в Европе потери мирного населения составили всего около 1 млн человек. Советские войска не совершали массированных бомбардировок немецких городов, не допускали жестокого обращения с мирными гражданами и пленниками, оказывали помощь населению в снабжении продуктами, медикаментами, топливом, помогали в сельхозработах, спасали стариков, женщин и детей. Проводились специальные операции по выдавливанию без сражения вражеских войск из крупных населенных пунктов и промышленных районов (Силезская операция в Польше и др.) с целью спасения важных экономических объектов, ценностей искусства и культуры. В самое тяжелейшее время войны советские воины, ненавидя вооруженных врагов и беспощадно истребляя их, сохраняли уважение к немецкому народу, внесшему огромный вклад в мировую культуру.

В оценке боевой эффективности нельзя не учитывать так называемые «издержки», сопутствующий ущерб людям, производительным силам, культуре и т.д. По этим показателям фашистские вояки установили самые «высокие рекорды», прославившись как дикие варвары, звери, грабители и бездумные громилы. Ущерб от их нашествия составил треть национального богатства нашей страны, а в районах, подвергшихся оккупации - около двух третей. Полностью или частично было уничтожено и разграблено почти 32 тыс. промышленных предприятий, 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС, 216700 магазинов, столовых и ресторанов и других торговых предприятий, 4100 железнодорожных станций, 82,5 тыс. учебных заведений, 427 музеев, 43 тыс. библиотек и 167 театров. Было захвачено или уничтожено 7 млн лошадей, 17 млн голов крупного рогатого скота, 20 млн свиней, 27 млн овец и коз и т.д.

Одержав победу, советские воины завоевали при этом любовь и уважение всех честных и свободолюбивых людей планеты, а гитлеровские вояки - ненависть, позор и презрение. За их бесчеловечные деяния пришлось извиняться немецкому народу перед всем человечеством.

Советских воинов вела к победам новая военная элита − офицеры и генералы, выращенные в основном после Октября 1917 г. и проявившие способность руководить войсками в соответствии с самыми высокими достижениями военной науки и искусства, боевого опыта.

Академия военных наук выстроила  рейтинг полководцев Второй мировой войны, включая советских, союзнических и германских генералов. Для оценки применялся комплексный критерий, учитывающий характер войны и масштабы боевых действий, результаты боевой деятельности с точки зрения их военно-политического и стратегического значения; силу противодействия противника и степень сложности условий; цену победы, т.е. потери и приобретения; оригинальность и блистательность военного искусства, вклад в военную науку и др. Преимущественное положение согласно этому критерию отдано военачальникам нашей страны. Они превосходили противника глубиной ума и силой воли, организаторскими способностями и личным мужеством, умением предвидеть развитие событий, высокой нравственностью. К началу войны у нас было 1106 генералов и адмиралов. Во время войны это звание получили еще 3700 человек. Из 4800 погибли в бою 235, а всего с учетом убыли по болезни, из-за несчастных случаев, репрессий более 500 человек. В германской армии насчитывалось более 1500 генералов и адмиралов, но с учетом генералов вассальных войск, а также то, что почти треть наших находились на Дальнем Востоке, разница численности советских и германских генералов на советско-германском фронте была незначительная. Показательно, что германский генералитет, включая небоевые потери, потерял 963 человека, из которых погибли в бою 223. В плен попали 553 германских генерала, советских − 72. Покончили жизнь самоубийством, не желая попасть в плен, 64 немецких и 9 советских генерала.

У нас есть любители упрекать собственных военачальников в «непомерно» больших потерях, особенно в сравнении с союзниками. Но есть исследования, в которых убедительно доказывается, что никому не удавалось побеждать вермахт «малой кровью». Проведены сравнения схожих по масштабам, участвующим силам, результатам крупнейших операций наших и союзнических войск в последний период войны, например, Висло-Одерской операции Красной Армии и кампании союзников в Западной Германии от ее границ и до «встречи на Эльбе» (сентябрь 1944-апрель 1945 гг.). Общие потери союзников убитыми и ранеными оказались выше в 2,5 раза, 500 тыс. человек против наших 193 тыс. Безвозвратные потери союзников при освобождении Западной Европы сопоставимы с советскими в грандиозных наступательных операциях лета 1944 г. Причем доказано, что немцы охотнее бросали оружие и сдавались в плен именно союзникам. К моменту открытия союзниками второго фронта лучшие германские войска были уже перемолоты красноармейцами и генералами нашей армии. Как бы ни смотреть, но они добивали не самых сильных уцелевших. И один из исследователей справедливо заключает, что «...нет ровным счетом никаких разумных оснований предполагать, что Монтгомери, Паттон, Эйзенхауэр, − если бы от них потребовали провести наступление такого размаха, какое вела Красная Армия на фронте от Балтики до Дуная, − положили бы солдат меньше, чем Баграмян, Рокоссовский, Черняховский, Конев...».

Известно, что Гитлер считал американцев и англичан не такими стойкими противниками, как русские.

Создание превосходного офицерского корпуса неразрывно связано с верной военной политикой. Оно стало возможным в связи со стремительным экономическим, научно-техническим, культурным ростом страны. Огромную роль сыграла в этом и советская военная идеология, дававшая развивающийся идеал советского офицера и генерала, ориентиры и установки для планов и программ военно-учебных заведений, боевой и политической подготовки офицерского состава, личного самоусовершенствования.

Изначально в советском военном строительстве ставилась цель иметь офицера и генерала с научным мировоззрением, владеющего передовым диалектико-материалистическим методом изучения общественных явлений, в том числе войны. По военно-профессиональной подготовке они должны были «ни в чем не уступать командирам других армий, а превосходить их». Важнейшим требованием было не только высокое умение руководить подчиненными, обеспечивать их высокую боеготовность и боеспособность, но быть заботливыми, близкими, сливающимися с солдатской массой, активными общественниками. Важным считалось, чтобы они взяли на вооружение все ценное в опыте прошлого, а также современных армий. Еще в 20-х гг. сформировались установки на этот счет, которые сохраняют значение и сейчас.

Идея победы

В центре внимания советской военной идеологии всегда была идея (теория) победы. Иногда полагают, что в ее основу были положены взгляды К.Клаузевица на сущность и содержание феномена победы в войне, который определял ее как достижение цели войны, как разгром вооруженных сил противника, занятие его столицы, действенный удар по его главному союзнику. Он подчеркивал политическую сущность этого феномена как главного результата осуществления государственной политики в войне.

Взяв все ценное у Клаузевица, как и у других мыслителей, занимавшихся разработкой проблем победы в войне, советская военная идеология выдвинула качественно новую концепцию на этот счет. Она базировалась на диалектико-материалистическом понимании истории, исходила из реалий новой эпохи − эпохи противоборства двух противоположных социальных систем, их возможностей и перспектив, факта рождения новых видов и типов войн, революционных сдвигов в военном деле. Утвердились еще до 1941 г. принципиально новые взгляды на исторические, социальные, экономические, политические, духовно-нравственные, организационные и собственно военные аспекты победы в будущей большой войне, которые в основном подтвердились в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В основном были верно определены силы, которые предстояло одолеть во имя защиты социалистического отечества, каким должен быть субъект победы, уровень и масштабы усилий, характер и временные параметры борьбы, историческое значение и социальные последствия нашей победы. В частности, в приказах, выступлениях и статьях М.В.Фрунзе в бытность его наркомом военных и морских дел, председателем Реввоенсовета СССР указывалось, что оборону страны следует строить таким образом, чтобы можно было победить агрессоров даже в самых тяжелых условиях большой войны, «если бы на нас двинулись объединенные силы всего мирового империализма», хотя надо сделать все, чтобы не допустить изоляции страны и образования единого блока против нас. К тому же нельзя допустить чрезмерной милитаризации страны.

Ориентироваться на то, чтобы побеждать не числом, а умением, превосходящим военным искусством, учиться у таких величайших полководцев старой России, как А.Суворов» (3). Он подчеркивал, что субъектом победы в большой войне между противоположными системами будет не только армия, но все население страны, участвуя в борьбе с оружием в руках и; производя все необходимое для ее успешно: ведения, не только государство, но и все негосударственные (общественные организации − партийные, профсоюзные, советские и др.). Большое значение придавалось воспитанию и закреплению в армии и народе тех настроений чувств, которые нацеливают на неукротимое стремление к победе в борьбе с врагом. Неизменно напоминалось, что при резком возрастании роли материальных, особенно технических факторов победы, «в конечном счете, решающее слово все же останется за человеком, его интеллектуальными и моральными качествам психологической устойчивостью», «в войне… победит тот, у кого окажутся крепче нервы», но при этом помнить, что «крепость нервов определяется крепостью тыла», в первую очередь устойчивостью экономики.

Подчеркивалось, что в социальном и историческом плане от победы над агрессором будет зависеть судьба нового строя, жизнь и смерть целой системы и победа должна быть решительной, сокрушающей, полной и глубокой − конечной. Это означало не только «полное поражение армий противника, достигнутое в определенный момент», но и лишение его пространства (тыла) и времени, то есть возможности провести новую мобилизацию ресурсов, возродить вооруженные силы, восстановить фронт и продолжить борьбу с надеждой на успех. Этопредполагалось достичь мощным стратегическим наступлением, занятием территории, наиболее важных административных, экономических и военных объектов противника, отнятием у него союзников и т.п. Всесторонне обосновывалась возможность того, что когда настанет решающий момент, «победа останется за красными, политыми кровью трудящихся знаменами».

С началом фашистской агрессии 22 июня 1941 г. идея нашей победы в большой войне из плоскости теоретических изысканий перешла в конкретные первостепенной важности дела, от которых зависело само существование государства и народа. Первоначально ее содержание было определено в самом общем виде как ликвидация опасности, нависшей над СССР, а также освобождение от фашизма народов Европы посредством полного разгрома всех вражеских армий, в том числе далеко за пределами страны. Не все тогда такое всеохватывающее толкование победы восприняли как реалистичное. Тем более, наша армия терпела ужасные поражения и оставляла собственные огромные территории. И сейчас вторую ее часть − освобождение других европейских народов − нередко считают ненужной и вредной. За этим не всегда стоит только дурь.

Идея победы обогатилась важными принципиальными положениями об отношении победителей к побежденным − виновникам Второй мировой войны. После нанесения полного поражения и безоговорочной капитуляции фашистской Германии предусматривалась ее демилитаризация, денацификация и демократизация, т.е. такое ее преобразование, чтобы она никогда больше не могла стать источником новой агрессии. Этому было призвано служить полное ее разоружение, ликвидация военного производства, запрещение нацистской и милитаристской пропаганды, суровое наказание военных преступников, возмещение ущерба, нанесенного фашистами другим странам, в виде репараций с Германии и т.д. Но при этом, вопреки многим измышлениям, изначально исключалось уничтожение германского государства, ее народа или каких-либо частей его, немецкой культуры и т.п. Более того, с начала войны провозглашалось, что после искоренения нацизма и милитаризма Германия сможет занять достойное место в мировом сообществе наций. В самое тяжелое время, отвергая какие-либо инсинуации на этот счет, советское руководство заявило: «... было бы смешно отождествлять клику Гитлера с германским народом, с германским государством. Опыт истории говорит, что гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское − остаются» (4).      

Четко определялось и отношение победителей к освобождаемым от фашизма странам и народам: помощь в восстановлении свободы и независимости; полное право устраивать свою внутреннюю жизнь по собственному усмотрению без навязывания какой-либо воли со стороны победителей. Москва открещивалась от обвинений в стремлении «большевизировать» освобождаемые страны, устанавливать там коммунистические режимы, «экспортировать революцию», хотя и открыто заявляла, что хочет, чтобы там побеждали миролюбивые, прогрессивные и дружественные России общественно-политические силы. СССР действовал в полном соответствии с провозглашенными целями, нормами международного права. Насильственной «советизации» в ходе освободительной войны не было и не могло быть. Но народные массы ряда освобождаемых Красной Армией стран − в Венгрии, Румынии, Болгарии и других, активно боровшиеся с фашизмом, были против своих реакционных режимов, которые выступали союзниками или вассалами фашистов. В ходе борьбы право-демократические силы, которые стремились восстановить старые порядки, дискредитировавшие себя содействием гитлеровской Германии в подготовке и осуществлении агрессивных войн, отстранялись от власти. Народно-демократические революции в странах Восточной и Юго-Восточной Европы были логическим следствием антифашистской борьбы их народов, использовавших благоприятные условия, созданные победами советских вооруженных сил. Характерно, что пребывание советских войск в Иране, Норвегии, Дании, Австрии не изменило их буржуазно-демократического строя, что свидетельствует о невмешательстве в их внутренние дела.

Получили всестороннее обоснование международные, геополитические, правовые, организационные и другие аспекты закрепления победы.

Советское руководство подчеркивало, что «выиграть войну с Германией значит осуществить великое историческое дело. Но выиграть войну еще не значит обеспечить народам прочный мир и надежную безопасность в будущем. Задача состоит не только в том, чтобы выиграть войну, но и в том, чтобы сделать невозможным возникновение новой агрессии и новой войны, если не навсегда, то, по крайней мере, в течение длительного периода времени. Для этого решающее значение придавалось двум мерам: полному разоружению агрессивных государств и созданию Организации Объединенных Наций, обладающей необходимым количеством вооруженных сил для предотвращения, ликвидации агрессии и наказания виновников ее. Именно наличием у этой организации военных средств, правовых оснований и способности оперативно принимать решения на этот счет она должна была отличаться от Лиги Наций, которая ничего этого не имела и оказалась бессильной предотвратить Вторую мировую войну (5).

Эволюция представлений о содержании победы сочеталась с тщательной проработкой проблем мобилизации необходимых сил и средств, совершенствования всех форм борьбы с врагом ради ее достижения: положения о постоянно действующих факторах, определяющих ход и исход войны, превращение страны в боевой лагерь, единстве фронта и тыла, создании и укреплении международной антифашистской коалиции государств, взаимодействии восточного и западного фронтов союзников, объединении во имя разгрома фашизма всех прогрессивных сил мира и др.

Исключительно большое внимание уделялось морально-психологическим аспектам достижения победы; формированию у народа и армии, каждого гражданина твердой веры в нашу победу, преодолению мифов о непобедимости Германии и ее армии, пропаганде и возвышению бесстрашия, героизма и мастерства в вооруженной борьбе, самоотверженного труда в тылу.

Пропаганда и агитация исходила из того, что на войне важнее всего внушить веру в свои силы. Когда корреспондент «Красной звезды» А.Кривицкий, в самый кризисный момент сражения за Москву, представил материал о подвиге двадцати восьми панфиловцев, ценою жизни остановивших лавину фашистских танков, рвавшихся к столице, все газеты опубликовали его самым ярким образом. Через три дня издательство «Правда», а затем «Воениздат» и «Молодая гвардия» миллионными тиражами выпустили брошюру об этом подвиге. Эти материалы были размножены большинством подпольных типографий, действовавших на оккупированной врагом территории. Подвиг панфиловцев был отражен в выступлениях руководителей Советского государства, в произведениях литературы и искусства. Вскоре появились поэмы Н.Тихонова и М.Светлова, знаменитая песня И.Дунаевского «Моя Москва» и другие произведения. В полной мере «работали традиции героической защиты Родины нашими предками». В советской идеологии первостепенное внимание уделялось воспитанию граждан и воинов на примерах лучших воинов.

Победное умонастроение советских людей не покидало их в самые драматические моменты борьбы: в пору жестоких неудач, вынужденного оставления родной Земли, в неравных боях в отрыве от своих войск, когда, казалось бы, враг одолевал. Оно вдохновляло бойцов на грани жизни и смерти, не затихало в израненных и умирающих на поле сражения, оно воплощалось в самоотверженных подвигах, массовом героизме, неукротимой боевой активности, применении творческих приемов и способов борьбы.

Главным источником Великой Победы СССР над фашистской Германией были превосходящая организация советского общества (Советская власть), государственный строй, культивировавший дружбу и братство народов нашей страны, первоклассная Советская Армия. Игнорирование или выхолащивание этой социальной сущности победы есть либо крайнее невежество, либо умышленная ложь для деморализации нашего народа в угоду враждебным России силам Запада.

Путь к Победе в большой войне немыслим без предварительной подготовки страны к обороне, создания заблаговременно хотя бы минимально необходимых для этого материальных и духовных возможностей, без способности выдерживать неудачи и поражения, умения переламывать кризисную ситуацию, не расслабляться и наращивать успехи, не зазнаваться и быть самокритичными, избежать «пирровой победы», использовать потенциал завоеванной победы на благо мира и процветания своего государства и народа. Победитель должен правильно распорядиться той новой силой и возможностью, которые дает победа. Л.Толстой в «Войне и мире» писал, что победа над Наполеоном 1813 г. открывала большие перспективы сделать благо для народа России, но власть впала в апатию и отвернулась от возможностей, которые давались победой. После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. советское государство и наш народ совершили новую победу - за три года восстановили разрушенное войной хозяйство, вышли на самые передовые рубежи в развитии экономики, науки и техники (овладение атомной энергией, выход в космос).

***

В этой статье в самом общем плане поставлены вопросы о роли советской идеологии в обеспечении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Многое здесь нуждается в более детальной проработке, в том числе уяснение действительных слабых мест и недостатков идеологии. В данном случае обращено внимание лишь на главные направления ее содержания и действия. Усвоение этих уроков имеет первостепенное значение для формирования и претворения в жизнь идеологии выхода России из кризиса и движения вперед − к благополучию и будущему взлету.

 Владимир Серебрянников, доктор философских наук, профессор, генерал-лейтенант в отставке.


1 «Независимое военное обозрение». 2004, №22 (382). С. 1 -3.

2 Там же.

3 Фрунзе М.В. Избранные сочинения. Сс.143, 144, 202-204, 221 и др.

4 Там же.

5 См. Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза.